Получи документы

Рабочая образовательная программа старшей группы «Юные краеведы»

Наталия Забанова
Рабочая образовательная программа старшей группы «Юные краеведы»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая образовательная программа старшей группы (5–6 лет) «Юные краеведы»

Пояснительная записка

Программа кружка «Краеведы» является программой экологической направленности, созданной на основе общеобразовательной программы МБДОУ д /с «Родничок». Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Публикация «Рабочая образовательная программа старшей группы „Юные краеведы“» размещена в разделах

Обоснование актуальности программы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, поселком, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной поселок. Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Возраст – старшие дошкольники

Кол-во детей: 15 человек

Реализация кружка – 2 года

Форма работы : групповая

Планом работы кружка определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

2 раздел «Поселок, в котором я живу».

3 раздел «Наш край».

4 раздел «Моя родина – Россия».

1 раздел «Вот эта улица, вот этот дом»

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Цель: формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины.

Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения поселка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного поселка.

Задачи:

- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

- Расширять представления о природных богатствах Тамбовской земли, Токаревском районе : растительном и животном мире.

- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

2 раздел «Поселок, в котором я живу»

Цель: формирование элементарных представлений об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях поселка, социально-экономической значимости поселка.

Задачи:

- формировать представление об исторических корнях поселка.

- расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости поселка.

- воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

3 раздел «Наш край»

Цель: формировать представление о народах, живущих в поселке, природе, которая их окружает и культуре, которую они представляют.

Задачи:

- формировать представление об основных профессиях жителей поселка.

- вызвать интерес к жизни людей Тамбовской области, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

- воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

- показать красоту природы Тамбовского края.

4 раздел «Моя родина – Россия»

Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны-России; воспитание любви и привязанности к родной стране.

Задачи:

- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России;

- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;

- воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Краеведы» адресована детям старшего дошкольного возраста и рассчитана на два учебных года.

Учитывая особенности детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Первые два раздела: «Вот эта улица, вот этот дом», «Город, в котором я живу» адресованы детям старшего дошкольного возраста. Реализация разделов «Наш край», «Моя родина – Россия» предполагается в подготовительной к школе группе.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Ожидаемые результаты

Реализация программы данного кружка позволит:

- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине, родному краю, городу, в котором живёшь;

- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;

- привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Способы фиксации результатов: размещение материалов на сайтах различного уровня

Формы подведения итогов работы кружка • Составление отчёта о работе кружка в форме проекта.

• Проведение выставок детских работ.

Реализация Программы в старшем дошкольном возрасте (1 год обучения)

Месяц:

Содержание:

Цель:

Октябрь

Тема: «Вот эта улица, вот этот дом…»

1. Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

2. Семейные проекты «Знакомство с названием улицы, на которой живу».

3. Рисование «Моя улица».

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о своем крае, районе, развитие познавательной активности.

Ноябрь

Тема: «Поселок, в котором я живу».

1. Беседы о местоположении поселка, климате, природе и полезных ископаемых символике родного города.

2. Рассматривание фотографий «Достопримечательности поселка».

3. Экскурсия по поселку (значимые объекты поселка)

4. Экскурсии в музей, экскурсия на реку Битюг, Большой Эртиль.

5. Наблюдения на прогулке.

6. Заучивание стихов и песен о родном поселке.

Цель: Воспитывать патриотические чувства к родному поселку.

Декабрь

Тема: «Наш край»

1. Знакомство с картой Токаревского района.

2. Познакомить детей с символикой Токаревского района.

3. Коллективная аппликация «Герб моего края».

4. Знакомство с писателями Н. Вирты, П. Сажина, А. Акулинина, М. Румянцевой. Чтение произведений о Тамбовской земле.

5. Народы, живущие рядом с нами (рассматривание альбомов с иллюстрациями коренных жителей, их быта).

6. Рисование: пейзаж родного поселка

7. Игры коренных жителей.

Цель: Закрепление знаний детей о природе родного края, о людях живущих в нашем регионе, об их жизни и быте.

Январь

Тема: «Чудеса Токаревского района»

1. Рассматривание иллюстраций на тему: «Токаревский район»

2. Знакомство детей с художественными произведениями писателей и поэтов.

3. Рисование «Я живу в Тамбовской области», лепка «Подсолнух» «Тамбовский волк», ручной труд «Мельница», аппликация коллективная «Токаревский район! Он почти бесконечный»

4. Игровая ситуация общения «Чудеса нашего края»

Цель: закрепление знаний и расширение представлений детей о Токаревском районе.

Февраль

Тема: «Красная книга Тамбовской области»

1. Рассматривание слайдов о редких животных и растениях Тамбовской области.

2. Дидактическая игра «Красная книга»

3. Игровая ситуация общения «Красная книга Тамбовской области»

Цель: Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны, занесенные в Красную Книгу. Развивать интерес и бережное отношение к природе нашего края.

Март

Тема: «Животный мир Токаревского района»

1. Чтение произведений о животных.

2. Рассказы детей о животных.

3. Составление коллажа «Кто живёт в нашем поселке»

Цель: воспитание любви, уважения к своей улице, желание облагородить ее.

Апрель

Тема: «Растительный мир Тамбовской области»

1. Чтение произведений о природе.

2. Рассказы детей о красоте Тамбовской природы.

3. Чтение произведений из книги «Лукошко для дошкольников»

4. Вечер загадок "Кто живет?" "Что растет?"

5. Рисование «Деревья и кустарники моего поселка»

Цель: Знакомство с достопримечательностями поселка, воспитание любви к поселку, в котором живешь.

Реализация Программы в подготовительной к школе группе (2 год обучения)

Месяц:

Содержание:

Цель:

Сентябрь

Тема: «Наша страна Россия»

1. Беседы о России;

2. Заучивание стихов о России;

3. Рассматривание «Книги сказок народов России», чтение.

Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: глобус.

Октябрь

Тема: «Главный город нашей страны»

Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, слайды.

1. Слайд-шоу «Город герой – Москва»;

2. Беседа о главном городе России;

3. Рисование всей семьё й на тему: - «Красная площадь, стены и башни московского Кремля»;

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Ноябрь

Тема: История России. Символика страны – герб, флаг, гимн.

1. Оформление фотоальбома «Моя страна»

2. Заучивание пословиц и поговорок о Родине.

Цель: закрепить знания детей о природе России, об истории возникновения страны, ее символики.

Декабрь

Тема: «Города России»

Оборудование и материалы: видео с видами городов России.

1. Знакомство с крупными городами России, являющимися её гордостью;

2. Слайд-шоу «Города России»

Цель: познакомить детей с крупными городами России, побуждать детей восхищаться их красотой, воспитывать патриотические чувства.

Январь

Тема: «Какие народы живут в России»

Оборудование и материалы: слайды с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

1. Чтение сказок народов России.

2. Рассматривание детского атласа «Мой мир»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Февраль

Тема: «Русские народные промыслы»

Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.

1. Беседы о русских народных промыслах.

2. Декоративное рисование:

- «Русская матрёшка»;

- «Дымково» - роспись глиняных дымковских игрушек.

Цель: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.

Март

Тема: «Климатические зоны России»

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, атрибуты для игры «С какого дерева листок».

1. Беседы о тундре, тайге, средней полосе, степи;

2. Рассматривание слайдов.

Цель: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.

Апрель

Тема: «Голубые реки России»

Оборудование и материалы: видео или иллюстрации с изображением рек, известных озер России.

Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с реками, с озерами России.

Май

Тема: «9 мая – День Победы»

1. Экскурия к обелиску павших героев.

2. Художественное творчество. Рисование «Салют победы»

3. Чтение С. Михалков «День Победы», А. Митяев «Землянка», очерки о детях-героях.

4. Д/и «Подбери эмблему воину»

Задачи: закреплять знания о родах войск.

Цель: закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой отечественной войны, как живущие помнят о них, воспитывать чувство уважения к ветеранам великой отечественной войны, желание заботиться о них.

Публикации по теме:

Рабочая образовательная программа младшей группы № п/п Содержание Стр. I Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации рабочей программы в соответствии с ФГОС дошкольного.

Рабочая образовательная программа средней группы .

Рабочая образовательная программа средней группы общеразвивающей направленности I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа для детей средней группы №1 “Колосок” (Далее - Программа) разработана в соответствии.

Рабочая образовательная программа в старшей группе 1. Целевой раздел Пояснительная записка Цель и задачи рабочей Программы Принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные.

Рабочая образовательная программа старшей группы Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1 Цель реализации Программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования 1.2 Задачи.

Рабочая образовательная программа старшей группы Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1 Цель реализации Программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования 1.2 Задачи.

Рабочая программа по экологическому образованию для детей средней группы «Юные экологи» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Ромашка», Детский сад № 22 Рабочая программа по экологическому образованию.

Рабочая программа старшей группы I Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации программы Рабочая программа (далее Программа) составлена на.

Рабочая программа старшей группы Содержание Стр. I. Целевой раздел Обязательная часть 1.1.1. Пояснительная записка а) цели и задачи реализации Программы б) принципы.

Рабочая программа старшей группы Рабочая программа старшей группы Содержание Стр. I. Целевой раздел Обязательная часть 1.1.1. Пояснительная записка а) цели и задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая образовательная программа старшей группы «Юные краеведы»
Опубликовано: 8 августа 2018 в 21:31
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая образовательная программа старшей группы «Юные краеведы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Забанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД