Бородина Елена Павловна
Проект «Юные метеорологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Юные метеорологи
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 36 «Флажок»
ПРОЕКТ
«ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ»
Воспитатель : Бородина Елена Павловна
Актуальность проекта :
• Знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую станцию;
Публикация «Проект „Юные метеорологи“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• Занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
• У детей в ходе организованной деятельности будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).
Цель проекта : формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога.
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;
- формировать представления о четырех частях света;
- организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой.
Предполагаемый результат:
1. дети узнают
• о значении погоды в жизни человека
• о метеорологии, как науки;
• о профессии метеоролога;
• о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра;
• о метеоприборах;
2. дети смогут
• использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой;
• делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов
Формы работы по проекту :
1. Беседы
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
4. Опыты-эксперименты
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Слушанье музыки
Этапы работы
- подготовительный этап
- основной (практический)
- итоговый
Блоки:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Беседы:
«Что такое погода?»
Цель: знакомство с погодными явлениями
«Народные приметы»
Цель: знакомство с приметами предсказателями
«Загадки планеты Земля»
Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца
«Что такое компас?»
Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом
«Откуда дует ветер?»
Цель: знакомство с флюгером
«Какие бывают термометры»
Цель: уточнять знания о термометре воздуха
«Чем измерить силу ветра?»
Цель: знакомство с анемометром, со способом определения силы ветра
«Для чего нужен барометр?»
Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним
«История зарождения метеорологии, как науки»
Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога
Наблюдения в природе:
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа на метеостанции (улица). ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Цель:
- закрепление знаний о метеоприборах;
- выработать навыки использования приборов метеостанции (ежедневная работа на метеостанции);
- учить работать с пиктограммами, обозначающими состояние погоды (работа с листом наблюдений и показаний);
Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой:
• наблюдают за небом и облачностью
• с помощью ветромера дают относительную оценку силы ветра
• с помощью флюгера определяют стороны света и направление ветра
• измеряют количество осадков с помощью дождемера или снегомера
• определяют температуру воздуха с помощью термометра
• с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды на следующий день
Далее дети работают с листом наблюдений и показаний, куда заносят данные наблюдений и показаний метеоприборов.
Работа с Картой погоды. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
- дети переносят данные с листа наблюдений и показаний на Карту погоды, выставляя карточки-обозначения, и анализируют показания двух дней наблюдений за погодой
Работа с Дневником наблюдений. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
- дети заносят данные в Дневник наблюдений за погодой
Опыты-эксперименты: ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
1. Опыт с воздухом – «Сколько весит воздух?»
2. Опыт – «Сколько из снега получается воды?»
3. Опыт – «Дождь в банке».
4. Опыт- «Сиреневый туман»
Чтение художественной литературы
• стихи;
• загадки;
• пословицы;
• поговорки;
• В. Бианки «Синичкин календарь», «Народные приметы».
Дидактические игры:
Дидактическая игра «Прогноз погоды»
Вид игры: Экологической направленности. Дидактическая задача: Формировать: - Желание оберегать и охранять природу; - Представления о погодных изменениях в природе; - Ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному миру. Развивать: - Представления о том, какие погодные явления есть в природе; - Интерес и любовь ко всему живому; - Умение работать в коллективе; - Мелкую моторику рук; - Память, мышление, внимание, воображение. Закреплять: - Знания детей погодных явлениях в природе; Расширять: - Словарный запас слов. Ход игры: I вариант: Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображено погодное явление-дождь, ветер, солнце и др. Ребенок должен подобрать карточку-картинку и расположить ее в нижнем правом углу. Например, нарисован дождь - надо подобрать карточку с изображением дождя. За правильное выполненное задание участник дидактической игры «Прогноз погоды» получает фишку. Игра проводится несколько раз. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек II вариант: Второй вариант игры проводится детьми самостоятельно. После приобретения навыка игры дети могут играть без помощи взрослого. Фишки в данном варианте не используются. Методические указания к игре: Игра «Прогноз погоды!» способствует воспитанию заботливого и бережного отношения ко всему живому. Формирует экологическую культуру и экологическое сознание детей. Использование дидактической игры: В ходе самостоятельной деятельности детей; В ходе проведения с детьми дошкольного возраста НОД по формированию экологических представлений. Организация деятельности детей: Во время использования дидактической игры «Прогноз погоды!» может быть организована деятельность детей, как индивидуального характера, так и с подгруппой детей.
Дидактическая игра: «Какая сегодня погода?»
Цель: учить детей обозначать знаками разные состояния осенней погоды.
Игровые действия: придумывание условных обозначений разных состояний погоды, сообщение жителям города сведений о погоде.
Правила: сообщать сведения о погоде жителям города, используя рисунки с условными обозначениями только после того, как воспитатель даст определенные сведения.
Планируемые результаты деятельности: - Дети получат более глубокие знания о временах года и их особенностях; - На основе полученных знаний дети смогут определять состояние погоды; - Расширится кругозор детей, способствующий развитию бережного отношения к природе.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что с помощью простого рисунка можно обозначать что угодно, в том числе и погоду. Объяснить, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах — для экипажей кораблей, уходящих в плавание, и в аэропортах — для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Предложить детям придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; когда все небо в тучах (пасмурный); дождливый день; ветреный день и т. д. Детям предоставляется возможность сначала самим выполнить задание. Затем, подобрать отдельные картинки или небольшие рисунки с изображениями солнца, тучи, дождя, волны, склоненного ветром дерева. Все рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми. Когда рисунки будут готовы и дети поймут, как обозначают с их помощью погоду, можно поиграть в бюро прогнозов погоды. Например, объявить, что пошел дождь, а ребенок подбирает карточку с дождинками. Постепенно имеющиеся изображения дополняются новыми. Детям предлагается обозначить те изменения
погоды, которые еще не встречались в игре. Игру можно усложнить: изобразить 2-3 значка на одной карточке (солнце и ветер, дождь и тучи и т. д.)
Дидактическая игра: «Ветреная и безветренная погода».
Цель: научить детей определять и доказывать наличие или отсутствие ветра на картинке.
Игровая задача: объяснить причину выбора.
Игровые действия: разложить картинки по группам. Ход игры: Детям предлагаются картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. Дети раскладывают картинки на группы и по каждой составляют рассказ о том, почему они считают, что изображена названная ими погода.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Предполагаем сформировать базу для развития у детей словесно-логического мышления, в ходе их работы с метеостанцией.
1. Измерение глубины снежного покрова.
2. Забор снега для исследования.
3. Измерение направления ветра и сторон света с помощью флюгера.
4. Исследование снега
5. Измерение температуры воздуха с помощью термометра.
Приложение 1. Работа на метеостанции.
Приложение 2. Работа с Картой погоды.
Приложение 3. Работа с Дневником наблюдений.
Опыты-эксперименты: ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Опыт – «Сколько из снега получается воды?»
Опыт – «Дождь в банке».
Опыт - «Сиреневый туман».