Дарья Кухтин
Занятие по речевому развитию «Автоматизация звука [Г]»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука Г
1. Повтори слоги и слоговые ряды:
ГА, ГО, ГУ, ГЭ, ГЫ
га-га-га га-го-гу-гы ага-ого-угу-эгэ аг-ог-уг-эг
го-го-го го-гу-гы-га oго-угу-эгэ-ага ог-уг-эг-аг
гу-гу-гу гу-гы-га-го угу-эгэ-ага-ого уг-эг-аг-ог
гы-гы-гы гы-га-го-гу эгэ-ага-ого-угу эг-аг-ог-уг
2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Г».
А У Г И О Г Г Э Г Ы И Г А Г Э О Ы А Г
Б Р Д Г С Г Т М Н Г Ш Щ З Г
ГА НЫ РО СЫ ГУ ГО ЛА ГЭ МУ ТО
НОС ГУБА РОТ ГНОМ ГОД ВАТА ГУСЬ
ГРУША ГРАЧ НОТА ЕДА ГРЫЗУН ЛОПАТА ГРАБЛИ
ТОПОТ ИГРА БРИГАДА СТОРОЖ МАКУШКА БРЫЗГАТЬ
3. Повтори слова с прямыми слогами.
Звук находится в начале слова:
гав гак гамак гавкать гости губы
гад гать год гадать годик губит
газы гамма гаф гадина гога гума
гана гай газета гамма гомон гудеть
гаты гага газон гобой готовый гусли
Галя гам гной гонит гот гуава
гап газы гавана гонка гони гусак
гасит гайка галифе готов год густо
Звук находится в середине слова:
ага яга нега бегут вагон огонь
юга агат ноготь бегом навага уголь
иго фольга книга багаж бумага дуга
угон ягода телега богач йога попугай
много загадка нога хапуга тайга снега
гугу юнга выбегу фуга побегу наган
4. Повтори слоги со стечением согласных:
(Можно использовать и другие сочетания звуков, если ребенок правильно их произносит, например: пга-, бга-)
Гва – гво – гву - гвэ мга – мго – мгу – мгэ
Гна – гно – гну - гны вга – вго – вгу – вгэ
Гда – гдо – гду - гды гба –гбо – гбу – гбы
5. Повтори слоги и слова:
га-га-га – отвага гон-гон-гон – гонка густ-густ – август
га-га-га – гайка га-га-га – гадание гу-гу-гу – губка
гу-гу-гу – гуси гно-гно-гно –гном гаж – багаж
га-га-га – бега готовка – заготовка глы-глы – глыба
го-го-го – гомон гун-гун –бегун густ –август
Раскрасить.
6. Повтори слова со стечением согласных:
гвоздик гном гнида мга август гнуть
гнев гниль гну жгут беглый гнать
гвоздика гнездо гной игла глобус вогнуть
7. Повтори словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):
гнуть дугу догонять бегунов
обогнать гнома обогнать бегуна
отогнать гадюку бегать на выгон
пугать пингвинов отогнать вагоны
подогнать телегу погонять нагайкой
готовить говядину пугать нагайкой
отгадать книгу пугать наганом
бегать в тайгу за ягодами пугать попугаев
угадывать погоду угодить Агафону
гудеть на гобое готовить вагон
догонять пингвинов
8. Повтори чистоговорки, предложения:
Га-га-га – есть отвага у меня!
Го-го-го – стоит вагон.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - сидит птичка на снегу.
Го-го-го, го-го-го - говорит конь: "Иго-го!"
Гу-гу-гу – не могу поднять ногу.
(Жирным шрифтом выделено ударение.)
Га-га-га, га-га-га
У меня болит нога,
Гу-гу-гу, гу-гу-гу
Мыть посуду не могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу
Вот гулять-то я могу.
Га-га-га, га-га-га
Не болит уже нога.
Я и Гога, мы вдвоем
В тайгу по ягоды идем.
Яга йогу помогла немного.
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
Я мигом Олега догоню.
В бумаге у мага навага.
Гневно гном искал вагон.
На заводе гудит гудок.
Гаммы у Гали не выходят.
Гудит вагон, богач идёт с багажом.
У гнома дома не гвоздика, а гвоздики
Гоге - годик, а Гале много годков.
Гниду гости увидали у кота Югани.
О гонке гусь Гага год гадал на банке.
Галина в гамаке гадает.
Погубит огонь Гогину бумагу.
Гвоздику в гнездо гусь отнес.
Яга на бегах готова гавкать и гудеть, победу надо заиметь!
Дайте Гане и Гале гуавы поесть в Гаване.
Бегом гусь гонит навагу в домик к магу.
Пугало в вагоне отгоняло гусей от ягод.
9. Повтори/выучи пословицы, поговорки, загадки:
Где огонь, там и дым.
Гость не много гостит, да много видит.
Где густо, где пусто, где ничего нет.
Без головы, а в шляпе.
Одна нога и та без сапога. (Гвоздь)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
10. Выучи стихотворения.
Я бегу, бегу, бегу,
отдыхая на бегу.
Год бегу, два бегу Раскрасить
догнать годы не могу.
На лугу цвели фиалки,
А вокруг ходили галки.
Чтоб конец был у считалки,
Галки съели все фиалки.
***
Шлёпают гуськом
гусак за гусаком.
Глядят свысока
гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
гусак у гусака.
Гуси и Люся
На дороге гуси ущипнули Люсю, Раскрасить (Грач).
и болела долго у неё нога.
— Я вам, злые гуси! —
погрозила Люся.
А они в ответ ей: — Га-га-га!
Гусь Гога
И гусь Гага
По одному
Ни шага!
Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
(Виктор Лунин)
Яга гусей гоняет,
Яга гостей пугает,
Погубить спешит врага…
Ты угомонись, Яга! Раскрасить
Гуси-гуси, га-га-га!
Гонят их все со двора.
Гуси вышли на газон.
«Га-га-га!» - кричат на нем.
Гоша в городе гулял.
Гену Гоша там искал.
Где живет его друг Гена,
Год назад сказала Лена.
11. Игра «Подскажи словечко».
Ребёнку предлагается послушать стихотворения и подсказать нужное словечко в самом конце.
Живёт она в чаще дремучей лесной
И в ступе летает, и машет метлой:
Зовётся она Костяною ногой
И хитрой, коварною…. (Бабой — Ягой)
Шея длинная у птицы.
Клювом ущипнуть стремится.
Зашипит, а ты не трусь.
"Га-га-га" - кто это? … (гусь).
(О. Карелин)
У малютки-дочки пухленькие щёчки,
Беленькие зубки, розовые… (губки)
Птица, вроде, на вид непростая.
Но это утка крупная, морская.
Красива как стиляга,
Зовётся просто - … (гага)*
Кто на жердочке сидит,
Сам с собою говорит?
Кто же это, угадай?
Догадался? (Попугай)
12. Лексико-грамматические упражнения
А) Образование именительного падежа множественного числа имен существительных:
Игра «Один –много».
Предлагается поиграть в мяч. Взрослый называет слово в единственном числе, а ребенок во множественном. Можно использовать слово-помощник «ОНИ».
Например: губа- (они) …губы, пуговица – (они…пуговицы
бег – (бега) газета - … (газеты)
гвоздь - … (гвозди) гном -…. (гномы)
гудок - … (гудки) гнездо - … (гнёзда)
гусь - … (гуси) гамак - … (гамаки)
игла - … (иглы) год - … (года/годы)
гость -… (гости) богач - … (богачи)
Б) Словообразование прилагательных:
Игра «Измени по образцу».
Например: загадка – (какай) …загадочный
богач - … богатый огонь - …огненный
ягода - …ягодный гной -… гнойный
гном - … гномий голова - … головной
гнев -… гневный голод - …голодный
В) Словообразование существительных с уменьшительно – ласкательным значением:
Игра «Сделай маленьким»
Например: гнездо – гнёздышко
гном - … (гномик) голова - (головка) газета - (газетка)
год - (годик) телега - (тележка) гвоздь - (гвоздик)
ягода -(ягодка) огонь - (огонёк) попугай - (попугайчик)
Г) Составление предложений из заданных слов:
Ребенку предлагается составить предложения, поменяв слова местами.
лугу, по, гуси, гуляли -…
тайге, много, в, снега -…
багаж, в, получил, юнга, августе -…
на, и, попугай, телеге, едут, летяга - …
гусями, гномом, с, баба Яга, за, гонится - …
13. Рассказы с вопросами.
Сначала взрослый читает весь рассказ. Затем по одному предложению, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.
1. Гриша и Галя пошли в лес за грибами.
Кто.? Зачем. ?
Дети набрали много грибов.
Чего. ?
Вдруг началась гроза. Загрохотал гром.
Что случилось. ?
Крупные горошины дождя запрыгали по земле.
Что.? Какие. ?
Гриша и Галя очень испугались и спрятались в кустах.
Кто.? Что с ними произошло. ?
Их густая листва укрыла ребят от грозы.
Что.? От чего. ?
Когда гроза кончилась, Гриша и Галя пошли домой с полными корзинами грибов.
Кто. ? С чем пошли. ? Когда. ?
2. Гене Голикову подарили губную гармошку.
Кому.? Что. ?
Гена стал учиться играть на ней.
Что стал делать. ?
Дует Гена изо всех сил, гармошка то пищит, то гудит, да так громко!
Кто.? Как играет. ?
- Гена, прекрати, — говорит мама,— а то голова от твоей гармошки кругом идёт.
Что говорит. ?
Гена положил гармошку и пошёл гулять.
Кто. ? Что сделал. ?
3. Инга с мамой гуляли на берегу реки.
Кто.? Что делала. ? Где. ?
Инга собирала круглые бело-голубые камешки.
Какие. ?
Вдруг Инга подняла голову и увидела радугу.
Кто.? Что. ?
— Радуга, радуга! — закричала Инга и побежала к горке, чтобы лучше рассмотреть ее.
Куда. ? Зачем. ?
По дороге она попала ногой в неглубокую ямку и рассыпала камушки.
Где.? Чем.? Куда. ?
Когда собрала их, то увидела, что набежала тучка — и радуга исчезла.
Когда исчезла.? Что. ?
14. Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а потом его пересказать.
Галка и голуби.
Галка увидала, что голубей хорошо кормят и о них заботятся. Вот выбелилась она и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по – галочьи. Тогда её голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались оттого, что она была белой и тоже прогнали.
Л. Н. Толстой
Гога и Гуси.
На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусёнка. А Гогу в это время мама отпустила погулять. Увидел Гога на лугу гусей и хотел погладить маленького гусёнка. Но гусыня загоготала: «Га-га-га, не ходи сюда!» А гусь нагнул шею и зашипел. Он больно ущипнул Гогу за ногу. Нога долго болела. Так Гога и погладил гусёнка.
Гуси.
Ганя маленькая. Ганю испугали гуси. Гуси гоготали: «Гага-га!». Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит гусей. Гуси бегут от Гани. Ганя довольна.