Светлана Барышева
Эвристическая беседа как метод развития познавательной активности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 «Ромашка»
Тутаевский муниципальный район
Методическая разработка на тему :
«Эвристическая беседа – как метод развития познавательной активности у старших дошкольников»
Подготовили воспитатели
высшей квалификационной категории
Барышева Светлана Юрьевна
Мишина Марина Викторовна
Тутаев, 2022 г.
Публикация «Эвристическая беседа как метод развития познавательной активности у старших дошкольников» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Введение
В условиях быстро меняющейся современной действительности перед учреждениями образования стоит проблема многостороннего развития личности ребёнка путём актуализации его интеллектуально-творческого потенциала. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка. В результате такой организации ему открывается картина мира со всеми его противоречиями, он овладевает разнообразными представлениями и способами эвристической деятельности. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают процесс развития самосознания дошкольника.
Поэтому в наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос:
«Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?
Какие знания ему дать в дорогу?»
вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние [4] .
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, и по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п., выделяют методы :
• наглядные;
• словесные;
• практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения :
• информативно - рецептивный;
• репродуктивный;
• исследовательский;
• эвристический;
• метод проблемного изложения материала.
Остановимся более подробно на эвристическом методе и примерах его использования в условиях ДОУ.
Эвристика в условиях ДОУ
Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.
В чём же заключается суть данного метода?
При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.
Главная особенность эвристического метода заключатся в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего результата», педагогу необходимо развивать у детей творческие, креативные способности, воспитывать активную личности, формировать способность работать самостоятельно.
Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании? Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, по творчески, изобретательно[6] .
Значение эвристической беседы в дошкольном образовании
Методы обучения играют огромную роль не только в вооружении детей полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей.
Долгое время основное внимание педагогов было приковано к первой функции методов - усвоению знаний. Вторая же их функция - развитие познавательных способностей - оставалась в тени. В результате сложился определенный тип воспитательно-образовательного процесса, характеризующийся стремлением педагога преподнести все знания в готовом виде.
Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность детей приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные их усилия направлены на восприятие готовых знаний, запоминание и последующее воспроизведение.
Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления пробуждается при возникновении «проблемной ситуации». Такой подход лежит в основе проблемного обучения, которое реализуется с помощью трех методов : проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристическая беседа, исследовательский. И поэтому мы хотим остановиться на эвристической беседе.
Характерным признаком эвристической беседы является то, что дети с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.
Цель использования эвристических бесед в развитии дошкольников : повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности.
Для достижения поставленной цели, должны быть решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «Эвристическая беседа»
2. Создать в группе педагогически целесообразную развивающую среду.
3. Организовать систематическую эвристическую деятельность.
4. Проанализировать структуру эвристической беседы
5. Раскрыть потенциал эвристической беседы в развитии познавательной активности старших дошкольников.
6. Заинтересовать и подключить родителей к совместному развитию познавательной активности детей через эвристическую беседу.
7. Формировать исследовательские навыки, самореализацию детей.
8. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и педагогом.
9. Развивать у дошкольников самостоятельное мышление и умение делать свои умозаключения.
Сущность эвристической беседы в дошкольном образовании
Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю.
Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой воспитатель не сообщает воспитанникам готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам.
Умение интересно (не только для родственников, понятно (не только самому себе) и складно (не путаясь в мелочах и подробностях) рассказывать и вести диалог — одно из важнейших интеллектуальных достижений ребёнка дошкольного возраста. Огромную роль в формировании такого общения у детей старшего дошкольного возраста играют эвристические беседы, когда задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники. Задача педагога — построить беседу так, чтобы опыт деятельности каждого ребёнка стал достоянием всего коллектива.
В дошкольной педагогике по содержанию различают два вида бесед : этические и познавательные, по дидактическим целям — вводные и обобщающие (итоговые). При формировании системы представлений или элементарных понятий решающее значение принадлежит итоговой беседе эвристического характера, которая в силу своей сложности доступна, как правило, лишь детям старшего дошкольного возраста.
Сущность эвристической беседы состоит в том, что педагог путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. Эвристические вопросы ведут к постановке проблемы и направлены эти вопросы на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. При этом педагог побуждает детей воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.
Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже есть определенный багаж знаний и опыта. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.
Характерным признаком эвристической беседы является то, что дети с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.
Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Эта форма беседы называется сейчас также сократическим методом.
Проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки педагога: разделение содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов детей и собственной реакции на них, формулировки, основных выводов.
Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный педагогом перед детьми, должен вызывать соответствующий вопрос в сознании детей, побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности. Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом ещё можно решить эту проблему? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? являются эвристическими, они не столько создают затруднения, сколько приводят к творческому поиску. Эвристические вопросы помогают воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения [1] .
Подобные вопросы называют «продуктивными». Кроме того, следует отметить и такие требования к вопросам, как: краткость и точность; целенаправленность; четкость и простота формулировки; практическая направленность. В процессе эвристической беседы выделено пять серий вопросов.
Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.
Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?
Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.
Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?
Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.
Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните
Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми.
Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?
Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.
Как и где использовать? Что еще может интересовать?
Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.
Таким образом, можно утверждать, что эвристическая беседа должна строиться так, чтобы наводящими вопросами проблемного характера подвести детей к их собственным открытиям.
Особую продуктивно-познавательную функцию в ходе такой беседы играет вопрос, который является формой мысли, стоящей на рубеже между незнанием и знанием, предшествующей и в то же время способствующей образованию новых суждений [5].
Существует следующая типология вопросов:
на уточнение («Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что— то добавить?»);
на поиск причин и доказательств («Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»);
о точке зрения и подходе («Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»);
о подтексте и последствиях («Если это произойдёт, что может получиться в результате? Почему?»);
вопросы о вопросах («Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно? Почему?»).
Выделяют следующие основные признаки эвристической беседы :
каждый вопрос представляет логический шаг поиска;
все вопросы взаимосвязаны;
поиск протекает при частично самостоятельной деятельности детей под руководством педагога — педагог направляет пути поиска, а дети решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;
поиск ориентирован на получение знаний либо на доказательство их истинности;
успех поиска обеспечивается наличием запаса исходных представлений.
Основные структурные элементы эвристической беседы — вопрос и ответ, причём первый является ведущим. Вопрос вместе с ответом составляют шаг. Движение к последующему шагу возможно, если завершён процесс предыдущего, то есть каждый новый вопрос можно задавать в том случае, если получен ответ на предыдущий. Если последовал ошибочный ответ, то педагог с помощью дополнительных вопросов должен раскрыть в ответах ребёнка ошибку, подвести к самостоятельному нахождению верного ответа и только потом задать следующий вопрос.
На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две её формы:
1. «жёсткая» — вопросно-ответная, когда основными компонентами выступают вопрос педагога и ответ ребёнка.
2. «свободная», имеющая несколько иную структуру, когда на один вопрос педагога следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей [5] .
Дидактические условия, обеспечивающие эффективность эвристической беседы, следующие:
наличие достаточного объёма представлений о характере предмета беседы у всех детей (эти представления должны включать характерные и существенные признаки);
логика беседы, обеспечивающая последовательное движение мысли воспитанников;
разнообразие приёмов, обеспечивающих активность всех участников беседы;
результат беседы (заключительное суждение) должен достигаться усилиями самих детей.
Практическая значимость эвристической беседы
Использование эвристической беседы в организации совместной деятельности взрослых и детей формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка, позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.
Систематическое включение детей в данный вид деятельности помогут:
- развивать индивидуальные эвристические способности каждого ребенка;
- формировать его интеллектуальную активность;
- максимально выявлять, инициировать, «окультурить» индивидуальный опыт дошкольника;
- познавать ребенку себя, свои возможности;
Позиция взрослого:
- выступать в роли исследователя, наблюдателя, организатора, развивающей среды;
- уважать права ребенка, их индивидуальности;
- жить вместе с детьми их успехами, творчеством, фантазией, познанием.
До сих пор речь шла о способе ведения беседы, когда вопросы задавал педагог, а ребенок, продумывая ответы на них, приходили к определенным выводам. Такое построение эвристической беседы наиболее типично. Однако в процессе беседы дети могут задавать вопросы как педагогу, так и товарищам по группе.
Ценность такого методического приема обусловлена тем, что по характеру таких вопросов педагог может судить о глубине знаний детей, степени их познавательной активности, стремлении понять сущность рассматриваемых явлений, процессов, т. е. вопросы детей является своеобразным средством «обратной связи». Кроме того, зачастую вопрос ребенка включает в цепочку последовательно связанные между собой другие вопросы: решение первого порождает второй, третий, и таким образом дети вовлекаются в активную работу. Вопросы в этом случае становятся не только критерием глубины знаний и интереса ребенка, но и средством, поддерживающим этот интерес.
План эвристической беседы
Для этого вам необходимо:
Определить тему беседы. Разработать программное содержание беседы. Определить методику и содержание предварительной работы к беседе. Продумать организацию беседы (вопросы, задаваемые детям).
Эвристическая беседа с помощью рассуждений предполагает установление причин разнообразных явлений природы. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.
Заключение
При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения. Важно помнить, что как бы ни хорош был этот метод, метод эвристической беседы, его нельзя гипертрофировать и считать универсальным методом. Выделив познавательную задачу занятия, воспитатель должен решить, целесообразно ли давать ее методом эвристической беседы.
Ценность использования эвристической беседы в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению своими вопросами в беседе. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.
Список литературы:
1. Гризик Т. И. Познаю мир. – М. : Просвещение, 2000.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
4. Кулюткин Ю. Н., Сухобская, Г. С. Развитие творческого мышления дошкольников. – Л. : 1967.
5. Смолер Е. И. Организация эвристической деятельности старших дошкольников : Метод. рек. для воспитателей и родителей – Мн. : БГПУ, 2004.
6. Хуторской А. В. Современная дидактика : Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001.