Татьяна Немтинова
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Электричество и волшебство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по теме : «Электричество и волшебство»
Цель:
Дать представление детям об электричестве, электроэнергии, расширяя представления детей о том, как появляется, где "живет" электричество и как оно помогает человеку.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы „Электричество и волшебство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать.
Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами.
Знакомить с причиной появления статического электричества.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность.
Воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира;
Повышать качества знаний дошкольников в сфере профилактики электробезопасности посредством занятий;
Программные задачи:
Образовательные:
Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
Уточнить и расширить представления детей, как появляется, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Создание условий в группе для совместной деятельности:
Оборудование:
Мультимедийная система:
компьютер, проектор, звуковая система, электронные носители.
Материал:
Пластмассовые палочки и бумага; надувные шары по количеству детей и геркулесовые хлопья в коробке; кусочки шерстяной ткани; наборы картинок для Д. И. ; батарейка, магнит и рамка; 2 жест. банки кока-колы, провода, пластмассовая палочка, фольга, нитка, ракетка; картофель (1 шт.) провода, соль, зубная паста, зубочистки, вата; фольга, салфетка, соль, вода, активированный уголь, провода, мяч; халаты, перчатки; утюг, синтетический шарф.
Элементы костюмов: «Мега-Вольт» «Золушка». Шапочки по количеству детей для работы в лаборатории. Конверт, красочное приглашение на бал. Воздушный шар-сюрприз с приглашением для гостей…
Оборванные провода, телефон…
Словарь:
Электричество, электроэнергия, электроподстанция, трансформатор, электроприборы, электрический ток, опоры, провода, батарейка.
Предварительная работа:
Беседы о бытовых электроприборах и рассматривание их устройства. Рассматривание соответствующих картинок. Изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами. Экскурсия «Рождение тока и его путешествие». Зарисовки увиденного и впечатлений (выставка детских рисунков).
Формы работы:
Беседы, экскурсия, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, заучивание стихов, отгадывание загадок.
Ход занятия.
Дети, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь! А давайте мы сегодня поиграем и пригласим в наши игры гостей. Присоединяйтесь не стесняйтесь!
М- Вольт: Помогите! Помогите! Ток скорее мне верните! Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам за помощью, помогите!
Дети: Кто вы такой?
М-Вольт: Ой, простите, я не представился, я профессор Мега-Вольт!
Дети: А что у вас случилось?
М-Вольт: У меня в лаборатории исчезло электричество. Помогите мне его вернуть.
Воспитатель: Для начала разберёмся, что такое электричество и где его можно встретить?
Мега-Вольт: Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиры нам,
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс
Воспитатель: Разве у нас здесь есть ток?
Дети – да!
Воспитатель: А как вы узнали?
Дети – есть розетки, выключатели, лампы, провода…
Воспитатель: Если ток бежит по проводам, - значит нужно проверить электропровод…. Он оборван… что делать?
Дети: Провод разорван и его трогать нельзя! Нужно звонить в электрослужбу.
Воспитатель берёт телефон и звонит в эл. Службу (Громкая связь)
Здравствуйте! У нас беда!
Приезжайте к нам сюда!
Разорван провод, - страшно очень
Голос в телефоне: Сейчас мы всё вам обесточим
В трансформатор позвоним, и ток сейчас же отключим…
В групповой комнате гаснет свет. Воспитатель (электромонтёр) надевает резиновые перчатки. Берёт осторожно провод, соединяет и снова звонит.
- Алло! Трансформатор? Обрыв устранён.
- Понятно. Сейчас будет ток подключён! Свет загорается.
М-Вольт: Спасибо, ребята! Теперь я приглашаю вас в мою лабораторию, расскажу про ток и покажу вам много интересного.
По картинкам М-Вольт рассказывает, как ток попадает в дома и питает приборы, которые помогают людям в быту.
Прежде чем попасть в каждый дом, электроэнергия поступает по проводам на крупные - высоковольтные подстанции (показывает фото с детьми на фоне подстанции
Это целый городок электрического оборудования, обнесенный забором. Здесь «Живёт» ток высокого напряжения.
(Дети на фоне знака, предупреждающего об опасности напряжения). Гулять и играть здесь строго запрещено! Опасно! Говорит, предупреждающий об опасности
Затем, ток по проводам, на высоких опорах, поступает в каждый двор,
в специальный распределитель трансформатор (показывает фото, где дети на фоне трансформатора у знака)
Воспитатель: Ты совершенно прав, Мега-Вольт, Почти в каждом дворе есть трансформаторная подстанция. Она преобразовывает сильный электрический ток в более безопасный и отправляет в квартиры. Эти домики из кирпича, бетона или металла ничем не примечательны, но тоже представляют опасность. Не зря на каждой двери нарисован предупреждающий знак – желтый треугольник с молнией.
Распределительные щиты. Отсюда электрический ток идет в дома. В подъезде или у стены дома расположены железные шкафы, на которых желтый треугольник предупреждает: это опасный объект! Такие щиты всегда закрыты на замок, чтобы кто-нибудь из любопытства не подвергал свою или чужую жизнь опасности!
Ребята, помните: энергообъекты – не место для игр и развлечений!
Ребята, как называют людей, которые работают с электричеством?
Энергетики – это специально обученные люди, которые умеют обращаться с электричеством.
Воспитатель: Дети, по каким предметам можно догадаться о наличии электричества в доме?
Дети: розетки, выключатели, светильники.
Воспитатель: Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Дидактическая игра с набором картинок.
Цель: расширять кругозор детей, развивать воображение, речь.
Дети делятся на две команды. Одна, показывая карточки, задаёт вопрос, - другая, подбирая карточки, даёт ответ.
«Что было и что сейчас?»
Костёр – электроплита
Веник – пылесос
Корыто – стир. Машина
Мясорубка – эл. комбаин
Бигуди – фен
Письмо – телефон
Ножницы - электробритва
Воспитатель: Вы просто молодцы! А сейчас я вам загадаю загадки, - попробуйте их отгадать!
Кроссворд
1. То назад, то вперед ходит, бродит пароход,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
Остановишь - горе, продырявит море… (утюг).
2. Пыль найдет и вмиг проглотит.
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот, нос, Коврик чистит (пылесос)
3. Посмотрите – ка, друзья,
В брюхе жарко у меня,
Когда все внутри кипит,
Из меня пар валит (чайник)
В кроссворде получается ключевым словом - ток.
Сколько букв, в слове ток, какие из них гласные, какие согласные? В каком из слов больше всего букв, как мы узнаем? Посчитаем. Больше всего букв в слове – пылесос, а меньше всего - утюг.
Слышен чей-то плач. Это Золушка. Она не может поехать на бал потому, что не успевает переделать все дела. Давайте ей поможем!
Золушка: У меня столько дел и всего только две руки. Убрать в 14 комнатах; намолоть кофе на три дня; сварить кашу, чтоб не убежало молоко; наколоть дрова; испечь торт; взбить крем; разгладить складки на платье; уложить красиво волосы… Мне и за неделю всех дел не переделать:
Воспитатель: Разве ты не знаешь, что есть волшебные помощники в каждом доме?
Дети дают советы как быстрей справиться с делами. (Знание электроприборов и для чего они служат)
Намолоть кофе – с помощью кофемолки
Сварить кашу - с помощью мультиварки
Убрать в комнатах – с помощью пылесоса
Уложить красиво волосы - с помощью фена
Разгладить складки на платье – с помощью утюга
Наколоть дрова – электробензопила
Испечь торт – в микроволновке
Взбить крем – миксер или блендер
Золушка: Я всё поняла, спасибо вам, добрые дети! Пойду знакомиться с новыми друзьями – электрическими волшебниками. (Уходит)
Золушке быстро справится со всеми делами и поедет на бал. И нам не помешает немного размяться. Динамическая пауза – разминка.
Воспитатель: Дети, вы совершенно правильно рассказали о том, где живёт электричество и как приходит оно к нам в дома. Вы даже показали, что хорошо знакомы с электроприборами, которые, как добрые волшебники, помогают нам. И всё же…
Что же такое электричество? Как оно получается?
Чтобы ответить на эти вопросы, - я приглашаю вас заглянуть в открытое окно матушки – природы.
Дети перемещаются в определённую часть групповой комнаты.
Воспитатель: А вы знаете, что в природе тоже можно встретить электричество?
Дети. Да, есть такие рыбы - электрический скат, в теле которого накапливается электрический ток. И скат использует его для того, чтобы парализовать свою добычу. Запас электроэнергии достаточный для работы двенадцати электрических лампочек. Или электрический угорь – всё тело, которого во время движения накапливает электрический заряд.
Давайте заглянем в морские глубины и увидим всё своими глазами.
Демонстрация документального видео.
Где ещё можно увидеть электрический разряд?
Дети: Во время грозы сверкают молнии.
Я предлагаю вам увидеть своими глазами, как это происходит.
Просмотр видеоматериала.
Воспитатель: Дети, чтоб электричество не превратилось во врага необходимо соблюдать правила.
Давайте ещё раз все вместе повторим эти правила.
А поможет нам в этом мяч - говорун.
Кому мяч в руки попал, тот правило назвал
1. Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
6. Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.
Воспитатель: Электричество огромной силы очень опасно. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. И сейчас я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. Наденьте специальные защитные шапочки, халаты…
Экспериментальная деятельность
1 опыт. Статическое электричество.
Порвите мелко бумагу, возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к бумажкам. Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему?
Вывод: Электричество живет, в одежде. (Прогладить утюгом синтетическую ткань. Выключить свет, чтоб можно было видеть искры)
2 опыт. Волшебные шарики.
Надуваем шары. Осторожно трём их о волосы. Приближаем к рассыпанным геркулесовым хлопьям. Наблюдаем фонтан.
Вывод: Электричество нельзя увидеть, но можно видеть его действие.
3 опыт. Электризация.
Выходят 2 человека. Шары на нитках. 1 трёт шар о волосы (наблюдаем электризацию, притяжение). Как избавится от электричества? С помощью воды. Смочить волосы.
4 опыт. Притяжение. Магнетизм.
Выходят другие 2 человека. У них шарики тоже на нитках. Приближая шары друг к другу наблюдают за их поведением. Они отталкиваются. Если снять электричество с о дного из них, - начнут притягиваться.
Вывод: Электрический разряд можно снять с помощью воды или антистатика.
А ещё электричество можно получить с помощью химической реакции…
Воспитатель показывает 5 опыт с картофелем (сделать первый экземпляр заранее, чтоб сократить время опыта)
Вывод: Электричество может воспламенять предметы.
Воспитатель: Для удобства электричество можно законсервировать и взять с собой. Может вы догадались, как это можно сделать? Батарейка
6 опыт. Действие тока можно увидеть.
Воспитатель приглашает помощника и говорит последовательность действий. Взять батарейку, поставить её на магнит, надеть рамку и наблюдать. Рамка начнёт вращаться.
Вывод: Вот так электрический ток вращает моторы (действие электроприборов)
7 опыт. Воспитатель показывает ещё один опыт. Две банки кока-колы…соединение…результат – искры и движение металлического шарика…
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. - В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество?
- Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
Итог занятия:
1. (Что вы узнали об электричестве)
Вопросы – помощники:
- Где "живет" электричество?
- Электричество – наш друг или враг?
- Что будет, если электричество кончится?
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т. п.).
- Так давайте же, друзья, скажем вместе, дружно.
Электричество беречь и экономить нужно!
В групповую комнату влетает шар. К ниточке прикреплен конверт
Читаем. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Приглашаем Вас на праздник Осени!
Библиографический список:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ : под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., - М. : Мозаика – синтез, 2014.
2. Как обеспечить безопасность дошкольников под редакцией К. Ю. Беллой В. Н. Зимониной, Л. К. Кондрыкиной- М Просвещение 2004.
3. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ Нищеева В. А. ООО «Издательство «Детство- Пресс» 2012г.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л. Н. М. «Аркти», 2004г.
5. Детское экспериментирование И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2003г.
6. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. ООО «Издательство «Детство – Пресс.
7. Неизведанное рядом, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, изд. Сфера, 2013.