Марина Косоногова
Конспект ОД «Познавательно-исследовательское развитие» для детей подготовительной группы «Электричество: друг или враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Починковский детский сад №3
План-конспект
Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-исследовательское развитие» для детей подготовительной группы.
Тема:
«Электричество: друг или враг»
Выполнила: воспитатель
Косоногова Марина Александровна
Починки, 2017 г.
Цель: Формировать представление детей об электричестве.
Задачи:
Обучающая:
Формировать у детей навыки безопасного обращения с электричеством.
Публикация «Конспект ОД „Познавательно-исследовательское развитие“ для детей подготовительной группы „Электричество: друг или враг“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Закрепить представления детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
Развивающая:
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к малой Родине
Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок об изучаемых предметах;
Работа с наглядным материалом;
Рассматривание иллюстраций;
Д/игры: «Раз, два – три, что опасно найди», «Подбери игрушки Танюшке- Илюшке».
Демонстрационный материал:
Мультимедийное оборудование;
Игрушка – робот на батарейках;
Письмо.
Раздаточный материал:
Подносы;
Пластмассовые палочки;
Бумажные бабочки;
Шерстяная ткань;
Музыкальные инструменты: (бубны, трещётки)
Воздушный шарик;
Тарелка;
Овсяные хлопья;
Методические приёмы:
Игровая ситуация;
Решение проблемной ситуации;
Беседа-диалог;
Эксперимент;
Продуктивная деятельность детей;
Анализ;
Подведение итогов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Дети: Электрический ток.
Воспитатель: Что такое электрический ток?
Дети: Ток – это рой маленьких пчёлок, которые прекрасно работают, если им не мешать, но если их потревожить, то они рассердятся и могут очень больно ужалить, то есть ударить током.
Воспитатель: Ребята, откуда приходит электричество в наш дом?
Дети: Ток рождается на электростанциях, затем по проводам, спрятанным в землю или высоко над землёй, он совершает длинное путешествие по городам, по сёлам, по улицам и переулкам и приходит в дом. Провод покрыт резиновой рубашкой, а под ней много тонких медных проволочек. По этим медным проволочкам ток попадает в розетки.
Воспитатель: Для чего нужно электричество?
Дети: С помощью электричества включаются лампы, начинает работать телевизор, пылесос, компьютер, стиральная машинка, утюг, холодильник, микроволновка, люстры. Электричество нужно для того, чтобы работали заводы, фабрики, с его помощью работают станки, швейные машинки, едут по железным дорогам поезда.
Воспитатель: Как вы думаете, в природе можно встретить электричество?
Дети: В природе можно встретить электричество. Например, молния. У неё очень мощный электрический заряд, опасный для жизни человека. Нельзя во время грозы прятаться под деревьями. Они притягивают молнии, через землю разряд может попасть в наше тело, причинить вред здоровью. Во время грозы и молнии нельзя держать в руке металлические предметы.
(Просмотр анимационного ролика «Молнии и грозы».)
Воспитатель: Ребята, когда мы с вами можем встретить ток в повседневной жизни?
Дети: Когда снимаем одежду, то наблюдаем в темноте искорки и слышим лёгкий треск. Когда расчёсываем сухие волосы расчёской, они поднимаются вверх за расчёской, если поднести к мелким кусочкам бумаги расчёску, то она притягивает их.
Воспитатель: Это тоже электричество. Кто помнит, как называется такое электричество?
Дети: Статическое электричество.
Воспитатель: Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
Выполнение эксперимента
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию, где мы с вами будем проводить опыты. Мы попробуем сделать предметы волшебными.
Воспитатель: ОПЫТ №1 Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?
Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти палочки волшебными, электрическими, и они будут притягивать к себе. Возьмите кусочек шерстяной или шёлковой ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочке и потихоньку поднимите её. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
Дети: Палочки стали электрическими, и бабочки прилипли к ним, притянулись.
Воспитатель: Как палочки стали электрическими?
Дети: Их натёрли кусочком ткани.
Воспитатель: ВЫВОД. Потерев палочкой о ткань, мы сделали палочку наэлектризованной, к ней стала прилипать бумажная бабочка.
Воспитатель: ОПЫТ №2 Возьмём воздушный шарик, потрём о шерстяную поверхность. Затем поднесём шарик к овсяным хлопьям, насыпанным в тарелку. Хлопья прилипли к шарику.
Воспитатель: ВЫВОД Шарик зарядился статическим электричеством, когда его потёрли о шерстяную поверхность. После этого к нему притягиваются овсяные хлопья.
Воспитатель: ОПЫТ №3 У меня в руках игрушка - робот. Давайте посмотрим, как он умеет ходить. Нажимаю на кнопку. Почему же ничего на происходит?
Дети: Нет батареек.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, правильно в игрушке нет батареек, и поэтому она не работает. Поставим в игрушку батарейки – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках, которая заставляет игрушку работать?
Воспитатель: ВЫВОД. Когда мы поставили в игрушку батарейки, по ней пошёл электрический ток, и она заработала. В батарейки живёт неопасное электричество. В игрушках на батарейках нет проводов и поэтому с ним можно играть легко, интересно, а главное – безопасно.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы научились делать предметы волшебными и хорошо потрудились в лаборатории.
(Под музыку входит Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я проходил мимо и услышал, что вы говорите об электричестве. У меня в руках две разных лампочки. Подскажите, как они называются?
Дети: Обычная и энергосберегающая.
Незнайка: Люблю с ними играться, они так звонко стучат.
Дети: Нет, лампочками, Незнайка, играться нельзя. Лампочки опасны, сделаны из стекла. Отдай лампочки старшим и не играй ими!
Незнайка: Ребята, помогите мне разобраться с игрой «Составь слово». Она для меня непонятная и трудная. Нужно составить слово по первым буквам названия предметов, изображённых на картинке.
Игра «Составь слово»
1-ая картинка: тыква, огурец, капуста. (Ток
2-ая картинка: слива, вишня, ежевика, тёрн. (Свет)
Незнайка: Спасибо, ребята, что помогли мне составить слова по картинкам. Вы такие умные и сообразительные! Думаю, вы поможете мне разобраться ещё с одним заданием.
Дидактическая игра
«Выбери правильный ответ»
Незнайка: Описываю вам ситуацию, в которой могут оказаться люди, и предлагаю два варианта ответа, а вам нужно выбрать правильный.
1. Мама гладила бельё, зазвонил телефон:
а) оставила утюг включенным, начала разговаривать по телефону;
б) выключила утюг, поставила в безопасное положение.
2. Мама решила включить электрический чайник:
а) мокрыми руками взялась за шнур и вставила вилку в розетку;
б) мама взялась сухими руками за чайник и вставила вилку в розетку.
Незнайка: Вы так хорошо справились с этими заданиями. Молодцы!
Ребята, сейчас предлагаю вам покататься на карусели. Карусель работает от чего?
Дети: От электричества.
Динамическая пауза «Карусель»
Карусель, карусель, движемся мы быстро.
Покажись, карусель, как мы веселимся.
(Дети идут по кругу и проговаривают слова. Потом останавливаются, берут музыкальные инструменты и играю. Игра повторяется 2 раза.)
Незнайка: Спасибо, ребята, что помогли мне разобраться со сложными заданиями. Мне пора идти. До новых встреч. До свидания!.
Воспитатель: Ребята. нам по электронной почте пришло письмо. От кого же оно? Давайте прочтём.
Здравствуйте, ребята. Пишет вам Наф – Наф из сказки «Три поросёнка».
Мои братья Ниф Ниф и Нуф – Нуф такие озорные, любопытные, им всё и везде надо знать. То за шнур берут и выключают из розетки, то гвоздики и ножницы в розетку засовывают, включают электроприборы
Воспитатель: Ребята, правильно ли поступают поросята? Можно ли так делать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Нужно знать важное правило детям и поросятам:
Гвоздики и пальчики Каждый знает, что утюг –
В розетку не вставлять. Добрый, но серьёзный друг.
Электричество опасно – Тот, кто с утюгом знаком,
Это должен каждый знать. Не играет с утюгом.
Чайник всё кипел, кипел, Может случиться большая беда,
И весь выкипеть успел. Если оборваны провода!
И от злости поволок Не подходи! Не касайся! Не трожь!
Чёрный дым под потолок. Злую беду от себя отведёшь!
Воспитатель: Ребята, как нужно поступить в данной ситуации? Как вы думаете, куда нужно сообщить об оборванном проводе? Кто поможет устранить неполадки с электричеством?
Дети: Обязательно позвать взрослых. Если есть телефон, вызвать по номеру работников электросети. Нельзя близко подходить к оборванному проводу и трогать его. (Размышление детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ответили на все вопросы.
Воспитатель: Ребята сегодня мы узнали много интересного об электричестве.
Какие же вы знаете правила пользования с электроприборами:
Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что может случиться, если включить в одну розетку много электроприборов?
Дети: Может возникнуть пожар.
Воспитатель: Молодцы ребята. Можно ли прикасаться к оголённому проводу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какими руками нельзя трогать электроприборы?
Дети: Влажными.
Воспитатель: Можно ли класть различные предметы на плиту, даже включенную?
Дети: Нет, потому что можно забыть о них, когда включишь плиту.
Воспитатель: Ребята, я желаю вам всегда быть внимательными и никогда не испытать на себе действия электрического тока. Запомните главное правило дошкольника: нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Воспитатель: Молодцы! Всем спасибо за активное участие.