Марина Банных
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Свет в кубанской хате»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Свет в кубанской хате».
Программные задачи:
Цели и задачи:
Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения старшим поколениям.
Материалы:
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы „Свет в кубанской хате“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Хата казака. Кубанская хата
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
казачка в национальном костюме. Посещение центра «Кубанская хата»,старинные фотографии, макеты: лучина, свеча, керосиновая лампа, свечи, магнитофон, карточки с изображением предметов быта.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о Кубани, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей.
Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок, стихотворений, загадки.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Воспитывать любовь к своей малой Родине
Словарная работа:
лучина, керосиновая лампа, фитиль, парафиновый воск. «Свет в кубанской хате».
Ход Нод:
Воспитатель:- Утро доброе, хозяюшка.
Казачка : -Здравствуйте гости дорогие! Проходите не стесняйтесь, усаживайтесь поудобнее. «Хорошему гостю»-почётное место!
Воспитатель: - Хозяин весел и гости рады.
Казачка: -Я очень рада гостям. В тесноте, да не в обиде. Где теснее, там и веселее!
Воспитатель: -Ребята, а куда мы с вами попали?
Дети: В казачью хату.
Воспитатель: -Какая хозяюшка у тебя интересная хата, необычное убранство, сколько много красивых и интересных вещей. Мы с ребятами со многими предметами знакомы. А что нового ты нам сегодня расскажешь, что интересного ребятам покажешь.
Казачка: А сегодня, ребята, я вам расскажу о том как в старину наши деды и прадеды казаки, закончив свою трудовую работу собирались вечером всей семьёй в хате. Наступали сумерки, смеркалось и в хате становилось темно.
Так вот, казаки, чтобы как-то осветить свою хату зажигали вот такую лучину. (показываю лучину).
-Это просто щепка, заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец закрепляли, а другой поджигали.
-Ребята, а как вы думаете, чем по вечерам, под свет лучины занималась казацкая семья? (ответы детей).
-Давай и мы сейчас зажжём наши лучины, посмотрим как они горят и послушаем старинную кубанскую песню. Звучит фонограмма «Вечер на дворе».
- Ребята, вот вы посмотрели, как горели лучины, как вы думаете, хорошо ли они освещали хату? Ответы детей : (быстро сгорала, давала много света).
-Это было не очень удобно и немного позднее появились свечи. Из чего их только не делали! Из пчелиного воска, бараньего сала, а немного позднее появились вот такие парафиновые свечи. (показываю свечу).
- Внутри свечи есть специальный шёлковый шнурок, который поджигают. Давайте и мы сейчас зажжём наши свечи и мысленно переселимся в далёкое прошлое и представим, что делали казаки под свет свечи.
Казачка: - Ребята, а ведь казачка, когда укладывала ребёнка спать, она пела колыбельную песенку. Давай и мы с вами споём. «Колыбельная».
Тихо смотрит, месяц ясный в колыбель твою.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки – баю- 2 раза.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою,
Ты ж вздремни, закрывши глазки
Баюшки- баю – 2 раза.
Воспитатель: - Ребята, вот мы спели колыбельную, посмотрели, как горят свечи. Скажите, свеча гори лучше, чем лучина? Чем она отличается от лучины? Ответы детей : (ярче, не так быстро сгорает). Ребята, а чем свеча неудобна? Ответы детей : - Можно обжечься, может быть пожар, когда горит много свечей, становится жарко, душно.
Воспитатель: - Так вот, ребята, когда люди научились из нефти делать керосин, о придумали керосиновую лампу. (показывает керосиновую лампу). В специальный железный отдел наливали керосин, затем вот здесь есть фитиль поджигали, а огонь прикрывали специальным стеклом. Посмотрите, как горит лампа, ярче? А как вы думаете, чем занимались казаки при свете такой лампы? (ответы детей). Ребята, они ведь пели не только песни, но и очень любили петь весёлые частушки.
Частушки.
1. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны.
2. Эх, топну я ногой,
Да притопну я другой.
Устоять я не могу,
Вот характер мой такой!
3. Мы всегда везде такие-
Утром, вечером и днём,
Потому, что мы частушки
Развесёлые поём.
Воспитатель: _ Ребята керосинное лампы пользовались давным - давно, шли годы, люди искали новые способы освещения. Так вот, когда появилось электричество, то придумали лампочку. Вы все знаете и видели много раз, как лампочки освещают наши дома. Удобно освещать лампочкой дома? Чем она лучше? Благодаря электричеству в наших домах появилось очень много предметов, которые облегчают нашу жизнь. Я вам сейчас предлагаю поиграть в вот такую игру. Я раздам вам картинки с изображением предметов, их всех объединяет то, что они электрические, внимательно посмотрите на картинку, которая вам досталась и послушайте загадки, если ответ загадки совпадает с картинкой, то вы подымаете её вверх.
Детям раздаю картинки с изображением : пылесос, телефон, эл. Чайник, настольная лампа, утюг, холодильник, телевизор.
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым,
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос).
По бокам коробки
Кругленькие кнопки,
Тут же рядом, в уголке
Ручка с трубкой на шнуре.
Без языка он говорит,
Прекрасно слышит без ушей. (Телефон.)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка звонко зазвенела,
«Пейте чай, ввода вскипела». (Чайник)
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блин,
До завтра солнца не нужны. (Эл. плита).
Дом- стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк,
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (Настольная лампа).
В полотняной стране
По реке простыне
Плывёт пароход,
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг).
Летом папа нас привёз
В белом мешке мороз.
А теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережё т продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник).
Живёт в нём вся селенная
А вещь обыкновенная. (Телевизор).
Молодцы ребята, вы хорошо справились с моим заданием, а последняя загадка была о чём?
-Наверное, многие из вас, когда наступает вечер и включаете свет в доме, любите смотреть телевизор. По телевизору вы, наверное смотрите много весёлых передач, а вы знаете, что казаки очень любили рассказывать небылицы, давайте мы сейчас с вами посмотрим казацкую небылицу.
Читает казачка:
1 небылица.
-Сосед, ты не видел моего телёнка?
-Рыжего?
-Да, рыжего.
-С белым пятнышком на лбу?
-Да, с белым.
-С маленьким колокольчиком на шее?
-Ну, да с колокольчиком.
-Нет, соседушка, не видал такого.
2 небылица.
-Сынок, есть хочешь?
-Нет, я перекуси.
-А что ты перекусил?
-Да съел крошку хлеба.
-А ты бы её в горшочке с сметаной смочил.
-да она в горшок не влезла.
-Ну, а мёд ты ел?
-Не маманя, не ел.
-А брат горит, что видел, как ты ел.
-Врёт, когда я ел, никого дома не было.
Воспитатель: -Ребята, а нам пора прощаться с доброй хозяйкой. Спасибо вам за гостеприимство. У вас было очень интересно. Давайте скажем хозяйке свои добрые пожелания.
1-й ребё нок: - Дай бог тому, кто в этом дому.
2-й ребё нок: -Счастье будет вам горой урожая год большой.
3-й ребё нок: -Чтобы поле зеленело и скотина не болела.
Казачка: -Хлеб да соль пусть вашим детушкам будет добро.
Воспитатель: - И тебе хозяюшка более того. (Ребята под музыку уходят).