Татьяна Федоткина
Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В. А. Сухомлинский
Эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинается с чувства, а в дальнейшем опирается на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным. Ребёнок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом он очень активен: всё увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему, ярко и образно охарактеризовать.
Публикация «Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
Иногда бывает так, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья : ломают ветки и отмахиваются от комаров; видят, что дети ломают ветки и рвут цветы, и равнодушно отворачиваются. Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию.
Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).
Занятия художественным творчеством могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Для дошкольного возраста характерны особенности, позволяющие развить экологическую культуру : это и эмоционально-положительное восприятие природы, проявляющееся в интересе к прекрасному и воплощению воспринятого в творчестве; и эстетическое бескорыстие в процессе общения детей с природой, и готовность к элементарному, но в то же время ответственному поведению и деятельности в природной и социальной среде.
В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания, без которого немыслимо полноценное формирование личности ребёнка и которое предполагает развитие внутреннего эмоционального состояния под воздействием окружающей его действительности.
В. А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».
Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.
Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. На основе интереса появляется эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т. п.) являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изодеятельности.
Занятия изодеятельностью способствуют развитию и формированию в детях следующих способностей и умений:
• умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
• способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
• стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;
• умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;
• способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
• способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т. п.) для осуществления своего замысла;
• умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
• умение работать с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.
• готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно и пр.
В содержание занятий по изобразительной деятельности целесообразно включать знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы : восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, моторная координация и речь.
Часть занятий можно проводить на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. На территории нашего детского сада растут клёны, тополя, рябины, детей радуют своей неповторимой красой белоснежные стволы берёзок. Живое наблюдение природы, восприятие её поэтического образа в стихах, рассматривание иллюстраций, картин о природе делают более осмысленным и понятным процесс изображения предметов и объектов природы. Гуляя с детьми на улице, можно собрать коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т. п., сделать наброски и зарисовки, наблюдать за поведением птиц и т. д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия. С интересом дети знакомятся с насекомыми и другими маленькими жителями территории детского сада. При рассматривании бабочек, стрекоз, пчёл, пауков и др. уточняются знания детей о строении насекомых. Одним из самых красивых насекомых считаются бабочки. Яркая окраска крыльев не может не заставить ребёнка восхищаться красотой сочетания красок. При изображении насекомых часто используются нетрадиционные методы рисования - монотипия, метод тычка и т. д. Дети собирают веточки деревьев, кустарников, листики и мастерят Дюймовочек, принцесс, богатырей, обыгрывая знакомый, либо вымышленный сюжет сказки. Мастерят из листьев, веточек, сухой коры дерева кораблики и пускают в ручей, наблюдают за его движением, комментируют ситуацию. После дождя дети палкой измеряют глубину луж. Или с удовольствием прячут в землю красивые камушки, листики, пёрышки, а через некоторое время делятся своими "секретиками"с друзьями.
При проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое художественное развитие, не исключается возможность оказания педагогом практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка осуществляется не назидательно. Педагог говорит: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т. п. Нужно стремиться, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.
Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом.
Для полноценного процесса экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности групповое помещение оформляется растительными композициями (флористика, размещаются папки с детскими работами на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В. А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности.
Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т. д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!