Анна Аржукова
Перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по экологическому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края» Методическая разработка
В методической разработке представлено перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой родного кая, конспекты занятий, картотека игр. Работа по данной методике способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного, любви к природе родного края и бережного обращения к ней. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Публикация «Перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по экологическому воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Методическая разработка может быть широко использована воспитателями ДОУ, родителями, интересующимся вопросами экологического воспитания.
Содержание:
1. Актуальность
2. Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию на основе ознакомления с природой родного края
3. Перспективный план работы с детьми по экологическому воспитанию
4. Перспективный план работы с родителями
5. Конспект НОД «По станицам Красной книги»
6. Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
7. Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста
8. Экологические сказки для детей дошкольного возраста»
9. Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к природе родной природе»
10. Памятка экологической грамотности
11. Консультации для воспитателей
12. Диагностика
13. Список использованной литературы
Актуальность
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. Существует ещё проблема как донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка бережно относится к объектам живой природы.
Цель: Расширить: представления детей об окружающем мире, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развивать творческое познавательное мышление, углубление знаний о природе родной крае.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о природе родного края и окружающем в мире в целом;
Формировать экологическую культуру и познавательную деятельность;
Научить обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
Развивающие:
Развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей.
Воспитательные :
Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к природе родного края.
Методы:
• Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения с заполнение календаря природы;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
• Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
• Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов Рязанской области;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений, стихов С. А Есенина; рассказов К. Г. Паустовского
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми :
1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам родного края;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого воспитатель должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми воспитатель наблюдает, рассматривает, обсуждает, анализирует и т. д. Свои впечатления об увиденном они затем выражают в НОД.
Экскурсии по территории детского сада - особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях воспитатель знакомит детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Воспитатель знакомит детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке должно быть такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями нужно использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
На ООД можно использовать художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми воспитатель проводит беседу, задаёт вопросы.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Работу по экологическому воспитанию нужно проводить и в семье. Только опираясь на семью, только совместными усилиями воспитатель сможет решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Методы ознакомления дошкольников с природой
Наглядные методы
В течение всего года с детьми нужно проводить постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ведь наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: старшие дети могут обозначать птиц значками - галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведении И. И. Шишкин «Рожь»;
И. И. Левитан «Золотая осень»;
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
Помогают детям в получении знаний о природе родного края и экологическая тропа на территории дошкольного учреждения. Можно начать работу с изготовления карты-схемы прохождения маршрута и описания всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники данной местности, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветники, где занимаются и трудовой, и опытнической деятельностью.
Игровые методы.
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний. Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
Детям очень нравятся различные викторины, квесты, КВН. Их можно организовать, основываясь на уже имеющихся у них знаний, а можно как изучение нового материала. Можно организовать семейный КВН.
Практические методы.
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы. Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
По результаты наблюдений, экскурсий полезно сделать гербарий растений, коллекцию семян и плодов. Дети с удовольствием будут листать альбом, сделанный собственными руками. Гербарий может быть собран из растений, растущих на территории детского сада или того, места, где ребёнок побывал на экскурсии с родителями.
Словесные методы.
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
В нашей области жил великий поэт С. А. Есенин. У него столько стихотворений о родней природе и любви к Родине. Эти стихи не оставят равнодушным ни одного ребёнка. Не менее интересны и рассказы для детей К. Г. Паустовского. Дети со своими родителями могут побывать в этих замечательных уголках нашей малой Родины, а потом рассказать об этом и показать фотографии на экране.
Организация предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию.
Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.
Решая эту задачу, в группе нужно организовать образовательную, развивающую, экспериментальную, игровую зоны.
Образовательная зона включает набор наглядно-демонстрационного материала, с которым дети занимаются.
Развивающая — содержит настольно-печатные игры, игры по развитию мелкой моторики.
Игровая — сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры экологического характера.
Экспериментальный уголок содержит материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься, играть, экспериментировать.
В группе есть уголок живой природы (комнатные цветы).
В уголке книги для детей есть художественная литература о природе, России, Рязани и области.
В уголке по изобразительной деятельности дети отражают свои впечатления о природе в самостоятельной работе.
В группе в уголке природы дети имеют возможность каждый день ежеминутно соприкасаться с объектами природы. Ухаживая за ними, дети наблюдают их рост и развитие. У них формируются экологические знания, но самое главное - добрые чувства.
В книжном уголке дети всегда имеют возможность рассматривать книги о природе. Соприкосновение ребенка с природой затрагивает все струнки его души, дает ему только положительные эмоции, а это так важно в процессе воспитания у детей доброты, внимания, отзывчивости ко всему живому.
Экологические знания и навыки дети получают не только в ООД по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения природоведческой литературы, изобразительных и музыкальных занятий, рассматривания картин, кинофильмов, игр, игровых упражнений, игр-заданий и труда в природе. Например, на музыкальных занятиях моно петь песни о разных временах года, прослушивать песни на стихи С. А. Есенина. В рисунках дети отражают неповторимую красоту природы, лепят животных, птиц, овощи, фрукты. Очень интересны детям народные приметы. Можно объяснить им, что народ издавна замечал, как растения и животные ведут себя перед сменой погоды, например, когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам, ворона кричит зимой – (к метели). Сколько же радости бывает у ребят, кода приметы эти подтверждаются собственными наблюдениями!
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много.
Особенно дети любят экспериментировать, например, наблюдать, как тает в помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды из твердого состояния в жидкое. Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, т. к. ребенок по своей натуре пытливый исследователь. Детям нравится играть и заниматься с природным материалом, поэтому нужно родителям на прогулке с детьми собирать шишки, желуди, веточки, семена клена. Все это материал для поделок.
В ДОУ и в группе можно провести конкурс на лучшую поделку из природного материала, сделанную вместе с родителями.
Перспективный план работы с детьми подготовительного дошкольного возраста
Месяц Форма работы с детьми Практический выход (экскурсии, доклады, поделки)
Сентябрь: Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
Дидактическая игра «Найди дерево по описанию», «Найди свое дерево», «Узнай и назови».
Рисование «Золотая осень». Экскурсия в парк.
Беседа с детьми о животных, обитающих в лесах Рязанской области, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.
Отгадывание загадок.
Составление описательных рассказов о животных Рисование деревьев и лесных зверей.
Наблюдение за насекомыми.
Беседа на тему «Насекомые осенью»
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» Создание иллюстраций к прочитанным произведениям.
Составление описательного рассказа
«Каких насекомых я видел на
прогулке»
Беседа на тему: «Водоемы родного города и области».
Составление описательных рассказов о жителях водоемов.
Загадки о жителях водоемов
Чтение художественной литературы: рассказа
Д. Н. Мамин-Сибиряк
«Серая шейка».
Подвижная игра
«Ходят капельки по кругу».
Дидактическая игра «Собери рыбку» Рисование водоема и его обитателей.
Беседа о прочитанном,
характеристика главных героев и их
поступков
Октябрь: Рассказы и загадки о рыбах.
Беседа «Рыбы мордовских водоемов» Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра
«Угадай по описанию».
Чтение экологических сказок о воде Рисование
«Моя любимая рыбка».
Беседа: «Овощи и фрукты».
Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Определи на вкус».
Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», экологических сказок о мусоре.
Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки». Художественное творчество:
аппликация «Ваза с фруктами»,
«Овощи на
тарелке».
Беседа о том, что вредит природе. Выставка поделок
«Вторая жизнь ненужных вещей»
Беседа о комнатных растениях;
о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. Познавательно-исследовательская деятельность : опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».
Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».
Чтение художественной литературы:
Б. Житков «Что я видел», «Сад», экологических сказок Дети сажают хлорофитум для группы
Ноябрь: Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада. Рассматривание репродукций художников об осени.
Беседа об осени. Дидактические игры
«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото». Составление коллажа из листьев
и яг «Осенний пейзаж».
Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).
Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц.
Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу. Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные - зимующие».