Светлана Выскубова
Взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Новые государственные образовательные стандарты в дошкольном образовании вносят существенные коррективы во всю систему взаимодействий на российском рынке образовательных услуг. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников по ФГОС» размещена в разделах
По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего его, подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего зависит от согласованности взаимодействий семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Основной целью сотрудничества является создание необходимых условий для развития доверительных ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в воспитании своих детей. Иначе говоря, семья и детский сад – дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентиров.
В первую очередь мы должны работать над тем, чтобы цели и задачи воспитания и развития здорового ребенка были поняты и приняты родителями. Я работаю в ДОУ 32 года и, наверное, выражаю мнение многих коллег, что система семейного воспитания в наши дни претерпевает значительные изменения, происходит разрушение ее статуса, как воспитательного института. Даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями, изменилось качество самой семьи, прервалась преемственность воспитательных традиций. Современные родители достаточно грамотны, но зачастую не имеют возможности для воспитания детей (по причине нехватки времени, отсутствия знаний по воспитанию и образованию детей). Поэтому у нас особая миссия – организация воспитательно – образовательного процесса не только детей, но и их родителей.
Для установления партнерских отношений с родителями с первого знакомства придерживаюсь следующих принципов: - доброжелательный стиль общения с родителями. Ведь, позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится работа педагогов группы с родителями; - в общении неуместны категоричность, требовательный тон, ведь от ежедневных контактов зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Доброжелательные взаимоотношения педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому считаю, что позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее – создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, совместное обсуждение проблемных вопросов, искреннее желание помочь. Очень сближают совместные мероприятия, о них я расскажу позже. Всегда обращаюсь к родителям, как к знающим специалистам, приглашаю помочь участием в мероприятиях. Родители чувствуют себя в группе как главные участники процесса воспитания детей, с удовольствием делятся друг с другом опытом воспитания.
Если испытывают потребность в консультативной или направляющей работе, то используется индивидуальный подход. В общении с родителями чувствуется ситуация, настроение мамы или папы. Здесь мы используем человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации. В помощь родителям мы создали специальные консультативные уголки. Это – «Уголок здоровья», «Уголок консультаций по воспитатель – образовательному процессу», «Помощь логопеда», уголок безопасности «Берегите детей – наше богатство».
Кроме того, для более успешного взаимодействия с родителями мы используем нетрадиционную форму проведения родительских собраний, что способствует установлению неформальных контактов, доверительных отношений с родителями. Первое собрание в 2017 – 2018 учебном году решили начать с концерта, который показал умения, творческий потенциал, как детей, так и взрослых, взаимосвязь в работе воспитателей и музыкального руководителя. А само общение с родителями было построено в форме игры.
Например, родители прокатывали друг другу клубок, наматывали нить на палец и высказывали свое мнение о том, чему должны научить их ребенка в детском саду; какими они хотят видеть своих детей. Таким образом, родители и педагоги оказались, как бы связаны одной единой нитью воспитательно – образовательного процесса. В такой обстановке родители лучше узнают своих детей, сближаются с педагогами.
На протяжении всего учебного года проводим выставки совместного творчества детей и родителей: «Осеннее лукошко», «Ёлочка нарядная», «Мамины умелые ручки», «Пасхальные чудеса»
Организация взаимодействия детского сада и семьи основанная на сотрудничестве позволяет каждому ребенку и родителю чувствовать себя участником образовательного процесса. Как вы знаете, родителей можно квалифицировать по уровню их педагогической культуры, укладу их семейной жизни: - родители – активисты, у них высокий уровень воспитательных возможностей; - родители – статисты, средний уровень; - родители группы риска. С ними общение происходит наиболее трудно, поэтому такие родители у нас на особом контроле, и мы стараемся расположить их к себе в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке. Например, вместе рассматриваем творческие работы их детей, восхищаемся достигнутыми результатами. Предлагаем выполнить дома с ребенком творческую работу для оформления группы. Посещаем такие семьи на дому. И, любое, даже незначительное участие их в работе группы, нуждается в похвале. Как сказал знаменитый французский моралист Франсуа де Ларошфуко «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях».
В конце учебного года по традиции поздравляем и награждаем родителей за участие в жизни группы. По предложению родительского комитета в раздевалке мы сделали «Копилку семейного опыта», желающие могут поделиться с другими рецептами здоровой пищи, народными средствами лечения простуды и других заболеваний.