Ольга Кребель
Взаимодействие Центра раннего развития ребёнка и Волгодонского эколого-исторического музея
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи.
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, поэтому в процессе их обучения и воспитания необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.).
Публикация «Взаимодействие Центра раннего развития ребёнка и Волгодонского эколого-исторического музея» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
В связи с этим, в Центре раннего развития встал вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, в том числе о необходимости создания системы,позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в
одухотворенном предметном мире, созданном человеком, с землей наших предков, с природой. Мы считаем, что именно музейная педагогика является одной из инновационных технологий личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную
предметно-пространственную среду.
Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П. А. Флоренский, Ф. Шмит, А. В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.
Современный музей активно участвует в процессе непрерывного образования, решая развивающие, образовательные и воспитательные задачи, способствуя социализации личности. Музейные предметы, несущие в себе социальный опыт и глубокое гуманистическое содержание, приобщают ребёнка к культуре и окружающему миру.
Включение экскурсий в Волгодонский эколого-исторический музей и совместных мероприятий, праздников, развлечений в образовательный процесс обогащает его новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю, природу и традиции родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной
педагогики является музейно-образовательное пространство, центром
которого может стать педагогический комплекс, состоящий из мини-музеев с
разным смысловым стержнем:
• мини-музей краеведения «Любимый город – Волгодонск»;
• мини-музей естественно-научных представлений «Природа Донского края»;
• мини-музей нравственно-патриотического воспитания «История казачества на Дону»
Цель : Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений о природе, истории и традициях русского народа.
Задачи:
• формирование системы ценностей ребенка, приобщение к
историческому, культурному, природному наследию; воспитание
толерантности, гражданственности и патриотизма;
• развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
• создание предметно-развивающей среды в Центре раннего развития, способствующей приобщению детей дошкольного возраста к природе, истории и традициям родного края;
• воспитание у дошкольников основ музейной культуры;
• повышение уровня знаний педагогов дополнительного образования о системе музейной педагогики;
• развитие сотрудничества педагогического коллектива
учреждения дополнительного образования с родителями и представителями социума за пределами Центра детского творчества.
Ожидаемые результаты.
1. Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.
2. Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.
3. Создание комплексной системы работы по данному направлению.
4. Появление интереса у детей к музею, музейной культуре, музейной деятельности.
5. Повышение музейной культуры родителей.
6. Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.
План совместных мероприятий, праздников, развлечений и экскурсий
в Волгодонский эколого-исторический музей :
* Лесное ассорти (игровое интерактивное мероприятие экологической направленности)
* Покровские посиделки (этнографическое мероприятие о праздновании Покрова на Руси и Дону с конкурсно-игровой программой)
* Сердце матери лучше солнца греет (этнографическое мероприятие с конкурсно-игровой программой)
* Необыкновенные истории обыкновенных вещей (экскурсия на выставке «Декоративно-прикладное искусство»)
* Пришли святки – запевай колядки (обрядово-этнографическое мероприятие)
* О чём шепчутся деревья (тематический урок об удивительных растениях Ростовской области)
* Как на Масляной неделе (обрядово-этнографический праздник с театрализованными сценками, хороводами и играми)
* По страницам Красной книги Дона (экскурсия на выставке «Природа Донского края» с использованием видеосюжетов)
* Экскурсия по военной экспозиции.