Елена Голтелова
Комплексное взаимодействие с детьми раннего возраста, имеющими особенности развития
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки и неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Одним из факторов, формирующих здоровье детей, является двигательная активность.
Исследования показывают, что чем богаче двигательный опыт ребёнка, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному развитию малыша.
Публикация «Комплексное взаимодействие с детьми раннего возраста, имеющими особенности развития» размещена в разделах
Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребё нка: появляются такие важные качества как самостоятельность, активность. Дети приобретают навыки общения, учатся согласовывать свои действия с действиями взрослого или других детей.
В своей работе я выделила основные принципы, которые соответствуют ФГТ – принцип развивающего образования и принцип интеграции образовательных областей, что позволяет мне решать следующие задачи:
• Охрана жизни детей.
• Укрепление физического и психического здоровья детей.
• Формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях;
• Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности.
Выделяют следующие виды двигательной нагрузки;
• Игры и упражнения, направленные на развитие основных движений : ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание;
• Игры с предметами: мячи, шнуры, обручи;
• Речь с движениями;
• Фольклорные игры;
• Игры для релаксации;
Для систематизации своей работы я расположила игры по степени усложнения двигательной нагрузки, сопровождающего текста, эмоционального образа игры или упражнения. Далее я постаралась соотнести их с лексическими темами. На каждую тему отводится 2 недели. Получилась вот такая сетка:
Сентябрь (1 – 2 неделя) Тема: человек, части тела
ходьба «Принеси игрушку»
бег «Большие ноги идут по дороге»
прыжки «Пружинки»
Ползание и лазание «На мяч…»
релаксация «Потягушки»
Действия с предметами «На мяч…»
Речь с движениями «Прячем ручки, прячем ножки»
Фольклорные игры «Ласкалочка»
Чтобы определить уровень развития детей в начале года я провожу педагогическое обследование умений и навыков. В обследовании принимают участие врач-педиатр, старшая медсестра детского сада, педагог-психолог. При обследовании изучаются анкеты родителей и адаптационные карты.
По результатам обследования я выделяю две группы детей, разных по уровню развития движений : дети большой подвижности и дети малой подвижности.
Избыток движений вреден для растущего организма. Дети большой подвижности расходуют много нервной энергии. Они отличаются неуравновешенным поведением, движения их быстры, резки, часто бесцельны. Им трудно сосредоточиться на чём-то одном.
Дети малой подвижности отличаются пассивностью поведения, чаще всего выбирают спокойные виды деятельности, предпочитают наблюдать за играми других. Они не отличаются ловкостью и выносливостью. Со временем у таких детей формируется неуверенность в себе, боязнь включаться в тот или иной вид
Дети малой подвижности отличаются пассивностью поведения, чаще всего выбирают спокойные виды деятельности, предпочитают наблюдать за играми других. Со временем у таких детей формируется неуверенность в себе, боязнь включаться в тот или иной вид деятельности.
Главная задача педагогов и родителей при работе с детьми большой подвижности – воспитывать целеустремлённость, управляемость движениями, постепенно совершенствовать умение заниматься спокойными видами деятельности. Двигательная потребность таких детей не должна ограничиваться, необходимо лишь обращать их внимание на сдержанные, осторожные движения.
Детям большой подвижности полезны спокойные движения, не требующие большого пространства. Поэтому с ними я играю в такие игры:
• Упражнения с мячом: вращать на месте, поднимать выше-ниже, катать мяч друг другу сидя на полу, прокатить мяч между двух шнурков.
• Упражнения с обручем: вращать его на полу, пролезать в негою
• Упражнения со скакалкой: вдвоём вращать скакалку, перешагивать через разложенные параллельно друг другу скакалки.
• Упражнения с гимнастической скамейкой: ходьба, перелезание, ползание на животе.
Дети с большой подвижностью способны концентрировать внимание в течении короткого времени, поэтому необходимо часто менять виды деятельности.
По рекомендации психолога с такими детками я провожу такие игры, как «Передай мяч» (снять излишнюю двигательную активность, «Броуновское движение» - дети катают маленькие мячи внутри большого обруча (учит распределять внимание). Игры «Лохматый пес» и «У медведя во бору» с такими детьми провожу с усложнениями: чтобы попасть в домик надо пройти змейкой между кеглями или проползти в ворота.
Детей малой подвижности нельзя насильно включать в двигательную деятельность. Важно заинтересовать их, вселить уверенность, помочь, постепенно обогащая их двигательный опыт. Лучший способ - предложить малышу действовать по показу (делай как я).
Если в играх нет «заорганизованности», то мало подвижный ребёнок будет двигаться с удовольствием.
Для мало подвижных детей предпочтительны простые активные движения, в которых не нужна точность. С ними я играю в следующие игры:
• Упражнения с мячом: бросать мяч и бегать за ним, скатывать его с горки, отбивать ногой или рукой об пол, перебрасывать через натянутую веревку.
• Упражнения с обручем: катать и бегать за ним, прыгать из обруча в обруч.
• Упражнения со скакалкой: прыгать через скакалку положенную на пол, бегать по дорожке между скакалками.
• Упражнения со скамейкой: спрыгивать с неё.
Также в своей работе я использую игры для своеобразной релаксации детей. Релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умение расслаблять напряжённые мышцы является прекрасным психотерапевтическим средством, способствует развитию естественных, ненапряжённых движений.
В заключении хочется дать несколько советов по проведению игр:
• Играть против желания ребёнка недопустимо.
• Играя с ребенком, незаметно помогайте ему при затруднениях.
• Начинать работу над совершенствованием того или иного навыка необходимо с простого, постепенно усложняя задания.
• Желательно сопровождать движения стихотворными текстами, т. к. рифма организует ритм и темп движения.
• Текст должен звучать четко, эмоционально, с повторениями.
Постоянное и планомерное проведение таких игр и упражнений обеспечивает формирование привычки и потребности вести здоровый образ жизни