Hина Церенова
Дополнительная модифицированная Программа эколого-биологического направления развития «Белая берёза под моим окном…»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная модифицированная Программа эколого-биологического направления развития
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»
Левокумского муниципального района
Ставропольского края
СОГЛАСОВАНО Утверждена
Заведующий МКДОУ Педагогическим советом
«Детский сад №4» МКДОУ «Детский сад№4»
___ А. А. Козека «___»___ 20___г.
Дополнительная модифицированная
Программа эколого-биологического направления развития
«Белая берёза под моим окном…»
(для детей 3- 6 лет)
Темочки:
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Срок реализации 3 года.
Разработана
воспитателем
МКДОУ «Детский сад №4»
Н. М. Цереновой
п. Новокумский
2010
Пояснительная записка
Настоящая программа «Белая берёза под моим окном…» способствует формированию у детей представления о самом почитаемом дереве России – берёзе, о её значении в жизни человека, воспитывает ответственное отношение к окружающей среде, вырабатывает навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Программа охватывает дошкольный возраст вторая младшая – старшая группа. Она формирует у детей способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения на примере берёзы. Развивает умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определённые свойства, группировать их во время наблюдений, прогулок.
Данная программа расширяет представления о том, в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза, почему это дерево так почитаемо на Руси.
Цель: Формировать у детей представление о самом почитаемом дереве России – берёзе, о её значении в жизни русского народа.
Задачи: Расширить представление детей о берёзе, о значении её в жизни человека, оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о её взаимосвязи с окружающей средой. Развивать у детей познавательную активность, наблюдательность. Обогащать словарь воспитывать ценностные основы отношения к природе.
Условия реализации программы.
Для деятельности кружка используется территория участка детского сада и групповое помещение.
Для выполнения практических и творческих работ имеются следующие материалы:
- краски, кисти, баночки для воды, салфетки, подставки для кисточек;
- пластилин, доски, салфетки;
- пакетики для хранения семян;
- печатки из картофеля для рисования нетрадиционной техники;
- альбомные листы;
- альбом для гербария (листья деревьев);
- баночка с подкрашенной водой, ветка берёзы;
- клей, кисти, листы бумаги, силуэты берёз из цветной бумаги;
- сценарии развлечений «В гости к дедушке Ау!», «Семик».
- модели грибов;
- репродукции картин И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», К. Юона «Мартовское солнце»;
- стихи, загадки, пословицы о берёзе.
Содержание программы.
Данная программа содержит 3 блока, которые выстроены в системе взаимосвязаны между собой.
1 блок «Осень»
2 блок «Зима»
3 блок «Весна»
Учебно-тематический план.
Первый год обучения.
1 блок «Осень» (13г)
п/п Наименование темы Программное содержание Часы теорет. Практ.
1 2 3 4 5
1. Введение
2. Что есть у берёзы? Показать, что у берёзы есть ствол и ветви. Потрогать ствол берёзы, полюбоваться её стройностью и красотой 0,5 0,5
3. Кора берёзы Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, дать представление о коре и её назначении, учить узнавать берёзу по внешнему виду 0,5 0,5
4. Аппликация «Берёзовая роща» Учить составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определённую последовательность, правильно располагать на листе. Учить называть цвета. - 1
5. Листья начинают желтеть Понаблюдать за цветом листьев. Дать понять, что дни стали короче, тепла меньше. Поэтому листья берёзы начинают желтеть. 0,5 0,5
6. Рисование «Листопад» Учить изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая в краску ор мере надобности. Учить узнавать и правильно называть жёлтый цвет. Развивать эстетическое восприятие. - 1
7. Чем питается берёза? Наблюдать за бёрёзой в ветреную погоду за тем, как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее и сильнее, листья опадают, они покрали всю землю вокруг. Дети идут по листьям, которые шелестят. 0,5 0,5
8. Какие насекомые живут рядом с берёзой? Понаблюдать за насекомыми, живущими около берёзы. Воспитывать бережное отношение к насекомым. 0,5 0,5
9. Сбор осенних листьев Познакомить детей с гербарием. Учить собирать красивые листики для гербария. 0,5 0,5
10. Как береза готовиться к зиме? Показать детям, что берёза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранить воздух для различных обитателей почвы. 0,5 0,5
11. Пляска «Берёзка» Учить детей выполнять движения под музыку. 1
12. Стихи, загадки, потешки о берёзе. Познакомить детей с малыми фольклорными формами природного содержания. 0,5 0,5
13. Из истории использования берёзы Рассказать детям о том, что из древесины делают бумагу. Воспитывать бережное отношение к книгам. 1
2 блок «Зима» (9 ч.)
п/п Наименование темы Программное содержание Часы теорет. Практ.
1 2 3 4 5
1 Первый снег! Выразить восхищение вместе с детьми первым снегом и заметить, как изменилась берёза 1
2 Рисование «Берёза зимой» (оттиск печатками) Учить передавать в рисунке картину зимы. Упражнять в рисовании дерева. Учит наносить отпечатки по всей поверхности листа. 1
3 Новый год! Украсить берёзу игрушками, ведь она самая красивая, самая лучшая. 0,5 0,5
4 Оттепель Наблюдать за берёзой в оттепель (как прекрасна берёза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими) 1
5 Ясная, солнечная погода Показать, что зимой в ясную солнечную погоду кора дерева тёплая (потрогать рукой) 0,75 0,25
6 Почему нет листьев зимой? Дать знания детям, что зимой (когда холодно, мало света и влаги) листьев на деревьях не может быть 1
7 Метель Показать зависимость состояния берёзы от погодных явлений. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. 1
8 Деревья в снегу Учить передавать картину зимы. Упражнять в рисовании деревьев 1
9 Экскурсия по экологической тропе «Берёза» Развивать умение сравнивать старые и молодые деревья (по стволу, по коре, наблюдательность. Активизировать словарь. 0,5 0,5
3 блок – «Весна» (10 ч)
п/п Наименование темы Программное содержание Часы теорет. Практ.
1 2 3 4 5
1. Что нужно нашему дереву? Углубить представление о том, без чего берёза не может жить (солнце, тепло, вода, почва, дождевой червь, пчела, воздух) 1
2-3 Наблюдение за ветками в вазе Учить создавать для срезанных веток берёзы благоприятные условия, замечать изменения, которые происходят с ветками берёзы. Вести наблюдения за развитием почек. Воспитывать бережное отношение к растениям. 0,5 0,5
4. «Ещё в полях белеет снег…» Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы. У деревьев начинается сокодвижение 1
5. Берёзовые почки Показать набухшие берёзовые почки – «домики листьев». Предложить нарисовать веточку с набухшими почками 1
6. Берёзовый сок Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к берёзе, рассказать о пользе берёзового сока для здоровья человека 1
7. Лист зеленеет молодой Обратить внимание на красоту весенней берёзы. Появились первые клейкие листики (дети трогают клейкую поверхность, нюхают.) 0,75 0,25
8. Рисование «Портрет весенней берёзы» Учить рисовать дерево, листья приёмом примакивания. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. 1
9. Какие грибы растут под берёзой Дать представление о грибах, как называются грибы, которые растут под берёзой 1
10. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? Дать понять, что в жаркую погоду ствол берёзы не нагревается. Белый цвет отражает солнечные лучи. Провести эксперимент «Что нагревается быстрее чёрная или белая ткань?» 0,5 0,5
Прогнозируемый результат.
Дети знают всё о берёзе, что у неё есть ствол, ветви, листья; с наступлением осени листья желтеют и опадают, зимой деревья стоят голые. Малыши знают фольклорные формы природного содержания, владеют нетрадиционными техниками изобразительного рисования (оттиск печатками). Знают, что из древесины делают бумагу, к книгам надо относиться бережно; для жизни берёзы необходимо свет, тепло, вода, весной на веках деревьев набухают почки, а затем распускаются листья.
Учебно-тематический план
Второй год обучения.
1 блок «Осень» (12 ч)
п/п Наименование темы Программное содержание Часы теорет. Практ.
1 2 3 4 5
1. Что есть у берёзы? Дать знания детям, что у берёзы есть ствол, ветви ( они разные: внизу большие, а вверху маленькие) 0,75 0,25
2. Лепка грибов Уточнить знания о грибах-подберёзовиках, выставить под берёзой. Закрепит умение лепить грибы 0,25 0,75
3. Рассматривание семян берёзы. Сбор семян берёзы Показать детям созревшие семена берёзы, рассказать о том, как ветер разносит их. Упражнять детей в умении различать берёзу по оставшимся семенам. Поддерживать стремление заботиться о птицах зимой. 0,75 0,25
4. Для чего нужна кора? Уточнить представление о коре и её назначении, учить узнавать берёзу по её внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к деревьям. 0,75 0,25
5. Падают - падают листья… Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму) Они похожи на треугольник с зазубринами на конце. 0,25 0,75
6. Опыт «Собираем красивые листочки» Убедить детей, что у зелёного листа есть ранка, у жёлтого, особенно у того, который самопроизвольно упал с дерева, такой ранки нет. Место отрыва покрыть специальной тканью. 0,25 0,75
7. Сбор листьев. Составление букета из осенних листьев. Учить собирать красивые листья и распределять по цветовой окраске, развивать чувство цвета. 1
8. Рисование «Осеннее дерево». (Оттиск печатками) Познакомить с приёмами печати печатками. Учить создавать образ берёзы с помощью предложенной техники. Развивать чувство композиции, цвета. 1
9. Опыт «Влияние погоды на листопад» Показать детям, как погода влияет на интенсивность листопада. В тихую безветренную погоду листья падают поодиночке, а в ветреную погоду деревья теряют листья очень быстро. 0,75 0,25
10. Деревья на нашем участке Уточнить и закрепить знания о названиях и разновидностях деревьев и кустарников, растущих на нашем участке. Воспитывать бережное отношение к деревьям. 0,5 0,5
11. Опыт «Почему опавшие листья шуршат?» Предложить детям в сухую погоды походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат. Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от растения, постепенно испарилась, листья высохли и стали ломкими. Если пойдёт дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. 0,25 0,75
12. Берёзка готовится к зиме. Рассказывание березке сказки. Расширить представление о том, как берёза готовится к холодам, помогает защищать корни от морозов, сохранять воздух для подземных обитателей. 1
2 блок «Зима» (9 ч.)
п/п Наименование темы Программное содержание Часы теорет. Практ.
1 2 3 4 5
1. Первый снег пушистый! Наблюдать, как изменилась берёза с появлением первого снега. Развивать чувство восхищения, радости. 0,5 0,5
2. Развитие семейных традиций Провести совместное с родителями наблюдение. Поздоровавшись с Беляночкой, гладят кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево. Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с берёзой, вместе с родителями водят хоровод «Во поле берёза стояла…» 1
3. Украсим Беляночку к празднику. Украсить берёзку ледяными игрушками, ведь она самая необыкновенная, поблагодарить её и почитать ей стихи. 1
4. Рисование «Принакрылась снегом, точно серебром» (нетрадиционная техника рисования пальчиками) Учить изображать картину зимы. Упражнять в умении рисовать деревья, изображать снежок с помощью рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. 1
5. Рассматривание листьев деревьев в гербарии Упражнять детей в различении деревьев по засушенным листьям в гербарии 1
6. Стихи, загадки, потешки о берёзоньке С помощью фольклорного произведения закрепить и расширить знания о берёзоньке. Активизировать речь, побуждая к повторению фольклорных текстов 1
7. Без чего берёза не может жить? Работа с панно. Углубить представление о том, что необходимо нашей берёзе. На панно изобразить солнце, облако или капельку воды, комочек земли, дождевого червя, ветер, пчелу. 0,25 0,75
8. Беседа «Для чего нужны деревья?» Продолжить систематизировать знания детей о деревьях, их значении в жизни человека. Укрепить бережное отношение к деревьям. 1
9. Правила поведения на природе Познакомить детей с правилами поведения на природе. 1
3 блок «Весна» (12ч.)
п/п Наименование темы Программное содержание Часы теорет. Практ.
1 2 3 4 5
1. Берёзовые почки. Показать детям веточки берёзы с набухшими почками : всю зиму листья спали в домиках, солнце пригревает, посылает свои лучи – листочки проснутся. 1
2. Рисование «Берёза с набухшими почками» Закрепить умение рисовать дерево. Учить передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать цветовосприятие. 1
3. Берёзовый сок. Чтение пословиц. Рассказать детям о пользе берёзового сока для здоровья, воспитывать бережное отношение к берёзе 1
4. Наблюдение за веткой, поставленной в подкрашенную воду. Дать представление о том, как происходит движение воды по стеблю. 0,75 0,25
5. Зацвела Беляночка Наблюдать за цветением берёзы. Привлечь внимание к красоте берёзовых ветвей с серёжками, вызвать желание любоваться ими. 0,5 0,5
6. Кто живёт рядом с берёзой? Понаблюдать за птицами, насекомыми, живущими возле берёзы. 0,5 0,5
7. Первые зелёные листочки. Рассмотреть ветку берёзы и показать, что распустились зелёные клейкие листочки. 0,5 0,5
8. Рисование «Берёзонька в зелёном наряде» Продолжать знакомить детей с приёмами печати печатками. Учить создавать образ весенней берёзы с помощью предложенной техники. Развивать чувство композиции, цвета. 1
9. Почему качаются деревья? Расширить представления о том, что у деревьев есть мощная корневая система, которая их не только питает, но и помогает удерживать в вертикальном положении 1
10. Зелёная аптека. Сбор лекарственных трав Познакомить детей с лекарственными растениями, растущими рядом с берёзой, с их внешним видом, с лекарственными свойствами. Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям. 0,5 0,5
11. «В гости к дедушке Ау!» развлечение Закрепить правила поведения на природе, знание о дереве (части дерева, умение находить листья к данным деревьям 0,5 0,5
12. Что мы знаем о берёзе Закрепить и обобщить знания о берёзе, о лекарственных растениях. Продолжать формировать любовь к природе 1
Прогнозируемый результат.
Дети знают, что у берёзы, как и у каждого дерева есть ствол, ветви (внизу они большие, а вверху они маленькие). Знают название грибов, которые растут под берёзой. Умеют различать берёзу по оставшимся семенам, листьям, стволу. Определяют названия деревьев, кустарников, растущих на своём участке. Знают правила поведения на природе; условия, которые нужны для роста берёзы; лекарственные растения, растущие рядом с берёзой.
Учебно-тематический план
Третий год обучения
1 блок «Осень» (12ч)
п/п Наименование темы Программное содержание Часы теорет. Практ.
1 2 3 4 5
1. Что знаете о деревьях Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли. Что берёзе хочется дружить с людьми. 1
2. Кора берёзы Учить определять возраст берёзы по коре, дать представление о том, что старое дерево тоже растёт 0,75 0,25
3. Листопад, листопад,
листья жёлтые летят
Показать связь деревьев с окружающей средой (происходящие изменения в жизни дерева) 1
4. Рисование «Ветка берёзы» ( нетрадиционная техника: отпечатки листьев) Познакомить с техникой печатания листьями. Учить создавать образ ветки берёзы с помощью нетрадиционной техники, развивать чувство композиции. 1
5. Чем питается берёза? Дать представление о том, что в природе всё взаимосвязано.
1
6. Чтение русской народной сказки «Как коза избушку построила» Познакомить детей с р. н. сказкой «Как коза избушку построила», активизировать словарь 1
7. Инсценирование р. н. сказки «Как коза избушку построила»
Помочь понять содержание сказки и положительно оценить её : проанализировать языковые богатства сказки, отрабатывать интонационную выразительность развивать навыки драматизации. 1
8. Экскурсия по экологической тропе «Пень» Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения за строением пня, общения в процессе наблюдения, основываясь на свободном обмене мнениями. Воспитывать любознательность. 0,75 0,25
9. Как берёза готовится к зиме Углублять представление о природе, как системе, в которой всё «продумано до мелочей» 1
10. Из истории использования берёзы
Познакомить детей с тем, как берёзу использовали в древности. Воспитывать бережное отношение к берёзе 1
11. Заучивание наизусть стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую» Помочь детям понять содержание стихотворения, запомнить его, выразительно читать. Воспитывать любовь к символу России- берёзе, желание заботиться об этом дереве. 1
12. Аппликация «Ваза с ветками» Упражнять детей в вырезывании симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительно- двигательные координации, композиционные умения. 1
2 блок «Зима» (9 ч)
п/п Наименование темы Программное содержание Часы теорет Практ.
1 2 3 4 5
1. Чтение стихотворения С. Есенина «Белая берёза…» (заучивание стихотворения) Учить видеть красоту в засыпанных снегом берёзах, активизировать словарь детей. 1
2. Изображение берёзки зимой «Портрет Беляночки» Продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае за берёзу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках 1
3. Повторение стихотворения о берёзе (заученное ранее) Расширять представление о берёзе. Закрепить умение выразительно читать стихотворение, разученное ранее. Отрабатывать интонационную выразительность речи. 1
4. Оттепель Продолжать учить определять настроение берёзы, развивать воображение. 1
5. Рассматривание репродукции картин И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», К. Юона «Мартовское солнце». Показать детям, что художники широко используют образ берёзы в своём творчестве. Обратить внимание на то, что «героем» многих пейзажей является «наша родная и любимая Беляночка». 1
6. Почему нет листьев зимой? Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными, птицами. 1
7. Рисование «Зимняя берёза» Развивать навыки рисования по представлению изображение дерева без листьев: ствол, ветви, тонкие веточки. Учить рисовать известковыми мелками по черному фону. 1
8. Метель Углубить представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц. 1
9. Наблюдение за ветками в вазе. Наблюдать за набуханием и распусканием почек и фиксировать наблюдения 0,25 0,75
3 блок «Весна» (12 ч.)
п/п Наименование темы Программное содержание Часы теорет. Практ.
1 2 3 4 5
1. Что нужно нашему дереву. Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. 1
2. Ещё в полях белеет снег. Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние берёзы. Предложить детям сочинить рассказ о берёзе, и о том, какие изменения происходят с ней в начале зимы. 1
3. Чтение экологической сказки «о том, как берёза и ива остались верны родному дому». Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, воспитывать бережное отношение к природе. 1
4. Берёзовые почки. Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются друг от друга, учить сравнивать почки различных деревьев. 0,5 0,5
5. Берёзовый сок Формировать представление о сходстве процессов в организме человека и растения. Углубить бережное отношение к растительному миру. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев 0,5 0,5
6. Берёза цветёт Дать представление о том, что такое семена; показать, как берёза цветёт. Дать знания, что в конце лета у неё появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые берёзки. 1
7. Лист зеленеет. Обратить внимание на весенние ароматы (пахнут которыми берёзы, на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы 1
8. Ветка с первыми листьями (с натуры) оттиск печатками. Учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся, и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции. 1
9. Правила поведения на природе. «Жалобная книга природы». Познакомить детей с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции. 1
10. Чем полезна берёза? Дать представление о том, что берёза приносит пользу для людей. 1
11. «Семик» развлечение Познакомить с обрядовыми действиям: «завивание берёзы» и «кумление», учить подмечать характерные признаки берёзы и узнавать это дерево по описанию 0,5 0,5
12. Итоговое занятие «Что мы знаем о берёзе?» Закрепить и систематизировать полученные знания о берёзе – символе России. Развивать умение различать берёзу по внешнему виду. Воспитывать внимательное отношение к природе. 1
Прогнозируемый результат.
Дети знают о том, что берёза - символ нашей Родины. Листья, почки люди собирают, настаивают и применяют при разных болезнях.
Различают деревья по листьям гербария. Умеют подмечать характерные признаки берёзы и узнавать это дерево по описанию. Знают основные правила поведения на природе.
Зимняя берёза.
Цели: учить детей применять разные изобразительные средства для создания образа; развивать навыки рисования по представлению; развивать навыки изображения дерева без листьев: ствол, ветви, тонкие веточки; развивать навыки рисования известковыми мелками по чёрному фону.
Материал: листы альбомной бумаги, тонированные чёрной гуашью или тушью, либо листы чёрного картона, известковые мелки.
Ход занятия:
1. Беседа.
- Когда сегодня я шла на работу, я увидела берёзку. На толстых ветках лежал снег, а тонкие были покрыты инеем, поэтому крона напоминала тонкое ажурное кружево. На улице было ещё темно, и белое кружево ветвей чётко выделялось на тёмном фоне неба. Мне сразу вспомнилось стихотворение Сергея Есенина «Берёза». Послушайте его.
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
- Понравилось вам это стихотворение? Помните, какие образные выражения использует поэт для описания берёзы? А какие сравнения встречаются в стихотворении? Сегодня я предлагаю вам нарисовать берёзку. Но как нам лучше изобразить посеребренные инеем ветви? На белом листе бумаги белые линиями будут не видны. Давайте попробуем нарисовать на тёмной бумаге белым известковым мелком.
2. Рисование берёзы.
- Из каких частей состоит дерево?
- Какой стол у берёзки?
- Какие у неё ветви?
Физминутка.
3. Придумывание сказки.
- Вы знаете, что зимой рост растений прекращается, потому что для роста растений нужны тепло, свет и вода. Наша берёзка будет спать под снегом до самой весны. Она спит и видит сны. Давайте пофантазируем, представим, чтоб снится нашей берёзке, и придумаем про это сказку. Мы можем рассказать, что берёзке скучно и одиноко без её детей – листков, как ей холодно без снежного одеяла. О чём мечтает наша берёзка?.
Литература.
1. Николаева С. Н. Методическое пособие к программе «Зелёная тропинка». Руководство для педагогов ДОУ –М. : Просвещение, 2001.
2. Николаева С. Н. Юный эколог : «Программа и условия её реализации в детском саду. Пособие для воспитателей ДОУ – М. : Мозаика – Синтез, 1999г
3. Грехова А. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми : Учебно-методическое пособие 5-е издание, стереотипное -М. : ЦГЛ; Ставрополь: Сервис – школа, 2003г.
4. О. А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 96 с. : ил.
5. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов (Составлен Г. В. Галанова Художники Г. В. Соколов, в. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития : Академия К: Академия Холдинг, 2000 -240 с. : ил. - ( Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
6. А. И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М. : ТЦ Сфера, 2005 -240 с. (Программа развития)
7. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий (под редакцией Р. Г. Казаковой – М. : Т. Ц. Сфера, 2007г. -128 с. (серия «Вместе с детьми»).