Рыбакова Екатерина
Исследовательская работа для дошкольников «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Работая с детьми дошкольного возраста, мы отметили интересную закономерность: несмотря на то, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, тем не менее у детей 5-7 лет очевидно склонность к научно-исследовательской деятельности как средство активного познавания окружающего мира. Ввиду сложившихся возрастных особенностей старшие дошкольники к 5-7 годам становится более собранными, любознательными, приобщают умения и желания работать сообща - в парах, в команде; ребятам хочется на свои бесконечные "Как? " и "Почему? " получить структурированные ответы и выводы, которые они могут и хотят сделать самостоятельно, в результате процесса научной исследовательской деятельности.
Публикация «Исследовательская работа для дошкольников „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
Учитывая эту особенность старшего дошкольников, мы предоставили им возможность реализовывать свои способности путём ведения проектной деятельности в старшей и подготовительной группах.
Большая часть наших проектов направлена на познание научной стороны окружающего мира, ребята имели возможность в результате опытов и экспериментирования трогать, нюхать и разнообразно манипулировать предметами, чтобы сделать те или иные выводы, что позволило нам выбрать тему данной научно-исследовательской работы детям.
Актуальность работы :
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое и непонятное. И наша задача оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира. Необходимость ознакомления со свойствами воздуха объясняется тем, что ребенок с этим компонентом природы все время встречается, но ребенок воздуха не видит, не может потрогать руками, не может с ним манипулировать. И если ему помочь увидеть ранее не наблюдаемое, ощутить то, что было вне поля зрения, производя ряд преобразований с этим новым объектом наблюдения, это будет уже новая ступень в его умственном развитии.
Цели: С помощью экспериментов (опытов) сформировать представления о воздухе у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
- научить детей проводить элементарный опыт с воздухом, исследовать его свойства;
- развивать у детей навыки сотрудничества и взаимодействия;
- организовывать познание детей по теме "Воздух" через самостоятельный поиск;
- систематизировать знания о значении воздуха для жизни;
-развивать познавательный интерес;
- углублять представление о живой и неживой природе;
- учиться самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, обобщать результаты опытов.
Гипотеза:
"Воздух невидимый - можно ли с ним манипулировать! "
Детям было предложено несколько тем и, ввиду накопленного багажа знаний и возможности продемонстрировать их путём разнообразных опытов, воспитанники выбрали тему: "Воздух и его свойства".
Мы приветствуем самостоятельный выбор детей, считая, что и это закрепляет формирование пытливого ума, желания взаимодействовать и других особенностей, развитие старших дошкольников.
Основная часть.
На основании полученных знаний в результате проектной деятельности воспитанниками была проведена научно-исследовательская работа путё м опытов и экспериментирования по теме: "Воздух и его свойства".
Перед началом работы перед ребятами ставились вопросы:
- Можно ли жить без воздуха?
- Чем пахнет воздух?
- Можно ли поймать воздух?
- Можно ли увидеть воздух?
- Есть ли воздух внутри нас?
- Что может сделать холодный воздух?
Теоретическая часть
Воздух - это смесь газов, которая окутывает Землю и образует её атмосферу. Воздух, которым мы дышим состоит из 77% азота, 21% кислорода, 0.9% органа и 0,03% углекислого газа, а также водяного пара - плавающих молекул воды. Воздух используется животными или дыхания и участвуют в процессе вегетации растений. Кроме того, благодаря существованию воздуха могут летать самолёты.
Практическая часть работы.
Опыт 1. "Можно ли жить без воздуха? "
Давайте закроем ладошкой нос и рот и посмотрим, что из этого получится. (Приложение 1). Да, без воздуха мы можем продержаться совсем недолго. Вывод: без воздуха жить нельзя.
Опыт 2. "Чем пахнет воздух?"
На первый взгляд кажется, что у воздуха нет запаха. Давайте проверим эту гипотезу. Нам понадобится две банки с крышками, дольки чеснока, дольки лука. Разложим вещества по банкам, подождём 20 минут. Что мы чувствуем, открыв банки? Воздух пахнет находящимися там веществами (Приложение 2).
Вывод: воздух присваивает запахи разных веществ.
Опыт 3. "Можно ли поймать воздух? "
Кажется, что воздух- невидимку поймать невозможно. Но мы всё же попробуем. Возьмите прозрачный пакет, широко расправьте его и взмахните так, как будто зачерпываете воду. Что произошло после того, как мы зажали пакет? Да, пакет заполнился воздухом, мы поймали воздух! (Приложение 3). Вывод: воздух может принимать форму заполняемого предмета.
Опыт 4. "Можно ли увидеть воздух? "
Для этого опыта мы возьмём стаканчики и наполним их наполовину. Затем возьмём предмет поменьше и будем осторожно опускать в стакан. Вода в стакан не ходит! Что ей мешает? Конечно, воздух! Прижимаем крепче и видим, как пузырьки устремляются к поверхности воды (Приложение 4). Вот мы и увидели воздух!
Вывод: воздух можно увидеть.
Опыт 5. "Есть ли воздух внутри нас? "
Чтобы узнать, есть ли воздух внутри нас, мы вновь возьмём стаканы с водой, а также трубочки для сока. Опустим трубочки в воду и подуем в них. На поверхности воды появляются большие пузыри воздуха. Откуда они там? Правильно, мы вдохнули в трубочки воздух! (Приложение 5)
Вывод: внутри человека есть воздух.
Опыт 6. "Что может сделать холодный воздух! "
Для данного воздуха мы наполнили воздушные шарики цветной водой и вынесли их в беседку в морозную погоду. Придя на ключи день на прогулку, мы увидели, что морозный воздух совершил чудо : в шариках у нас оказалась не вода, а красивые, разноцветные, ледяные камни! (Приложение 6)
Вывод: холодный воздух замораживает воду.
Заключение
Наши исследования "Великого невидимки" не закончен и продолжаются! Но из того, что было проделано, мы узнали:
1. Без воздуха нельзя шить!
2. Воздух присваивает запахи разных веществ.
3. Воздух окружает нас повсюду и даже есть внутри нас.
4. Воздух занимает место.
5. Воздух можно поймать.
6. Воздух можно увидеть.
7. Холодный воздух охлаждает и замораживает воду.
Проведя научно-исследовательскую работу "Воздух и его свойства" мы закрепили и углубили полученные ранее теоретические знания о воздухе, научились взаимодействовать друг с другом в процессе проведения опытов, анализировать и делать выводы и подготовили почву для дальнейших интересных исследований "Великого невидимки" воздуха!
Список использованный литературы
1. «Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2018.
3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» – М. : Педагогическое общество России, 2005.
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М. : Педагогическое общество России, 2003.
5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.
6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.