Вера Гусакова
Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое бумага и каковы ее свойства?
Давайте поговорим об этом.
Для человечества важно, распространение и передача различной информации и знаний, поэтому знать, где и когда появилась бумага, очень интересно всем. Бумага представляет собой войлок, толщина которого около 0,2 мм, производят её из растительных волокон, мелко измельчённых.
До создания бумаги блюди пользовались в качестве носителей информации различным материалом:
Публикация «Интересные опыты „Свойства бумаги“ как научно-исследовательская деятельность для детей» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
1. Папирус - применяли в Египте ещё за 4000 лет до нашей эры, использовали обработанные стебли гигантского травянистого многолетнего растения.
2. Пергамент - изготавливали ремесленники Малой Азии с помощью сложнейшей технологии с использованием телячьей кожи. Он отличался большей прочностью, эластичностью и долговечностью.
3. На Руси писали на бересте – берёзовой коре.
4. Древняя история мира содержит примеры письма на глиняных кирпичиках – плитках, деревянных табличках, покрытых воском, для написания на которых использовали палочки – «стили».
Вот и мы с ребятами, решили исследовать, что же из себя представляет бумага и какие у нее свойства.
Опыт 1 «Прозрачность бумаги».
Задачи:
- вызывать у детей интерес к окружающему: желание экспериментировать и узнавать новое;
- выяснить с детьми, бумага какого вида обладает прозрачностью;
- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Оборудование: бумага разных видов: салфетки, бумага писчая, картон, газета, гофрированная бумага, калька; изображение кленового листа.
Описание опыта.
Ребята определяли свойство бумаги - её прозрачность. Они выбирали один из вариантов бумаги и рассказывали: как она называется, для чего этот вид бумаги предназначен, как используется людьми. Накладывали выбранный вид бумаги на изображение кленового листа, чтобы определить – обладает данный вид бумаги прозрачностью или нет.
Вывод. Газета, бумажные салфетки, картон, писчая бумага не обладают прозрачностью. Дети через них не смогли рассмотреть изображение кленового листа.
Калька, гофрированная бумага, обладает прозрачностью – через них очень легко можно рассмотреть изображение кленового листа.
Опыт 2 «Прочность бумаги».
Задачи: - развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента; - развивать умение отвечать на вопросы полным ответом; - расширять знания детей о разнообразных свойствах бумаги; - выяснить с детьми какая бумага обладает прочностью.
Оборудование: бумага разных видов: картон, бумажные салфетки, писчая бумага, обои, гофрированная бумага, газета; ножницы.
Описание опыта. Ребята парами выбирали одинаковый вид бумаги. Один ребёнок разрезал свой лист бумаги ножницами, второй – разрывал свой лист бумаги руками. Во время проведения опыта обменивались впечатлениями – легко или трудно было им выполнять эксперимент.
Вывод.
Бумага легко рвется во всех направлениях, чем толще бумага, тем нужно больше приложить усилий, чтобы её разорвать. Любая бумага легко режется ножницами.
Опыт 3 «Прочность мокрой бумаги».
Задачи:
- содействовать дальнейшему развитию у детей познавательных интересов к окружающему миру;
- формировать речевую и познавательную активность в процессе проведения опытов; - выяснить с детьми, мокрая бумага, какого вида обладает большей прочностью.
Оборудование: бумага разных видов: салфетки, бумага писчая, картон, газета, гофрированная бумага, калька; ёмкость с водой.
Описание опыта.
Каждый из воспитанников взял себе тот вид бумаги, который вызывает у него больший интерес. Мы намочили лист гофрированной бумаги, и стали наблюдать, что же с ним будет.
Оказалось, что гофрированная бумага очень боится воды и, намокнув, сразу начинает рваться, и ее очень сложно вытащить из воды.
Затем мы проверили на прочность обычный лист бумаги, опустив его в чашку с водой. После того как бумага полностью погрузилась в воду, мы ее достаем и наблюдаем, что бумага без наших усилий рвется в мокром состоянии, тоже произошло и с газетой. Далее наступила очередь картона, он оказался более прочным, и не так быстро размок, как писчая бумага и газета.
Картон оказался более прочной, чем остальные виды бумаги.
Вывод.
Бумага намокает и распадается, для толстой бумаги потребуется больше времени, поэтому картон оказался прочнее.
ИТОГ: Чем тоньше бумага, тем легче её смять, разорвать, разрезать, намочить.
Все виды бумаг мы и помяли, и намочили, и порвали, и резали, и дети остались в большом восторге от такого интересного и познавательного эксперимента. Многое их удивило и поразило!