Светлана Шестакова
Воспитание нравственных качеств детей в процессе общения с природой
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание нравственных качеств детей в процессе общения с природой»
Мы научились понимать, что на земле есть и другие живые существа, которым тоже бывает больно. И здесь большую роль играет воспитатель как личность, его отношение ко всему живому и красивому, его умение видеть необычное в природе в разные сезоны и в разную погоду. Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у детей тогда, когда перед их глазами есть постоянный пример разумного отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребенка: «Брось эту гадость!», – то пользы от этих разговоров не будет. Наши дети постоянно общаются с природой. Непосредственное природное окружение – «Уголок природы», озелененный участок с цветниками и огородом позволяют организовать систематические наблюдения за растениями и животными, приобщают детей к регулярному труду по уходу за ними. «Уголок природы» дает возможность проводить вполне планомерные, длительные наблюдения, позволяет удовлетворить любознательность детей. Если даже за животными или растениями, содержащимися в «Уголке», неправильно ухаживать, они не погибают сразу, и положение может быть исправлено. Спасти можно даже выдернутый с корнем цветок. Уход за растениями, животными, птицами позволяет выявить наиболее заботливых детей, сформировать у них уважительную оценку, заботу обо всем живом. В дошкольном возрасте у ребенка наблюдается огромная потребность познать окружающий мир. Однако эта его потребность не всегда реализуется полностью.
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей в процессе общения с природой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Уже в младшем возрасте мы знакомим детей с азами экологии. Важная роль в обучении должна отводится игре, сказке, музыке, театру, рисованию. В то же время дети уже способны вести простую исследовательскую работу и даже выполнять отдельные экологические задания. Именно поэтому задача взрослых – воспитывать у малышей устойчивое негативное отношение к таким актам вандализма, как разрушение гнезд, муравейников, бессмысленному уничтожению живых существ. Даже назойливого комара или муху не стоит убивать: ведь можно просто прогнать их, сохранив жизнь. Мы должны доказать детям зависимость жизни других существ от человека, даже от маленького ребенка, хрупкость этой жизни – таким образом эти занятия могут стать уроками нравственности для малышей. А ведь мы знаем, что ребенка во многом воспитывает окружающая среда.
Ребенок должен понять, как все вокруг взаимодействует между собой, какая роль в этом отводится человеку. Поэтому ведущим методом в экологическом воспитании является наблюдение. Наблюдение позволяет педагогу показать:
• красоту, своеобразие, неповторимость данного организма, явления, предмета или целого пейзажа;
• особенность строения;
• циклические изменения, происходящие в природе : семя – растение –
семя: детеныш – взрослое животное – детеныш; зима – весна – лето – осень – зима;
• связь данного предмета, объекта с окружающим миром: растение – почка; растение – вода; растение – солнце; растение – животное; растение – человек и т. д. ;
• результат деятельности человека, как положительный, так и отрицательный: красиво обрезанные деревья и изуродованные во время обрезки; мусор и растения и т. д. В ходе наблюдений воспитатели используют разные методические приемы, грамзаписи музыкальных произведений, звуков природы, различные картины, пословицы, поговорки, заклички, дразнилки, игры и многое другое. Дошкольники любят сказку, поэтому в ходе наблюдений воспитатели рассказывают сказки были собственного сочинения или подобранные из литературы. Через сказку ребенку будет легче представить себе и понять жизнь леса, луга, необходимость соблюдения культуры поведения в природе и т. д.
А самое главное – мы должны формировать у детей понятие бережного отношения ко всему окружающему, охранять природу не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного или лишнего, живет по своим законам. Надо подвести детей к пониманию того, что для людей окружающая природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода и пища. Их дает нам природа. Она восхищает нас своей красотой, постоянно дарит нам радость открытий. И только тот человек живет интересно, кто каждый день узнает что то новое, удивительное. И всегда надо помнить слова М. Пришвина: «Все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека». Мы слышим голоса птиц и шум листвы. Мы видим маленьких зверьков и жалеем их. Мы чувствуем, что связны с землей и водой, и хотим защищать их. Мы хотим, чтобы все люди чувствовали себя детьми природы.
Игры в экологическом воспитании, как средство развития творческих способностей
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах. Испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) - одна из наиболее сложных и интересный задач современной педагогики. И хотя в народе говорят " Век живи - век учись", важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Конкретная деятельность ребенка в детском саду развивает самостоятельность, мышление и зрительный генезис, а также активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу творческой деятельности, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для развития творческих способностей. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них творческого интереса к природе. В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе, могут выступать проявления творческой активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями, Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.
Роль природы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Трудно представить себе творческое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Во все времена и эпохи природа оказала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для творчества. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Ребенка необходимо научить видеть природу. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается в сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Например, описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо и луну, показать все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется. В городах есть деревья, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Ребенку необходимо показать особенности поведения воробьев, галок, голубей, научит их описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок; рассказать ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т. п. Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных.
Главная задача в развитии творческих способностей средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование творческих способностей. Она неисчерпаемый источник впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию творческих навыков.
Большая роль в развитии творческих способностей дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Наиболее эффективная последовательность работы такова:
- непосредственное восприятие природы;
- организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсии, сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи так же волнуют воображение ребенка. Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.