Приложение МААМ

Психологическая готовность ребенка к школе

Надежда Никулина
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер.

Возраст 6-7лет – очередной критический период в жизни ребёнка, период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни – обучению в школе. Этот возраст называют периодом рождения социального Я ребёнка. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений, стремится занять новое, более взрослое положение в жизни.

Темочки:

Скоро дети пойдут в школу, и каждый родитель хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен. Часто родители пребывают в заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок необязательно будет хорошо учиться. Дети развиваются по-разному, и то, что естественно для одного ребёнка, для другого еще сложно и несвоевременно. Но почему – то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.

Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребёнка появится мотивация к обучению и контролю своих действий.

А что значит «психологическая готовность ребёнка к школе»? К концу дошкольного возраста ребёнок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою гендерную принадлежность, находит своё место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно – родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками. Имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным к своим желаниям. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребёнка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает психологическая готовность к обучению в школе.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, эмоционально – волевой сфер, а так же зрительно – моторной координации. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечёт за собой отставание в развитии других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Мотивационная и психологическая готовность к школе не менее важна, чем готовность интеллектуальная, а знания и умения при отсутствии желания часто не приносят успехов в учёбе.

Психологам часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются в своем нежелании идти в школу. Одни объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие – что придётся выполнять домашние задания. А третьим вообще бывает тяжело сформулировать своё негативное отношение к школе. Они говорят, что просто нехотят идти в школу, а почему – не знают. При выяснении причин сложившейся ситуации психолог узнает, что родители слишком переусердствовали в своём желании приобщить ребёнка к миру знаний. Форсируя способности ребёнка, родители рискуют привить у него негатив не только к обучению в школе, но и процессу познания вообще.

ФГОС ДОУ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В связи с этим рекомендую ознакомиться с памяткой «Практических рекомендаций родителям будущих первоклассников».

Памятка «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».

1. Поддерживайте в ребёнке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребёнку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

2. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Провожая ребёнка в школу, пожелайте ему удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

4. Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получиться, это естественно, ребёнок имеет право на ошибку.

5. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

6. Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками.

7. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться труднее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность, - это первые 4-6 недель для первоклассника, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

8. Будьте внимательными к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учёбе.

9. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить.

10. Чем труднее и неудачнее сложился день для Вашего ребёнка, тем внимательнее должны быть к нему Вы.

11. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка, возможно, появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

12. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

13. Верьте в ребёнка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он всё может, всего достигнет, стоит ему захотеть.

Публикации по теме:

Психологическая готовность ребенка к школе Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка.

Психологическая готовность ребенка к школе Начало обучения ребенка в школе является важным, ответственным и ярким событием. С каким трепетным волнением переступают дети порог школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность ребенка к школе
Опубликовано: 18 мая 2015 в 23:34
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Никулина (УИ 339397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД