Надежда Никулина
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер.
Возраст 6-7лет – очередной критический период в жизни ребёнка, период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни – обучению в школе. Этот возраст называют периодом рождения социального Я ребёнка. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений, стремится занять новое, более взрослое положение в жизни.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
Скоро дети пойдут в школу, и каждый родитель хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен. Часто родители пребывают в заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок необязательно будет хорошо учиться. Дети развиваются по-разному, и то, что естественно для одного ребёнка, для другого еще сложно и несвоевременно. Но почему – то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.
Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребёнка появится мотивация к обучению и контролю своих действий.
А что значит «психологическая готовность ребёнка к школе»? К концу дошкольного возраста ребёнок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою гендерную принадлежность, находит своё место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно – родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками. Имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным к своим желаниям. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребёнка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает психологическая готовность к обучению в школе.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, эмоционально – волевой сфер, а так же зрительно – моторной координации. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечёт за собой отставание в развитии других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Мотивационная и психологическая готовность к школе не менее важна, чем готовность интеллектуальная, а знания и умения при отсутствии желания часто не приносят успехов в учёбе.
Психологам часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются в своем нежелании идти в школу. Одни объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие – что придётся выполнять домашние задания. А третьим вообще бывает тяжело сформулировать своё негативное отношение к школе. Они говорят, что просто нехотят идти в школу, а почему – не знают. При выяснении причин сложившейся ситуации психолог узнает, что родители слишком переусердствовали в своём желании приобщить ребёнка к миру знаний. Форсируя способности ребёнка, родители рискуют привить у него негатив не только к обучению в школе, но и процессу познания вообще.
ФГОС ДОУ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В связи с этим рекомендую ознакомиться с памяткой «Практических рекомендаций родителям будущих первоклассников».
Памятка «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».
1. Поддерживайте в ребёнке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребёнку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.
2. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Провожая ребёнка в школу, пожелайте ему удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
4. Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получиться, это естественно, ребёнок имеет право на ошибку.
5. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
6. Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками.
7. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться труднее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность, - это первые 4-6 недель для первоклассника, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
8. Будьте внимательными к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учёбе.
9. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить.
10. Чем труднее и неудачнее сложился день для Вашего ребёнка, тем внимательнее должны быть к нему Вы.
11. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка, возможно, появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
12. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
13. Верьте в ребёнка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он всё может, всего достигнет, стоит ему захотеть.