Светлана Белорунова
Формирование творческой личности ребёнка в условиях поликультурного пространства Мордовии
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили воспитатели: Белорунова С. В, Мудрецова Е. Ю.
В рамках инновационной деятельности "Формирование творческой личности ребёнка в условиях поликультурного пространства Мордовии" в 2014 -2015 учебном году нами были представлены следующие задачи:
• Познакомить детей с мордовскими народными традициями и обычаями, с мордовским декоративно- прикладным искусством.
• Расширять представления о народных игрушках (тавлинская игрушка, птичка- свистулька, мордовская матрёшка).
Публикация «Формирование творческой личности ребёнка в условиях поликультурного пространства Мордовии» размещена в разделах
- Мордовия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
• Рассказать о быте мордовского народа.
• Продолжать знакомить с мордовскими сказками, с художественными произведениями писателей Мордовии, с мордовскими народными подвижными играми.
Работу с детьми начали с закрепления республики, города, в котором живут дети. Используя иллюстрации, картинки, фотоматериал знакомили детей с достопримечательностями родного города (театр, музей, зоопарк, храм, Вечный огонь и т. п.). Дети узнали о народах, населяющих Мордовию (русские, мордва, татары).
Обзорно познакомили детей с историческими особенностями быта мордовского народа в мини-музеи ДОУ "Мордовская изба", с традиционной гончарной посудой (блюдо, кашник, горшок, стараясь привить интерес к старине. В уголке национальной культуры дети имели возможность познакомиться с куклой в национальной одежде, рассмотреть особенности мордовского костюма (эрзянского, мокшанского, выделить предметы одежды. Приобщение к изобразительному искусству в формировании творческой личности ребёнка начинали с ознакомления с книжной графикой художников Мордовии. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации к произведениям художественной литературы, выделяли знакомые персонажи (животных, птиц, людей) и составляли короткий рассказ о том, что изображено на картинке. Для рассматривания детям были представлены репродукции картин Ф. Сычкова, изображающих детей ("Катание с гор", "Подружки". Дети", природу ("Клубника", "Огурцы").
Дети получили элементарные представления о скульптуре малых форм мастеров Мордовии, в частности о деревянной игрушке села Подлесная Тавла ("Конь", "Медведь"). При этом мы использовали такие приёмы обучения, как обыгрывание игрушек при их появлении в группе, привлечение к выбору места для игрушки в уголке национальной культуры, рассматривание и обследование.
В ходе обследования дети определяли материал, из которого сделана игрушка, её составные части.
Развивая интерес к произведениям мордовского декоративно -прикладного искусства, мы основывались на представлениях о колорите мордовской вышивки, доступные детскому восприятию и воспроизведению. Выделяли такие элементы узоров, как "крест", "галочка", "ромб", "ёлочка". Учили детей рисовать узоры на бумаге разной формы (круг, ромб, квадрат, стараясь развить чувство цвета и композиции.
В течении учебного года на НОД по рисованию дети украшали элементами мордовского орнамента платочки, варежки, кувшины, закладки для книг, салфетки, передники. Познакомили детей с цветовой гаммой, характерной для мордовских узоров (красный, чёрный, белый). На НОД по лепке лепили птичек, по мотивам мордовской народной игрушки, посуду для кукол.
Важным средством воспитания детей дошкольного возраста издавна служат художественная литература и устное народное творчество. Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребёнка.
В течении года с детьми разучили стихотворения Р. Федькина "Грибок", П. Макшанцева "Колыбельная", мордовскую народную песенку "Баляля, а баля", колядку "Коляда, коляда, сегодня день коляды", закличку "Лето, приди, приди". Читали рассказы: Я. Пинясова "Дед Мороз", "Ф. Бобылёва "Весёлый ручей". Рассказывали мордовские сказки : "Как собака друга искала", "Диль, диль, дедынька".
Также знакомили детей с мордовскими подвижными играми "В волков", "В петушка", "В платочки" и др. Приучали детей самостоятельно организовывать игры, выполнять роль ведущего.
Привлекали к просмотру и участию в народных праздниках с использованием мордовских традиций (праздник урожая, Масленица, Пасха) совместно с детьми старшей и подготовительной к школе групп.
В рамках инновационной деятельности вели работу с родителями. Привлекали их к созданию развивающей среды группы, отражающей региональную специфику -оформление уголка национальной культуры (фотоматериал, художественная литература, изделия народно -прикладного искусства). Проводили консультации: "Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию" и т. д.
Развивающая среда.
Использовали в образовательном процессе иллюстрированные книги мордовских детских писателей и книги, содержащие устное народное творчество (мордовские народные сказки).
Введение в образ пространство предметов быта мордовского народа, мордовской матрёшки, куклы в мордовской одежде, тематических альбомов о Мордовии.