Ольга Овчинникова
Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
На момент поступления в школу ребёнок может (умеет) :
1)правильно произносить все звуки родного языка;
2) уметь выделить:
- ударный гласный из начала слова (утка);
- выделение согласного из стечения согласных (двор);
- конечный согласный из лёгких слов типа мак;
- конечный гласный ударный (мука);
- выделение согласного из начала слова (рама).
3)иметь достаточно развитый активный словарь (называть детёнышей животных, профессии, слова с противоположенным значением);
4) практически овладевать грамматически правильной речью:
Публикация «Консультация для родителей „Речевая готовность ребёнка к школе“» размещена в разделах
-правильно употреблять существительные в различных падежах (чем покрыто тело
кошки? – шерстью);
- образовывать множественное число существительных (дом - дома);
- правильно употреблять предлоги: над, под, из-за, из-под;
- правильно согласовывать прилагательные и существительные (облако какое? – синее, большое, числительные и существительные (1 дерево, 2-3 дерева, пять деревьев);
- уметь образовать уменьшительные формы существительных (воробей-воробышек, ведро-ведерко);
- уметь образовать прилагательное от существительного (дерево – деревянный);
5)уметь составить рассказ по сюжетной картинке или серии картин;
6)уметь пересказать небольшой рассказ, прочитанный взрослым.
Взаимосвязь нарушений речи и успеваемости в обучении.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.
Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:
1)пропуск гласных букв в слове;
2)пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол);
3)перестановка букв в слове (клюква – клювка);
4)пропуск слогов (бабочка – бачка);
5)искажение слов (клюква – кулва);
6)недописывание слов (растёт – растё);
7)вставка лишних букв в слове (поют – поеют);
8)неумение обозначить мягкость согласных на письме (мяч – мач, коньки – конки);
9)неумение согласовать слова в предложении (Вова сидит на стуле. – Вова сидит стул.);
10)неумение пользоваться родом и числом (Река покрылось льдом.);
11)смешение йотированных Я, Ё, Ю, Е (яма – яама);
12)смешение звонких и глухих б-п, д-т …., шипящих – свистящих, л-р;
13)оптическое смешение букв, сходных по написанию б – д, м – л.
Уважаемые родители, обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего». Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребёнка грамоте.
Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.