Валентина Сергеева
Сказка как средство всестороннего развития и воспитания личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, но они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы.
Сейчас актуален вопрос, какими методами, средствами и приемами педагогического воздействия вернуть книгу в руки ребенка, и среди многочисленных особое место принадлежит сказке.
Публикация «Сказка как средство всестороннего развития и воспитания личности ребёнка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказка один из самых доступных средств развития ребенка.
Сказка способствует познанию окружающего мира, развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.
Сказка рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
Цель работы заключается в следующем:
• продолжать формировать знания детей о жанрах литературных произведений;
• развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления со сказками;
• воспитывать нравственные нормы поведения и отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
• формировать знания детей о жанре сказки;
• формировать знания детей о классификации (народные, авторские, о видах (сказки о животных, бытовые, волшебные) сказок;
• формировать умение ориентироваться в содержании и восстанавливать последовательность основных событий сказки;
Развивающие :
• развивать речь, умение связно отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарный запас;
• развивать слуховое и зрительное восприятие, память детей;
• развивать творческие способности, умение передавать голосом, мимикой, и движением образ сказочного героя;
Воспитательные :
• воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость к поступкам и поведению героев сказок;
• воспитывать желание делиться своими впечатлениями о сказках друг с другом.
Гипотеза: при использовании современных форм педагогического процесса - модульного принципа способствует всестороннему развитию и воспитанию старших дошкольников.
Условия для организации педагогического процесса:
• повышение уровня знаний и педагогического мастерства;
• определение содержания работы;
• организация предметно-развивающей среды;
• выбор оптимальных форм и методов организации деятельности детей;
• взаимодействие со специалистами ДОУ, с семьей, с социумом.
Воспитательно – образовательная работа по ознакомлению детей с жанром сказки осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования (пилотный вари- ант) ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. Также использовалась учебная, методическая, художественная литература по организации деятельности детей, по взаимодействию с семьей;
• «Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш;
• «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ» А. И. Иванова;
• «Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения» Н. В. Микляева, Т. С. Мишина;
• учебное пособие «Детская литература» под редакцией Е. Е. Зубаревой
• хрестоматия для дошкольников старшего возраста составители Р. И. Жуковская, О. А. Пеньевская.
Важным условием является организация предметно – развивающей среды.
В группе оборудован книжный уголок, на полках которого книги со стихами, рассказами и любимыми сказками; портреты известных авторов и писателей.
Интерес детей поддерживается постоянным: обновлением и тематическими выставками книг; разновидностью театров: кукольный, пальчиковый, плоскостной, модельный, варежковый; дидактическим материалом: игры, модели схемы, мнемотаблицы
В планирование педагогического процесса по теме «Сказки», была использована современная форма – модульный принцип.
Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности, объединенных одним сюжетом.
При работе на модульной основе возрастает роль игры: играя, дети не замечают, что обучаются, приобретая знания необходимые в реальной жизни.
Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом – это облегчает переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.
Сюжет модуля служит объединяющим стержнем для всех занятий.
Структура модуля:
• 19 занятий ( в описании занятия: название, задачи, методы обучения, материал и оборудование);
• методы обучения: чтение, рассказ, беседа, логические рассуждения, моделирование, труд, игра;
• ведущий вид деятельности: ознакомление с художественной литературой;
• основные направления воспитания : нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское.
Заканчивается модуль итоговым интегрированным занятием «Сказочное путешествие», на котором дети демонстрируют свои знания и умения.
Педагогический процесс осуществлялся при взаимодействии и помощи:
специалистов дошкольного учреждения: старшего воспитателя, музыкального руководителя, педагога – психолога, семьи и социума.
Формы взаимодействия с семьей:
• консультации «Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения»;
• помощь в организации экскурсии в детскую библиотеку;
• беседа «Составление домашней библиотеки»;
• информация о занятиях по ознакомлению с художественной литературой в родительском уголке;
• совместные мероприятия:
• участие родителей в празднике «Мастерица Осень» - показ кукольного театра «Собираем урожай» по сюжету русской народной сказки «Репка»; литературная викторина;
• организация выставки поделок из природного материала «Любимые сказки».
Взаимодействие с социумом:
• экскурсия в библиотеку. Рассматривание полок с книгами, беседа; знакомство с музеем, читальным залом; комнатой для гостей, где была организована «Литературная викторина» и просмотр сказки «Три медведя»;
• с Нижегородским театром кукол «Арлекино», показ кукольного спектакля «Сказочка в лаптях».