Папки-передвижки

Развитие способностей и одарённости как важная составляющая формирования личности ребёнка

Елена Каргашилова
Развитие способностей и одарённости как важная составляющая формирования личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что одаренность и способности человека могут ярко проявиться в любом возрасте и самых разнообразных направлениях деятельности. Анализируя взгляды отечественных и зарубежных ученых (Ф. Гальтон, Дж. Гилфорд, Е. И. Игнатьев, А. Г. Ковалев, А. М. Матюшкин, Э. Мейман, С. Л. Рубинштейн, А. И. Савенков, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, Э. П. Торренс и др.) на способности и одаренность, я основываюсь на положения специалистов, четко выделявших структуру способностей, их составляющие компоненты, возможность формирования в процессе соответствующих видов деятельности, начиная с дошкольного возраста.

Публикация «Развитие способностей и одарённости как важная составляющая формирования личности ребёнка» размещена в разделах

В вопросах развития способностей ребенка отечественная педагогика и психология исходят из того принципа, что способности проявляются и развиваются именно в той деятельности, для осуществления которой они нужны и формируются в процессе целенаправленного обучения при условии руководящей роли педагога. Это общее положение полностью относится и к способностям к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, а затем и в школе, где при условии обеспечения преемственности (см. работы Я. Чарнецкого, Р. Мирошкиной) этот процесс продолжает развиваться.

Как показали исследования, посвященные подготовке детей к школе, проводившиеся под руководством известного ученого В. И. Слободчикова в начале 90-х гг. XX века, такая важная составляющая как овладение школьниками умением учиться, закладывается еще в дошкольном возрасте, в том числе, через рисование, которое способствует формированию у дошкольников образных представлений.

Вопросы возникновения и развития детского рисунка издавна привлекали внимание художников, педагогов, психологов, исследователей детского изобразительного творчества. Значение рисования в жизни и развитии ребенка подчеркивали крупнейшие педагоги мира Я. А. Коменский, Г. Пестолоцци, Ф. Фребель, которые предпринимали попытки выделить структурные части, включенные в процесс рисования и обосновать их. Важное место в этом процессе занимают исследования способностей к рисованию, условия и характер их возникновения, специфика проявления и возможности формирования.

Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии психических свойств, процессов, качеств личности. О том, какой большой путь в своем развитии проходит человеческий индивид за первые шесть лет свое жизни, писали многие педагоги, психологи, писатели (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой и др.). Велико значение дошкольного возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности.

Биографии многих художников (О. А. Кипренского, Е. Егорова, И. К. Айвазовского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. Грабаря и др.) свидетельствуют о том, что они рано начали проявлять интерес к рисованию, лепке, рано начали заниматься изобразительной деятельностью.

Вместе с тем, ряд известных художников-педагогов отмечает целесообразность раннего развития способностей. Так, К. П. Брюллов говорил, что надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует.

Известный русский художник и педагог, подготовивший целую плеяду выдающихся художников, П. П. Чистяков подчеркивал, что всякий опытный и честный профессор скажет, что чем моложе ученик поступает к нему, тем удобнее образовать из него художника.

Отечественные ученые Б. М. Теплов и Н. П. Сакулина, изучавшие художественные способности детей, подчеркивали, что способности – это не только знания, навыки и умения; вместе с тем, они проявляются через знания, навыки и умения, и отсутствие этих психических образований не позволит реализоваться способностям. Об этом же писал и известный дидакт И. Я. Лернер, подчеркивавший социальную направленность способностей и считавший, что способности реализуются через знания, навыки и умения, проявляясь и развиваясь в непосредственной деятельности ребенка.

Публикации по теме:

Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством Формирование личности ребенка – это формирование его восприятия мира, в котором он живет, отношения к этому миру, развитие всех его чувств.

Формирование творческой личности ребёнка в игре Игра имеет важное значение в жизни ребёнка и является основным видом деятельности дошкольников, игра доставляет детям радость. Но она приобретает.

Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке» Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности» Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности» Цель мастер-класса: повысить мотивацию родителей.

Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» «Умейте открыть перед ребёнком.

Значение аппликации в творческом развитии личности ребёнка Я, Хохлова Татьяна Геннадьевна имею педагогическое образование и 25 года педагогического стажа, работаю в МБДОУ № 36 комбинированного вида.

Развитие музыкальной одарённости детей посредством создания системы работы по художественно-эстетической направленности Шефер Анна Константиновна МДОБУ «Детский сад № 5 «Теремок» город Минусинск Развитие музыкальной одарённости детей дошкольного возраста.

Театр как способ творческого развития личности ребёнкаТеатр как способ творческого развития личности ребёнка Театр один из ярких эмоциональных средств, формирующих эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение детей различными средствами:.

Развитие творческого потенциала личности ребёнка РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЫПОЛНИЛА БОЛОТОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель.

Новые воспитательные технологии как средство формирования личности Выступление на МО воспитателей Новые воспитательные технологии как средство формирования личности Воспитание является одним из ведущих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие способностей и одарённости как важная составляющая формирования личности ребёнка
Опубликовано: 10 декабря 2015 в 03:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие способностей и одарённости как важная составляющая формирования личности ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Каргашилова (УИ 240475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД