Ирина Гатина
Физическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема: «Физическая готовность ребенка к школе»
2 слайд
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность. Ребенок к моменту поступления в школу должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Чтобы этот период был для ребенка менее болезненным, главной целью нашего ДОУ заблаговременно подготовить его к школе.
Публикация «Физическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
3 слайд
В нашем дошкольном образовательном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Физкультурная деятельность с детьми с ЗПР построена на основании:
• «Программы обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. М. А. Васильевой.
• Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №56» компенсирующего вида».
• Учебно-методического комплекта, в который входят методические рекомендации
- по организации специальных форм двигательной деятельности И. А. Подрезовой, В. В. Цвынтарного, Е. М. Мастюковой, О. Н. Моргуновой, М. Ю. Картушиной, Т. В. Хабаровой
- для реализации индивидуально-дефференцированного подхода используем рекомендации А. А. Чеменевой.
- для определения критерий уровней физической подготовленности детей используем пособие «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста под редакцией Г. П. Юрко.
4 слайд
Физическое развитие дошкольников с ЗПР – одно из основных направлений в работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Целью, которого является формирование у детей физических качеств, обеспечивающих готовность ребенка к школьному обучению.
Физкультурно-спортивная деятельность в ДОУ ориентирована на реализацию следующих задач:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации).
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).
- Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
5 слайд
Предлагаем вашему вниманию систему методов в соответствии с этапами педагогической деятельности. Все эти методы используются с учетом физических и психических возможностей детей с ЗПР, индивидуальных особенностей и здоровья.
Знакомство с видами спорта, разучивание упражнений и подвижных игр, рассматривание фотографий и иллюстраций, использование художественного слова подводит детей к осознанию необходимости участия в двигательной деятельности. Использование сюрпризных моментов, игровых ситуаций, подбор музыкального материала позволяет педагогу поставить перед детьми задачу в интересной для них форме. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей. Так же широко используется в физическом воспитании при ознакомлении с новым материалом словесный метод (объяснение, указание, команда, оценка и др) и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др).
Так как у детей с ЗПР замедленный процесс формирования двигательных навыков при закреплении пройденного материала мы используем схемы-модели (заменяющие инструкции при принятии исходного положения и др, творческие задания, повторение усвоенного в самостоятельной двигательной деятельности.
6 слайд
Для реализации задач мы создаем условия для полноценного физического развития. Успешное решение возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания, а именно:
• Проведение НООД
по обучению двигательным навыкам: традиционные и сюжетно-игровые.
по совершенствованию двигательных навыков и развитию двигательных способностей: игровые (на основе п/и, игр эстафет, игр с элементами спорта); с использованием спортивного комплекса, тренировочного типа (с использованием спортивных игр, по интересам детей (на свободном выборе движений, на тренажёрах, на спортивной площадке.
Улучшение устойчивости внимания у наших детей широко используется сюжетные физкультурные занятия на основе игровой мотивации. На учетно-контрольных, обследуем физическую готовность детей для дальнейшей индивидуальной работы.
В НООД включаем специальные коррекционные упражнения направленные на развитие общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, опорно-двигательной и дыхательной систем. Используем индивидуально-дифференцированный подход с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности, пола детей.
• Наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей и включает разные формы: утренняя стимулирующая коррекционная гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, спортивные упражнения и игры с элементами спорта, физические упражнения, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, дидактические игры, тренирующая игровая дорожка, просмотры книг, пешие прогулки и экскурсии, спортивные досуги и праздники.
Полученный опыт переносится детьми в самостоятельную деятельность. Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной двигательной деятельности обусловлено созданием в группе и на участке предметно-развивающей среды. В группе – физкультурный уголок оснащённый физкультурными пособиями (мячи, обручи, набивные мячи весом 1 кг и др., схемы для физкультурных упражнений, маски для подвижных игр. А так же нестандартные оборудование для коррекции осанки (стена осанки, коврик коррекции, для коррекции плоскостопия (массажные коврики, для коррекции равновесия (ходули, лыжи). На улице игры с использованием рисунков на асфальте.
7 слайд
В нашем ДОУ используется метод моделирования, для самостоятельного открытия и осмысления детьми заложенной информации. Данный метод способствует решению следующих задач:
Развитию моторной памяти, способности к восприятию и передаче движения по условному сигналу.
Развитию произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
В НООД используем схемы моделей при построении, перестроении, для принятия исходных положений, для выполнения движений, а геометрические фигуры используем для выполнения определенных движений (знаки на дороги, карточки с изображением упражнений по выбору детьми после выполнения основного движения. При анализе используем карточки-схемы с изображением эмоций.
Для воспитанников нашего ДОУ с особыми образовательными потребностями необходимо включать не только вербальную, но и наглядную инструкцию, что в значительной степени способствует достижению результатов.
8 слайд
По результатам мониторинга за учебный год отмечается:
- Увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности к школе. Дети повысили скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, метание мешочка правой и левой рукой). Научились удерживать равновесие. Улучшились качественные и количественные показатели в беге.
9 слайд
Добиться успехов в полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в ДОУ и дома. К сожалению, дети которые посещают наше дошкольное образовательное учреждения, имеют различные нарушения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие, координации общей и мелкой моторики).
Во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на ДОУ. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих развитию физических качеств у детей.
Согласно закона “Об образовании”, ст. 18, именно родители несут ответственность за воспитание ребенка, а все остальные учреждения призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества. ФГТ ориентируют нас педагогов и родителей на совместную деятельность. Чтобы достичь успеха в реализации поставленных задач, необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников.
Основной целью в работе с семьями является заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности в двигательной активности воспитанников через вовлечении их в физкультурно-спортивный процесс ДОУ.
Педагогическая целесообразность педагогической деятельности заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые в полной мере решают все поставленные задачи. В условиях специального ДОУ для себя мы определили следующие задачи взаимодействия с родителями воспитанников:
- повышение педагогической культуры родителей;
- повышение физической культуры;
- включение родителей в деятельность ДОУ.
10 слайд
Предлагаем вашему вниманию формы работы с родителями:
Традиционные формы
• Коллективные формы взаимодействия: родительские собрания, тематические консультации.
• Индивидуальные формы взаимодействия: беседы, консультации, посещения семьи.
• Информационно-наглядные формы взаимодействия: материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации.
Нетрадиционные формы
• Формы совместной деятельности:
- Совместное проведение НООД, физкультурно-спортивных досугов, интеллектуально-двигательных игр.
- Совместное творчество детей и взрослых (выпуск мини-газет «Вырастай-ка, выставки детского творчества, фотовыставки.
• Просветительско-профилактические:
Информационно-аналитические (анкетирование, опрос).
Наглядно-познавательные (дни открытых дверей).
Родители становятся нашими помощниками, единомышленниками. Только в тесной взаимосвязи с ними, в обстановке сотрудничества мы сможем реализовать поставленные задачи в аспекте физической готовности воспитанников к обучению в школе.