Алевтина Помазан
Проект «Волшебный мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:
ознакомление с окружающей действительностью, формирование начал поисково-познавательной деятельности и естественно - научных представлений.
Вид проекта :
групповой, исследовательско - ориентированный, творческий, краткосрочный
(в течение недели).
Участники проекта :
дети группы раннего возраста,
воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Волшебный мир звуков“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
объяснение актуальности проектного метода в процессе обучения и ознакомление с окружающей действительностью, формирование начал поисково-познавательной и исследовательско-ориентированной деятельности.
Дошкольный возраст – это возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребёнка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Наиболее важная из этих способностей – способность к познанию и творчеству.
Всем хорошо известно, что детей дошкольного возраста называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, поисково-познавательая деятельность.
Мир природы богат и разнообразен. По мере того как дети растут, он всё чаще захватывает их внимание. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребё нка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе – нам помогает метод проектов.
Идея проекта очень хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребёнком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающей средой (природной и социальной);
педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на его собственный опыт.
Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:
он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка;
это метод, идущий от детских потребностей и интересов.
Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребёнка в определённую тему или проблему.
Нами был разработан проект, в котором охвачены виды детского экспериментирования наиболее понятные, интересные и доступные детям группы раннего возраста. Чтобы «Почемучки» могли ответить на все свои вопросы нами созданы условия и развивающая среда для совместной и индивидуальной исследовательской, экспериментальной деятельности.
Цели проекта :
1. Расширение представлений детей о разнообразии мира звуков.
2. Развитие свободной творческой личности ребёнка, путём создания условий для совместной и индивидуальной исследовательской, экспериментальной деятельности.
Задачи проекта :
1. Обеспечение эмоционально-психологического настроя и здоровья детей в процессе работы над проектом.
2. Побуждение к предлагаемой, поисково-познавательой экспериментальной деятельности.
3. Развитие умения определять происхождение звуков; различения музыкальных и шумовых звуков; узнавания предметов по издаваемым звукам.
4. Развитие слухового внимания, творческого воображения и мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
6. Формирование начал поисково-познавательной экспериментальной деятельности младших дошкольников.
Основные формы реализации проекта :
• перспективный план работы и мероприятий с детьми по реализации проекта
• оснащение предметно-развивающей среды
• презентация проекта
Предполагаемый результат:
• создание условий для детского экспериментирования, исследовательско - ориентированной деятельности;
• расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
• развитие слухового внимания и любознательности дошкольников;
• развитие социально-коммуникативных навыков;
• просвещение родителей по вопросам детского экспериментирования.
Принципы реализации проекта :
учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;
координация деятельности педагогов;
Методы проекта :
наблюдение
беседа
экспериментально-поисковая деятельность
«погружение»
музыкально-ритмическая деятельность
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
• детские музыкальные инструменты
• детские музыкальные игрушки
• песок
• вода
• пластилин
• бумага
• почва
• глина
• сыпучие вещества/крупы
• вата
• пустые пластиковые и деревянные коробочки
Перспективный план работы по проекту
"Волшебный мир звуков"
Группа раннего возраста
Тема занятия Методическое
обеспечение страница
понедельник
Игра знакомство (тематическая) " Музыкальные и шумовые инструменты" игрушки "Неизведанное рядом". Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ Сфера. М. ,-2004. Дыбина О. В., Рахманова Н. В., Щетинина В. В. 11
вторник Беседа ознакомление (тематическая) " Музыка или шум". "Неизведанное рядом". Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ Сфера. М. ,-2004. Дыбина О. В., Рахманова Н. В., Щетинина В. В.
11
среда
Игра экспериментирование (тематическая) " Что лежит в коробочке". Приложение 1
четверг Дидактическая игра " Угадай что звучит". "Неизведанное рядом". Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ Сфера. М. ,-2004. Дыбина О. В., Рахманова Н. В., Щетинина В. В.
11
пятница Тематическое музыкальное развлечение совместно с муз. руководителем "Музыкальный калейдоскоп" (пение знакомых детям рус. народ. песенок под музыкально- шумовой оркестр. Приложение 2
Игра экспериментирование (тематическая)
" Что лежит в коробочке?".
Цель
Научить детей делать шумовые коробочки; определять предметы по издаваемому звуку, развивать слуховое внимание.
Игровой материал
Пластиковые коробочки, пуговицы, пшено, фасоль, горох, пёрышки, вата, бумага и др.
Ход игры
На столе в контейнерах лежат различные предметы (пластиковые коробочки, пуговицы, пшено, фасоль, горох, пёрышки, вата, бумага и др.)
Воспитатель выясняет вместе с детьми, что это за предметы, как они называются. Дети рассматривают предметы, называют их. Воспитатель объясняет, что пока предметы лежат спокойно на столе дети их не слышат и не знают как они звучат, но если их спрятать в коробочки-домики и поиграть с ними,то некоторые предметы начнут шуметь и издавать различные звуки.
Воспитатель предлагает детям спрятать предметы в коробочки-домики и поиграть с ними, после чего выясняет вместе с детьми, какие из них шумят и издают различные звуки, а какие молчат. Затем воспитатель предлагает детям угадать и назвать предметы по издаваемым звукам.
Тематическое музыкальное развлечение совместно с музыкальным руководителем. "Музыкальный калейдоскоп" (пение знакомых детям русских народных песенок под музыкально - шумовой оркестр).
Цель:
Научить различать музыкальные и шумовые звуки; познакомить русскими народными музыкальными инструментами; развивать музыкально - слуховое восприятие.
Игровой материал
русские народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, свистульки, колокольчики, бубны, шумовые коробочки.
Ход развлечения
На столе лежат различные русские народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, свистульки, колокольчики, бубны, шумовые коробочки.
Воспитатель выясняет вместе с детьми, что это за предметы, как они называются. Дети рассматривают предметы, называют их. Воспитатель предлагает детям стать настоящими музыкантами, поиграть с ними и спеть любимые и знакомые русские народные песенки (по плану музыкального руководителя).
План тематического музыкального развлечения
"Музыкальный калейдоскоп" (пение знакомых детям русских народных песенок под музыкально - шумовой оркестр).
1. Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко».
2. Пение русской народной песенки «Петушок».
3. Русский народный танец «Сапожки».
4. Пение русской народной песенки «Ладушки».
5. Музыкальная игра «Зайцы и лиса».
6. Пение русской народной песенки «Зайка».