Квасник Светлана Михайловна
Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Маршака» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта и постановка проблемы
В этом году 22 октября исполнилось 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.
Самуил Маршак является известным советским поэтом и автором многочисленных книг для детей. Уже более семи десятков лет первыми стихами, с которыми знакомятся малыши, являются стихи С. Я. Маршака. С них начинается изучение красоты и удивительного разнообразия окружающего мира при помощи легкого и доступного детям языка поэзии.
Публикация «Краткосрочный проект „Волшебный мир сказок С, Я, Маршака“ в старшей группе,» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Стихи Маршака учат и направляют, поучают и вдохновляют, одновременно, происходит это при помощи ярких, показательных примеров и историй, написанных поэтом, любившим и умевшим обращаться с детьми любого возраста. Поэт считал, что с помощью его стихотворений можно рисовать мир, мечтать, рассказывать интересные истории для всех поколений.
Читать стихи Маршака интересно и увлекательно не только детям любого возраста, но и взрослым.
Самуил Яковлевич по праву считается одним из главных детских поэтов России. «Кошкин Дом», «Усатый полосатый», «Сказка о глупом мышонке» - кто не знает этих названий? По многим произведениям поэта были сняты лучшие советские мультфильмы. Они до сих пор актуальны, и любимы зрителями по всей стране и за ее пределами!
Поэтому, мы решили разработать средней продолжительности (месяц) проект «Волшебные сказки С. Я. Маршака». Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Огромная часть произведений С. Я. Маршака посвящена именно детям. Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В связи с вышеперечисленным была и определена тема.
Цель проекта: Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака. Прививать интерес и любовь к книге, чтению.
Задачи проекта:
Знакомство воспитанников с жизнью и творчеством С. Я. Маршака:
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Двенадцать месяцев»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Веселый счет»
- «Ванька-встанька»
- «Рассказ о неизвестном герое»
Формировать у детей устойчивый интерес к чтению и книгам.
Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Вид проекта: информационно - творческий.
Участники проекта:
- дети старшей группы №13
- родители воспитанников
- воспитатель: Квасник С. М.
По методу: Метод развития творческого познавательного мышления
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Этапы работы над проектом
I. Подготовительный этап.
- обсуждение целей и задач проекта, составление плана работы;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального, аудио и видео материала по теме проекта, изготовление дидактических игр;
- оформление презентации по биографии автора и викторины по сказкам С. Я. Маршака;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения С. Я. Маршака;
- организация выставки книг с привлечением родителей «Наши любимые сказки»;
- разработка памяток для родителей «Что, как и когда читать детям?»;
- опрос детей, выяснить, какие знания и представления имеются у детей о поэте и его произведениях;
- выявить базовый словарный запас по теме.
II. Основной этап – непосредственная реализация проекта по образовательным областям:
Речевое развитие:
1. Чтение сказок
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Двенадцать месяцев»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Ванька-встанька»
- «Усатый полосатый»
- «Рассказ о неизвестном герое»
2. Беседы по прочитанным сказкам.
3. Заучивание стихотворения «Где обедал воробей?»
Социально-коммуникативное развитие:
1. Рассматривание портрета С. Я. Маршака;
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам С. Я. Маршака;
3. Дидактические игры: «Вспомни сказку», «Скажи наоборот», «Угадай из какой сказки персонаж»
Познание:
1. Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака;
2. Просмотр мультфильмов по произведениям С. Я. Маршака;
- «Вот какой рассеянный»
- «Двенадцать месяцев»
3. Исследовательские работы о жизни С. Я. Маршака;
- «Детство С. Я. Маршака и его семья»
- «Как писались сказки».
4. Математическая игра по мотивам произведений С. Я. Маршака;
- «Убери лишнее»;
- «Назови последовательность» («Где обедал воробей?»);
- игры со счётными палочками – выкладывание вокзала («Вот какой рассеянный»);
- игра «Посчитай-ка» («Веселый счет»)
Художественно-эстетическое развитие
1. Лепка: «Детки в клетке»
2. Рисование:
- «Где обедал воробей?»
- «Усатый полосатый»
- «Сказка о глупом мышонке»
3. Аппликация, ручной труд: «Кошкин дом»
4. Конструктивная деятельность: «Вокзал» из произведения «Вот такой рассеянный»
5. Слушание музыки: отрывки из сказки «Двенадцать месяцев». Автор: Моисей Вайнберг.
6. Драматизация: «Сказка о глупом мышонке»
Физическое развитие:
1. Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-встанька»
Сотрудничество с родителями
1. Изготовление поделок к произведениям с. Я. Маршака вместе с детьми.
2. Домашнее чтение произведений с. Я. Маршака.
3. Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Сказка о глупом мышонке».
III. Завершающий этап
1. Проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака
2. Выставка детских рисунков
3. Выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака
Вывод:
Подводя итоги проекта «Волшебные сказки С. Я. Маршака», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, познакомились с основными произведениями поэта. Дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения. Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием. Со своими рисунками дети поучаствовали в конкурсе и получили грамоты и дипломы 1,2,3 степени.
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями.