Елена Никифорова
Проект в подготовительной группе «Волшебный мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановского Курского муниципального района Ставропольского края
Проект в подготовительной группе
«Волшебный мир камней»
Воспитатель: Никифорова Е. В.
2019г с. Ростовановское
1. Тип проекта : познавательный.
2. Вид проекта : экологический.
3. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Волшебный мир камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2019
4. По количеству участников: групповой.
5. По продолжительности: однодневный
Предмет изучения – предметы не живой природы – камни.
Основные направления проекта :
- познавательно-исследовательское
- речевое развитие
Цель проекта :
Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.
Задачи:
Образовательные:
Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.
Развивающие:
Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Воспитательная:
Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Речевые: расширение объема словаря, активизация словаря, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»-«Ознакомление с миром природы».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (развитие речи, чтение худ. литературы). «Социально-коммуникативное развитие» -(с/р игры, дидактические игры). «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, аппликация, лепка). «Физическое развитие».
Виды деятельности: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.
Методы и приемы:
• Словесные: вопросы, художественное слово.
• Наглядные: презентация, схемы, камни.
• Практические: физминутка, исследование предметов.
Продуктивная деятельность:
• Экспериментирование «Какие бывают камешки»
• Аппликация «Гора»
• Лепка из пластилина «Горы».
Оборудование:
Камни, пластилин, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, монетка, мел, камни разной величины, пластилин.
Компьютерная презентация «Эти удивительные камни».
Актуальность проекта :
Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
План действий:
1. Постановка цели;
2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
4. Определение направлений познавательной практической деятельности;
5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности
План проведения проектной деятельности
1. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
2. Беседа «Удивительные камни»
3. Чтение сказки И. Рыжова «О чем шептались камни»
4. Опыт «Самый твердый и самый мягкий камень»
5. П\И на участке «Попади в цель»
6. Загадки, пословицы и поговорки про камни
7. Д\И Что лишнее
(8. Настольно-печатные игры «Живая, неживая природа»)
9. Исследовательская деятельность «Почему камни бывают разноцветными?»
Предварительная работа: наблюдения на прогулках, сбор камешков, обсуждения.
Чтение Сказа П. Бажова «Каменный цветок».
Цели: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.
Просмотр презентаций: «Мир камней»
Ожидаемые результаты проекта : приобретение детьми знаний о свойствах камней об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и в жизни человека; формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения их исследования.
Исследовательская деятельность
Почему камни бывают разноцветными?
Цели, задачи: формировать у детей первоначальные представления о внутреннем содержании Земли; познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.
Материал: несколько кусочков цветного пластилина, рисовые, пшеничные или другие виды крупяных зерен.
Описание: Предложите детям скатать кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения могут сопровождаться комментарием: «Проходило время… Миллионы лет … Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один …» Теперь предложите дошкольникам стекой разрезать пластилин и полюбоваться на полосатые срезы. Затем при посещении мини-музея дети сами найдут камни, образовавшиеся подобным способом.
Предложите детям побывать в роли самой матушки-природы, создающей удивительный мир камней-самоцветов. Пусть каждый ребенок возьмет 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. После этого пусть дошкольники возьмут стеки и разрежут комочки пополам. На срезах получаются удивительные узоры. Дети могут ими полюбоваться, оценить узор товарища, показать всем свой. Причем узоры всегда получаются разными из-за различий темпераментов, а также потому, что у детей с не очень развитой моторикой пластилин смешивается плохо, полосы получаются широкие. Некоторые ребята делают узкие полосы, от них рябит в глазах. Но вы должны помнить, что не может быть правильного и не правильного варианта выполнения задания. Объясните детям, что так по-разному бывает в природе. Где-то подземные процессы идут сильнее, а где-то – слабее. Предложите воспитанникам найти в музее камни, образовавшиеся таким способом.
Предложите детям определить, что тверже: крупа или кусочки пластилина? В природе есть камни более твердые, а есть – более мягкие. Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и … «заварилась» вот такая «каша» : смешайте кусочки пластилина крупой. Что получилось? Предложите детям найти камни с отчетливо видными вкраплениями.
Пословицы и поговорки о камне
Каменное сердце
Нашла коса на камень.
Камень за пазухой держать.
Капля по капле и камень долбит.
Кровь — не вода, сердце — не камень.
Под лежачий камень и вода не течет.
Камень от сердца отвалился.
На одном месте лежа, и камень мхом обрастает.
Когда на море камень всплывет, да камень травой порастет, а на траве цветы расцветут.
Вода камень точит
В камень стрелять — только стрелы терять.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
На жару и камень лопнет.
Камень на камне не остался.
Голодный откусил бы и от камня.
Камень на гору тащится, а вниз сам свалится.
Одним камнем много горшков перебьешь.
Яйцу камня не разбить (арабская)