Елена Демченкова
«Волшебное царство Боровичка-лесовичка» (Конспект экскурсии по экологической тропинке в подготовительной группе).
▼ Скачать + Заказать документы
[i]Цель[/i]: обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников
Задачи:[/b]
Образовательная:
расширять представление о растениях ближайшего окружения;
Развивающая:
развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы;
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру
Публикация «„Волшебное царство Боровичка-лесовичка“ (Конспект экскурсии по экологической тропинке в подготовительной группе),» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Предварительная работа: чтение произведений Н. Сладкого, Г Скребицкого, Э. Шима; разучивание стихотворений о природе; рассматривание альбомов «Овощи и фрукты», «Цветы», «Лекарственные растения»; дидактические игры «Парочки», «Советы Витаминки»
Беседы по технике безопасности: «Как вести себя в природе», «Как услышать звуки природы», «Напоминающие знаки».
Интеграция образовательных областей:[/i] «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Ход деятельности:
Мотивационно - ориентировочный этап[/i]
Воспитатель: – Ребята, нам прислал сообщение Боровичок-лесовичок. Он приглашает нас на прогулку в его волшебное царство растений. Но у него есть просьба. Он очень мало знает о своих растениях. Боровичок просит вас помочь ему в этом.
Проблема: Боровичок очень мало знает о растениях в своем волшебном царстве.
Цель работы детей: помочь Боровичку.
Поисковый этап
Организуется обсуждение: как помочь Боровичку. В результате чего может возникнуть план:
1. Отправиться на прогулку в волшебное царство растений.
2. Рассказать Боровичку о растениях, которые они там увидят.
[i]Практический этап[/b]
Боровичок: - Кто это шумит в моем царстве?
Воспитатель: – Мы не шумим, а ждем хозяина этого царства. Ты кто?
Боровичок: - Я Боровичок – лесовичок, хозяин этого царства. А вы ребята из детского сада? (Да, это мы)
Боровичок: - Так значит, я Вас жду? Ну что же, мои дорогие друзья, пора в путь. Я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие по волшебному царству.
Воспитатель: – Ребята, принимаем приглашение Боровичка? (Да)
Воспитатель: – Веди нас, Боровичок. (Дети отправляются в путь)
Боровичок: - Друзья мои, куда это мы попали? (Ответы детей)
- Ребята, а почему вертится петушок на крыше домика? (Ответы детей)
- А какой ветер? (Ответы детей)
- А как ветер дует? Нам петушок поможет подсказать? (Ответы детей)
- А посмотрите на березку. Ее веточки, что говорят о ветре? (Ответы детей)
- А что есть у дерева? (Ответы детей)
- Какой ствол у березки? (Ответы детей)
- Отгадайте загадку: «Весной вырастают, осенью опадают».
- Листья – это «одежда» деревьев. А всю листву дерева с ветками называют кроной дерева.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Береза)
Боровичок: - А рядом с березой, какие деревья растут?
- А как вы догадались?
Воспитатель: – А про липу есть стихотворение, которое расскажет Аня.
Липа зацвела в июле,
Соком сахарным полна.
Ароматом, словно тюлем
Все окутала она.
Воспитатель: – Береза и липа не только украшают участок, но и дают тень. Березку считают символом России, ее воспевают в песнях. О ней слагают стихи. Любят ее за красивый стан, прямой ствол, чистоту и свежесть. Из бересты делают корзиночки, а из почек лекарство.
- Ребята, а эти деревья витамины имеют?
Воспитатель: – Витаминов, может, в них и нет. А вот березовый сок очень полезен. Его собирают весной. А липовый цвет не только аромат дает, а еще это средство от простуды. Послушай стихотворение, которое расскажет Алеша.
Липа - средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет!
При ангине и простуде
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
Ну-ка, липа, выручай.
Боровичок: - Ой, как интересно. А вот и вишни. А как вы думаете, они полезны?
Воспитатель: – Ребята, расскажите Боровичку, что вы знаете о вишне. (Весной вишня красиво цветет белыми цветами, около нее кружатся пчелы. А потом из цветов растут круглые зеленые ягоды. Они созревают и становятся красными. Из вишен варят варенье и компот).
Боровичок: - Ой, как интересно! А пойдемте дальше. Там я знаю, еще деревья растут.
Воспитатель: – А, это яблоневый сад.
Воспитатель: – Ребята, а какие здесь деревья растут? (Яблони)
Воспитатель: – А какие яблони? Какие плоды на деревьях? (ответы детей)
Боровичок: - А витамины в яблоках есть? (Ответы детей)
Воспитатель: - В них много витаминов, особенно полезны свежие яблоки. Из яблок готовят разные блюда. Варенье из яблок как называется? (яблочное). А компот? (яблочный). А желе? (яблочное). А джем? (яблочный).
Подвижная игра "К дереву беги"
Воспитатель: - Сейчас мы пойдем туда, где много-много витаминов
(Пришли на огород)
-Как называется это место? (Ответы детей)
- Что здесь растет? (Ответы детей)
-А что нужно делать, чтобы всё хорошо росло? (Ответы детей)
- Морковь, картофель, капуста, свекла, фасоль - как одним словом это называется? (овощи)
- А что можно приготовить из этих овощей? (Ответы детей)
Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку».
Боровичок: - Ох, какие красивые кустики. Как они называются? (Малина)
Воспитатель: - Малина – это кустарник. А чем кустарник отличается от деревьев? (Ответы детей)
- Какие у малины листочки? Какие плоды? (Ответы детей)
- Кто из диких животных очень любит лакомиться малиной? (Медведь)
- Что готовят из малины? (Ответы детей)
Игровое упражнение «Высокое дерево, низкий кустик»
Воспитатель: - Продолжим свой путь. (Подходим к альпийской горке)
Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы попали в необычный мир растений. Посмотрите, какие красивые! Давайте рассмотрим их поближе.
Боровичок: – Смотрите, внимательно смотрите. У вас в детском саду такого нет! Эту красоту создала Золушка, моя старая знакомая.
Воспитатель: - Это чудо называется альпийской горкой.
Боровичок: - А сейчас я загадаю вам загадку. Отгадайте ее. «Много мастеров срубили избу без углов» (Муравьи и муравейник)
- Давайте понаблюдаем за муравейником, но только не мешайте, видите, как спешат муравьи по своим делам, возвращаясь с нужным материалом. Они очень трудолюбивы.
- А вы знаете, как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
- Нет. Тогда я вам расскажу. Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.
- Пойдемте, друзья, дальше, не будем мешать трудолюбивым муравьям. Я приглашаю вас на «Поляну сказок». Вы смотрите вокруг, да слушайте сказку. (Боровичок рассказывает сказку «Червячок»)
Воспитатель: - Интересно, ребята? А сейчас мы продолжим свое путешествие.
Воспитатель: - Вот мы пришли на «Земляничную полянку». Как вы думаете, почему она так называется?
- А кроме земляники, какие еще здесь растут знакомые растения? (Ответы детей)
- Здесь растут лекарственные растения: одуванчик. Листья у него гладкие, язычковые. Плоды-семянки с хохолком. Цветут с апреля по сентябрь. Весной из листьев одуванчика готовят витаминный салат, а осенью заготавливают корни одуванчика и употребляют как лекарство.
Боровичок: - А я немножко знаю о крапиве и хочу вам рассказать. Все ее бояться? А бояться ее не надо. Листья и стебель крапивы покрыты мелкими жгучими волосками, стебель высокий, листья крупные и в них много содержится витаминов, больше чем в лимонах и яблоках. Листочки можно засушивать и использовать их зимой. Кто крапиву пьет, у того из десен кровь не идет.
Воспитатель: - А это растение называется зверобой. У него зеленые необычные листочки, золотисто-желтые цветочки, имеет приятный запах. Крупные цветки собраны в соцветие. Цветет растение с июня до августа. Употребляется растение при кашле, для полоскания рта, для укрепления десен.
Боровичок: - Ребята, а вы знаете, как эти цветочки называются? (Календула или ноготки)
Боровичок: - А почему они так смешно называются? (Лепестки напоминают ноготки, а растение очень любит свет)
Воспитатель: - Календула ярко и продолжительно цветет, обладает приятным запахом. Настои и мази календулы используются при ангине, при порезах, гнойных ранах.
- Ребята, а это растение вам знакомо? Как оно называется? (Мать-и-мачеха)
- А когда оно появляется? (Ранней весной)
- Чем интересно это растение? (На ночь и в ненастье цветок закрывает свои лепестки)
- А чем удивительны листья этого растения? (Сверху они ярко-зеленые, холодные, блестящие, а снизу светлые, мягкие, теплые)
- А почему мать-и-мачеха лекарственное растение? (Настой ее пьют от кашля)
- А это растение подорожник (воспитатель показывает на подорожник). Даша расскажет стихотворение.
Щедростью земли зовется!
Кто его сока напьется,
Тот животом не мается,
Живет и улыбается.
Воспитатель обращает внимание детей на иву, рассказывает, что ива в марте одевается в пушистые сережки, с густым запахом который напоминает запах меда. Из коры ивы получают экстракт для выделки кожи, листья служат кормом для коз и овец. Обращает внимание на гибкость веток – они используются для плетения корзин и мебели. В народе ее называют «ивушка плакучая» за тонкие и гибкие стебли.
Боровичок: - Посмотрите, какой красивый кустарник, какая у него пышная крона, длинные веточки. Ой, ой, ой, мне больно, я укололся. Что это за растение? (Боярышник. У него на веточках иголки)
- Ребята, вы такие умные, смышленые, много знаете, умеете слушать. А давайте поиграем в игру «Назови ласково»
Игра «Назови ласково».
Боровичок: - Друзья, мне с вами так интересно, так весело.
Воспитатель: - Ребята, а вам понравилась прогулка? Какие вы видели растения? Что нового и интересного вы узнали?
Воспитатель: - Нам тоже очень понравилось, но пришла пора расставаться, нам пора. Спасибо тебе, Боровичок-лесовичок за интересную прогулку по экологической тропинке. До свидания. До новых встреч.