Татьяна Ледяева
«Путешествие по экологической тропинке»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ.
2. Ледяева Татьяна Анатольевна.
3. Воспитатель.
4. СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» село Большая Глушица
5. Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования XXI века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.
Публикация «„Путешествие по экологической тропинке“» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Дети постоянно соприкасаются с природой, и эти встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.
Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.
Экологическое воспитание мы организуем через организованную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, через наблюдения во время прогулки. Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории, на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира. Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья: береза, рябина, сосна, карагач; кустарники разных пород, разного возраста, разной формы: вишня, сирень, золотистая смородина.
Также имеется царство удивительных пеньков, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление "солдатиков".
Полянка с одуванчиками, ромашками и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы.
Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, пололи, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.
На тропе мы проводили : наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдали, рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх. Маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, но потом увидели муравьиные тропы, и чтобы их никто не разорил, мы огородили тропы веточками. Это детям очень нравится и каждая прогулка начинается с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке.
На точке «наш песок» дети изучали свойства песка, из чего состоит песок, строили песочные замки, «создавали» удивительную страну со сказочными жителями, проводили первые простейшие опыты и эксперименты.
На точке «наш огород» дети помогали сажать культурные растения, поливать, избавляться от сорняков. Наблюдали за ростом растений, делали с помощью воспитателей зарисовки в альбомах, узнавали о «витаминах на грядке», пробовали на вкус, оказывали посильную помощь в сборе урожая.
На нашей экологической тропинке есть точка «спортивная площадка».
Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение.
Наблюдения должны включать в себя активную эмоциональную и интеллектуальную деятельность самих детей. Этому помогает использование дидактических игр. Впечатления, получаемые детьми во время наблюдений, должны подкрепляться, усиливаться с помощью разнообразных методов и приёмов. Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс дидактические игры.
Предлагаю познакомиться с некоторыми дидактическими играми, которые мы предлагаем воспитанникам на разных остановках.
При проведении ознакомительного занятия на остановке «Деревья и кустарники» воспитатель предлагает детям поздороваться с березой, сообщает детям, что она их очень ждала и предлагает обнять дерево. В это время педагог достает с ветки письмо и читает его.
Письмо березы
Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов. Ребята, я вас прошу порадовать меня, я очень люблю песни! (Дети водят вокруг березы хоровод). Спасибо вам, ребята, приходите ко мне еще, не забывайте меня! Ваша Березка.
Для закрепления и расширения знаний о птицах в группе мы предлагаем детям игру «Четвёртый лишний». Воспитанникам предлагается несколько дидактических картинок, выставленных в ряд с изображением птиц и животных, надо найти лишнюю картинку (животное, которое не является птицей). Варианты заданий (рядов) могут быть следующие:
- ласточка, лиса, скворец, кукушка;
- сорока, ворона, медведь, дятел;
- голубь, снегирь, заяц, грач;
- лягушка, воробей, скворец, голубь.
Также используем игру «Летает – не летает» для закрепления названий птиц. Дети становятся в круг, воспитатель называет птицу или животное. Если это птица – дети машут руками (показывают взмах крыльев птиц, а если педагог называет животное – дети стоят смирно.
Для закрепления знаний о цветах, их строении, полученных на точке «наша клумба», используем дидактические игры «Собери цветок», «Найди цветок для бабочки», «Цветочный магазин». Также игры способствует закреплению названий основных цветов. На стол выставляется поднос с разноцветными лепестками разной формы и сердцевинами цветов с одним лепестком. Воспитанникам раздаются сердцевины, задача детей – найти такие же по форме и цвету лепестки, называть их цвет.
Для организации работы педагогами разработан паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов. «Хозяином» тропинки выбран сказочный персонаж Чебурашка, который во время прогулки по тропе приглашает в гости и дает задания. Педагогами изготовлены таблички для остановок маршрута, составлены конспекты для проведения образовательной деятельности на экологической тропе.
При активном сотрудничестве с родителями нами были организованы: выставки поделок из природного материала при совместном творчестве детей и родителей, выставка рисунков, плакатов «Берегите природу».
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
В результате реализации проекта: повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.
6. «Литература».
1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие\ Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. -М. :ТЦ Сфера, 2011.-176с.
2. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. -М. :МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010. -80с.
3. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. -СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009 – 160с.
4. Природа вокруг нас. Младшая и средняя группы. Разработки занятий. \Сост. М. А. Фисенко. -Волгоград: ИТД «Корифей», -128с.
5. Шорыгина Т. А. ПТИЦЫ. КАКИЕ ОНИ? Книга для воспитателей, родителей\М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 96с. –(Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
6. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, родителей\ М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 64с. - (Путешествие в мир природы и развитие речи).
7. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, родителей\ М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 48с. - (Путешествие в мир природы и развитие речи).