Татьяна Николаевна Ольховик
Вокалист-исполнитель. Основные певческие недостатки. Методы и приемы их исправления
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка мастер-класса
по эстрадному вокалу педагога ДО
МБУДО ЦДО «Реальная школа»
Тема: «Вокалист-исполнитель. Основные певческие недостатки. Методы и приемы их исправления»
Темочки:
- Вокал. Обучение детей пению
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Цель: определить методы и приемы вокальной работы педагогов, которые позволят им справиться с индивидуальными недостатками пения учеников-вокалистов, помогут организовать процесс самонаблюдения и самоанализа, а также создадут на занятии оптимальные условия для совершенствования вокальных навыков учащегося и развития его личностного потенциала как исполнителя.
Задачи:
• Обеспечить формирование знания об особенностях работы голосового аппарата;
• Создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;
• Научить присутствующих бережно относиться к своему голосу и голосу обучающихся;
• Познакомить присутствующих с формами работы, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности;
• Повысить уровень самооценки, усилить стремление к само совершенствованию и творческой самореализации.
Ход мастер-класса:
В любой деятельности, чтобы добиться поставленной цели, необходимо четко знать пути ее достижения, осознавать те трудности, с которыми вы столкнетесь, и, соответственно, уметь определять способы и методы их преодоления. Очень часто я своим ученикам задаю вопрос: «Зачем вам красиво, легко, свободно петь?», «С какой целью вы приходите на мои уроки?», «А для чего вам это нужно?». Ответы получаю самые разные: «…хочу стать артистом (певицей)», «…хочу быть педагогом», а для кого-то занятия вокалом – это единственный путь к самореализации, к ощущению и пониманию собственного «Я». Встречаются и такие ответы: «…просто нравится петь», «…подруга ходит в школу искусств, и я решила пойти», «…мне нравится рисовать, но мама сказала, что нужно петь». Этими вопросами я стараюсь для себя определить степень мотивации ребенка к своим занятиям, чтобы в дальнейшем ориентировать его на те или иные формы работы. Отсутствие четкой мотивации – это путь и косвенный, но недостаток вокальной деятельности (как, наверное, и любой другой) не в физиологическом, а в психологическом плане, потому что мы воспитываем вокалиста-исполнителя.
Итак, с чего мы начнем? Как говорили великие мастера, искусство пения – это искусство вдоха и выдоха. Спокойный, несудорожный, но вместе с тем, достаточно активный и емкий вдох с последующей мгновенной задержкой обеспечивает необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит и для напевного, льющегося звука. Встречаются различные точки зрения на певческое дыхание. Некоторые педагоги отдают предпочтение какому-либо одному типу дыхания – ключичному, грудному, брюшинному и т. д. Однако последующими научными исследованиями было установлено, что изолированных типов дыхания нет: и взрослые, и дети пользуются при пении смешанным дыханием с преобладанием то грудного, то брюшного (диафрагменного) типа. Отмечу, что в смешанном дыхании участвуют в той или иной мере все отделы дыхательного аппарата, и что певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения.
Почему так происходит? Начнем с того, что энергичность звучания обусловливается в первую очередь правильным взаимодействием связок и дыхания. Певческий звук начинается лишь с момента атаки звука, то есть с момента смыкания связок поющего. От начала звука до конца вокальной фразы дыхание у певца расходуется путем трансформации его в звук. Чем совершеннее организуется превращение дыхания в звук, тем экономнее воздух расходуется певцом и тем чище, «металличнее» звучит голос. У хорошего певца дыхания хватает на длинную фразу, у плохого – не хватает и на ее половину.
Происходит это не от плохого распределения дыхания (дыхательной мускулатурой) и не от недостаточного количества воздуха, забранного легкими певца – утечка дыхания неизбежна, если неправильно смыкаются связки поющего. Расходование дыхания регулируется правильным рабочим напряжением связок. В нахождении этого рабочего напряжения связок, их правильного смыкания основную роль играет атака. В атаке (начале звука) действуют и дыхание, и смыкание связок, причем их работа в момент атаки хорошо поддается мышечному контролю. Каждый обученный певец может энергично, мягко или с придыханием атаковать звук, а следовательно, создать тот или иной тип рабочего напряжения связок. Атака хорошо ощутима, она воздействует непосредственно на характер смыкания связок, а вместе с тем и на трату дыхания. Именно поэтому она и должна, прежде всего, привлекать внимание певца.
Поскольку расход дыхания регулируется тем или иным характером работы голосовых связок, дыхание, тренированное отдельно от звукообразования, еще не ведет к длинному выдоху в пении. Более того, выдох, тренированный отдельно от звука, может отрицательно повлиять на работу голосового аппарата. Если сильное дыхание направляется на слабо тренированные связки, певцу понадобится перенапрячь их, чтобы справиться с большим напором воздуха. Так может возникнуть форсировка, неприятная для слушателя и разрушающая голос певца.
В пении нужно не просто плавно выдыхать, но находить верное взаимодействие между связками и дыханием. Подобно тому, как парусное судно при сильном напоре ветра может потерять управление, так и гортань со связками при сильном напоре дыхания может потерять свою устойчивость. Голос певца при аналогичных обстоятельствах также может потерять свою устойчивость и «сорваться». Укрепляя работу связок постепенной тренировкой их и неизменно сохраняя устойчивое положение гортани и постоянное напряжение связок, певец тем самым одновременно тренирует и дыхание. Нельзя нарушать связь дыхания со звукообразованием, тренируя дыхание отдельно от звука.
Счет на четыре: (упражнения)
а) «Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С - с - с - с - ладошки соединяем;
б) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
в) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание;
г) «Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая звучание;
д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приближаясь.
Итак, идем далее. Организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков распевание (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных). На распевание отводится в начале 10-15 минут, причем лучше петь стоя. Упражнение для распевания всегда хорошо продуманы и даются систематически. При распевании (пусть и кратковременном) я даю различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, так как дети будут знать: на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки (пропевание вокальных упражнений) будет улучшаться. Распевание тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом. Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места). Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом.
Упражнения:
1) «Р-Р-Р» вверх – вниз, I – V ступени (разогрев связок)
2) «Бра-бра-бра» вверх – вниз по мажорному трезвучию;
3) «И-и-и» вверх – вниз, I – V ступени.
Полезны распевание с буквой «И». Сама буква светлая, очень помогает уйти от глухого звучания, устраняет носовой призвук, естественна при правильном формировании. Развивает энергетику. Но при пении сверху вниз надо следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию и интонацию.
4) «Ми-я-ми-я-ми-я-ми» - на опорные звуки в одной позиции;
5) «И-и-и-я» - опорные звуки;
6) «И-Е-А» - равномерность звучания голоса в одной вокальной позиции;
7) «Ну-у-а» - переход с закрытого звука на открытый, упражнение на подвижность гортани;
8) «И-и-и», «Е-э-э», «Я-а-а» вверх – вниз по мажорному трезвучию, на дыхание;
9) «Да-да» - опорные звуки, ритмичность;
Упражнения на дикцию:
1) «Два дровосека, два дроворуба, два дровокола рубили лес»;
2) «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»;
3) «От топота копыт пыль по полю летит» (носовой звук)
Исполнение песни «Музыка любви» (поет Бутко Анна)
Много внимания следует уделять развитию музыкального слуха. В отличие от физического слуха, которым владеет каждый человек, музыкальный слух – качество индивидуальное. Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, т. е. представлять себе мысленно мелодию, запоминать ее и правильно, не фальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Музыкальный слух можно и нужно развивать. Лучше слышать – значит лучше понимать и исполнять музыку.
Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания.
Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку, дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются. Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться только в результате планомерной музыкально-педагогической работы.
Для развития чистоты интонации прежде всего выбираю песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса ребенка. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Систематически повторяю с детьми выученные песни без сопровождения (а капелла). Самое важное – научить детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию.
И, конечно же, мы с вами всегда должны помнить о том, что вокальная деятельность предполагает публичные выступления, то есть вокалист должен развивать и совершенствовать свое исполнительское мастерство.
Хочу обратиться к высказыванию великого исполнителя Сергея Яковлевича Лемешева: «Выйдет на сцену человек, и думаешь: ах, какой чудный голос! Но вот он спел два-три романса, и становится скучно! Почему? Да потому, что нет в нем внутреннего света, сам человек неинтересен, неталантлив, а только Бог вложил ему голос. А бывает наоборот: голос у артиста вроде бы и посредственный, но вот он что-то такое произнес по-особому, по-своему, и знакомый романс вдруг засверкал, заискрился новыми интонациями. Такого певца слушаешь с удовольствием, потому что ему есть что сказать. Это главное».
Свое выступление хочу завершить словами замечательного певца и педагога С. П. Юдина: "Роль педагога весьма ответственна, так как в значительной мере в его руках — судьба его ученика. От педагога зависит дать работе верное или неверное направление, чем решается дальнейший результат. Но верным руководством и ограничивается задача педагога, — все прочее ложится на плечи ученика, который должен ясно понимать, что без его личных настойчиво и постоянно проявляемых усилий он никогда не сможет осуществить свое желание стать певцом. Задача эта не так легка, как многие об этом думают. Иметь все данные, чтобы стать певцом, — это еще не все!
Необходимо, во-первых, любить искусство пения, любить по- настоящему, с энтузиазмом и, во-вторых, уметь работать упорно, постоянно, считая, что работа не тягость, а наслаждение, без которого и жить не интересно. Никогда не остывая и не прекращая своей работы над голосом, певец должен превратить ее в привычку, в необходимость, но горячее увлечение работой не должно исключать строгой внутренней дисциплины, подчиненной здравому рассудку и твердой воле".
Список литературы
1. Агарков, О. М. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении / О. М. Агарков // Вопросы физиологии пения и вокальной методики. М., 1975. С. 70-90.
2. Апраксина, О. А. Методика развития детского голоса: Учеб. пособие / О. А. Апраксина. М., 1983.
3. Апраксина, О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними / О. А. Апраксина, Н. Д. Орлова // Музыкальное воспитание в школе. М., 1975. Вып. 10. С. 104-113.
4. Асафьев, Б. В. Речевая интонация / Б. В. Асафьев. М. -Л. ; Музыка, 1965. 135 с.
5. Варламов, А. Полная школа пения. В 3-х ч. / А. Варламов. М., 1953.
6. Вербов, А. М. Техника постановки голоса, 2-е изд. / А. В. Вербов. М., 1961.
7. Витт, Ф. Ф. Практические советы обучающимся пению / под ред. Ю. А. Барсова / Ф. Ф. Витт. Л., 1968.
8. Горбань Н. В. «Формирование певческих умений и навыков эстрадного вокала в детском театре песни «Шлягер», М. : ГБУК г. Москвы «Культурный центр «Москвич», 2013 г.
9. Детский голос // под ред. В. Н. Шацкой. М. : Педагогика, 2005. 290 с.
10. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. М., 1968.
11. Емельянов, В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : Методические рекомендации для учителей музыки / В. В. Емельянов. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 2003. 377 с.
12. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В. В. Емельянов. СПб. : Лань, 2007. 144 с.
13. Заседателев, Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. М. : Муз. гос. из-во, 1929.
14. Зданович, А. П. Некоторые вопросы вокальной методики / А. П. Зданович. М., 1965.
15. Левидов, И. И. Охрана и культура детского голоса / И. И. Левидов. Л. ; М., 1939.
16. Левидов, И. Певческий голос / И. Левидов. Л. 1941.
17. Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина. Л., 1967.
18. Морозов, В. П. Вокальный слух и голос / В. П. Морозов. М. ; Л., 1965.
19. Морозов, В. П. Вокальная одаренность : научные основы ее распознавания и развития / В. П. Морозов. М. : Институт психологии РАН, 2002.
20. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов. М. : Изд-во ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002.
21. Органов, П. А. Певческий голос и методика его постановки / П. А. Органов. М. -Л., 1951.
22. Орлова, Н. Д. Добровольская, Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н. Д. Орлова. Н. Н. Добровольская. М., 1972.
23. Павлищева, О. П. Методика постановки голоса / О. П. Павлищева. М. ; Л., 1964.
24. Самсонидзе, Л. П. О взаимоотношении художественного слова и музыкально-интонационного мышления / Л. П. Самсонидзе // Музыкальное мышление: Проблемы анализа и моделирования. Сб. науч. трудов. Киев. 1988. С. 48-52.
25. Сергеев, А. А. Воспитание детского голоса / А. А. Сергеев. М., 1950. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Дневник ученика / К. С. Станиславский // Собр. сочинений. М., 1954. Т. 2. 348 с.
26. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. М., 1992.
27. Шацкая, В. Н. Детский голос: Экспериментальное исследование / В. Н. Шацкая. М., 1970.
28. Юдин, С. П. Формирование голоса певца: Учеб. пособие для высших и средних муз. учеб. заведений / С. П. Юдин. М., 1962.