Олеся Сухарева
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной
деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»
Воспитатель: Сухарева О. А.
Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства» в подготовительной группе.
Цели и задачи:
Публикация «Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
• закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);
• развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;
• развивать навыки проведения опытов;
• воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Предварительная работа:
Беседы по темам:
«Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».
Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».
Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.
Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».
Оборудование: глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; стаканы с водой; мелкие предметы; ложки; лед; краски; медальки-капельки; лимон; молоко; воронки; трубочки коктейльные.
Ход занятия:
Вос-ль: Встаньте рядышком, друг с другом
Возьмитесь все за ручки,
Улыбнитесь друг другу
И подарите друг другу хорошее настроение.
Вос-ль: Садитесь.
Вос-ль: Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете (поймете) о чем мы с вами сегодня будем говорить
Загадка:
Лужа, море, океан,
Пруд, ручей, родник, туман,
Озеро, река-всегда
В них отыщется …. (вода)
Дети: Вода.
Вос-ль: Молодцы! Правильно, мы сегодня будем говорить о воде.
Вос-ль: Ребята, что за шум я слышу в умывальнике, пойду посмотрю. (Вос-ль выходит с каплей воды).
Вос-ль: Ребята, когда вы мыли руки, кто-то из вас не выключил кран до конца, из крана капелька упала в раковину, я её взяла в ладошки и принесла её к нам на занятие, мы как раз сейчас ведём разговор о воде, ей очень интересно послушать о чём пойдёт речь. Я её расположу повыше, чтобы ей удобно было наблюдать за вами. (вос-ль ставит каплю на полку).
(Вос-ль обращает внимание на глобус)
Вос-ль: Это что?
Дети: Глобус.
Вос-ль: Кто расскажет, что на глобусе обозначается голубым светом?
Дети: Вода.
Вос-ль: - Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды,
- Ребята скажите кому нужна вода?
Дети: Человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям.
Вос-ль: (Показывает картинки из альбома «Вода в природе и в жизни человека» и ведет диалог с детьми о воде)
Вос-ль: А еще вода умеет превращаться и изменятся.
Вос-ль: Летом мы видим воду в виде чего?
Дети: В виде дождя, града, по утрам мы видим росу на траве, цветах.
Вос-ль: А во что может превращаться вода?
Дети: А еще по утрам можно часто видеть туман, еще вода может превращаться в тучи, облака.
Вос-ль: А зимой она во что превращается?
Дети: А зимой вода превращается в снег, иней, лед, ледяные узоры, особенно такую красоту мы видим по утрам на наших окнах.
Вос-ль: А где вода встречается в природе?
Дети: Это море, озеро, родники, реки, океаны, болото, ручейки, лужи.
Вос-ль: А как человек использует воду? (продемонстрировать картинки: готовят еду, поливают растения, стирают белье, моют)
Дети: Воду используют повсюду: пьют, готовят, поливают растения
Вос-ль: Вода- одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах.
Вос-ль: Для этого я хочу пригласить вас в лабораторию.
Вос-ль: - А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Вос-ль: А вы любите экспериментировать:
Вос-ль: - Давайте сегодня мы с вами отправимся в лабораторию и будем проводить опыты по исследованию воды и определять ее свойства.
- Давайте распределим роли и узнаем, кто кем будет в нашей лаборатории
- Я буду руководить лабораторией, контролировать работу, проводить самые сложные опыты
- А вы будете лаборантами
- Вы будете проводить опыты и эксперименты и делать выводы.
Вос-ль: Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Прежде чем войти в лабораторию нужно для начала заполнить правила безопасности:
Без разрешения запрещается:
• Вставать с места;
• Выкрикивать;
• Трогать оборудование;
• Засовывать что- либо в рот.
Вос-ль: Итак, отправляемся в нашу лабораторию, на свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы)
Вос-ль: Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придется немного поработать.
Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку».
Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)
Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку.
Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)
Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу дождик мокрым стал,
Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).
Вос-ль: А теперь приступим к нашему исследованию.
Ход опытно-экспериментальной деятельности:
1. Опыт №1 «жидкость».
Вос-ль: Скажите пожалуйста, где вода течет?
Дети: В реке, в ручейке.
Вос-ль: А льется вода откуда?
Дети: Из крана.
Вос-ль: Давайте это проверим:
- Возьмите стаканчик с водой и перелейте ее в другой стакан.
- Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льется. (Проделать опыт)
Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из стаканчика в стаканчик?
Дети: Потому что, вода жидкая.
Вос-ль: Какой вывод мы с вами делаем? Какое свойство имеет вода?
Дети: Вода – это жидкость
2. Опыт №2 «Какой формы вода».
(На столе лежит кубике и шарик, Вос-ль: обращает внимание)
Вос-ль: Какой формы эти предметы?
Дети: Шарик круглый, кубик квадратный
Вос-ль: А имеет ли форму вода?
(дать возможность детям порассуждать)
Вос-ль: Для этого возьмем маленькую бутылочку и наполним водой, затем эту же воду перельем в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время меняется.
Вос-ль: Какой вывод мы с вами делаем?
Дети: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находиться
Вос-ль: Так какое свойство имеет вода?
Дети: Вода не имеет формы
Вос-ль: Вспомните лужи после дождя:
- На асфальте они растекаются
- В ямках собираются
- А в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
(Вос-ль показывает алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы)
3. Опыт №3 «Прозрачность».
Вос-ль: Ребята, какого цвета у нас в стаканчике вода?
Дети: Без цветная.
Вос-ль: Проведем опыт. Отпустим в стакан с водой чайную ложку. Вы видите ложку?
Дети: Да
Вос-ль: А сейчас, я отпускаю ложку в стакан с молоком. Вы видите ложку?
Дети: Нет.
Вос-ль: Какого цвета молоко?
Дети: Белый.
Вос-ль: А вода каким цветом? Значит она какая?
Дети: Бесцветная.
Вос-ль: -Какой вывод мы с вами сделаем?
- Какое еще одно свойство имеет вода?
Дети: Вода прозрачная, бесцветная
(Вос-ль демонстрирует алгоритм, который символизирует, что вода прозрачная)
4. Опыт №4 «У воды нет запаха».
Вос-ль: - Ребята возьмите свои стаканы с водой и понюхайте водичку
- чем пахнет вода?
Дети: Вода ничем не пахнет. Вода без запаха.
Вос-ль: - Какой вывод мы с вами делаем?
- Какое свойство имеет вода?
Дети: у воды нет запаха.
(Вос-ль демонстрирует алгоритм, который символизирует, что вода без запаха)
5. Опыт №5 «У воды нет вкуса».
Вос-ль: Ребята, как вы думаете у чистой воды есть вкус? Давайте попробуем водичку попить. Какая она на вкус?
Дети: Никакая, безвкусная.
Вос-ль: Да ребята у чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная.
(Вос-ль предлагает детям понюхать чай с лимоном)
Вос-ль: Ребята возьмите стаканчики с водой и понюхайте, чем пахнет вода
Дети: Лимоном
Вос-ль: А теперь попробуйте воду на вкус. Какая вода на вкус?
Дети: Вода кислая.
Вос-ль:
- Вода поменяла свой запах и вкус тогда, когда мы добавили в воду лимон.
- Итак вода может менять запах и вкус, тогда когда мы в нее что то добавляем.
Вос-ль: Какой вывод мы с вами делаем?
Дети: Вода безвкусная. У воды нет вкуса.
(Вос-ль демонстрирует алгоритм, который символизирует, что вода безвкусная)
7. Опыт №7 «Лед – твердая вода».
(Вос-ль обращает внимание на кусочки льда)
Вос-ль: Это что?
Дети: Лед
Вос-ль: Ребята давайте последим за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Как вы думаете, что будет происходить с кусочками льда?
Дети: лед будет таять.
Вос-ль: Почему он тает?
Дети: Потому что в группе тепло
Вос-ль: А, во что превращается лед?
Дети: Лед превращается в воду
Вос-ль: А, когда вода может превращаться в лед?
Дети: Зимой
Вос-ль: Какой вывод мы с вами делаем?
Дети: Лед -это тоже вода.
Вос-ль: Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте поиграем с вами в игру «Бывает-не бывает»
Игра «Бывает-не бывает»
Вос-ль: Я буду вам загадывать вопросы, а вы будете мне отвечать: бывает, не бывает.
• вода бывает теплой? (бывает)
• вода бывает чистой? (бывает)
• у воды бывает форма? (не бывает)
• вода бывает прозрачной? (бывает)
• вода бывает грязной? (бывает)
• вода бывает сердитой? (не бывает)
• вода бывает холодной? (бывает)
• вода бывает твердой? (бывает)
Вос-ль: А, когда вода бывает твердой?
Дети: Когда превращается в лед.
Вос-ль: Ребята, нам кажется, что воды на земле очень много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь мы пользуемся чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду, как вы думаете?
Дети: Нужно закрывать кран, не засорять реки.
Вос-ль: А вы так делаете?
Вос-ль: Правильно ребята, вода всем очень нужна. Она дает нам жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».
- А капелька которую мы пригласили сегодня к нам в гости – это одна лишь маленькая частица воды. Ей понравилось наблюдать за вашими опытами, что бы вы много узнали о свойствах воды и она еще раз призывает вас бережно относится к воде, экономить ее.
- А, чтобы вы всегда помнили об этом я, вам дарю вот эти капельки, маленькие частички водички.
РЕФЛЕКСИЯ:
Вос-ль: - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какие свойства воды вы теперь знаете?
(Вос-ль вновь обращает внимание на алгоритмы, а дети закрепляют название свойств воды).