Получи документы

Внедрение современных технологий воспитания и обучения старших дошкольников с РАС

Ольга Масликова
Внедрение современных технологий воспитания и обучения старших дошкольников с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность

Детский аутизм - проблема не новая на сегодняшний день. И в нашей стране, и за рубежом за последние годы появилось много новых оригинальных исследований, посвященных проблемам этиологии, патогенеза детского аутизма, проявлениям аутистических состояний в различных клинических структурах.

С аутизмом часто путают другие сходные проявления в развитии коммуникативной и социальной сфер.

Публикация «Внедрение современных технологий воспитания и обучения старших дошкольников с РАС» размещена в разделах

В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2016 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 Века.

Во всем мире проблема аутизма уже широко обсуждается и успешно решается, а в России, к сожалению, об этом заболевании практически нет никакой информации. Хотя с каждым годом число детей, страдающих аутизмом увеличивается в геометрической прогрессии. Педиатры очень плохо осведомлены об этом заболевании. Проходят годы, прежде чем ставится правильный диагноз и начинается лечение. Первое обследование у психиатра дети в нашей стране проходят только в три года и только при согласии родителей, а первые признаки аутизма видны гораздо раньше.

В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.

Данную статистику подтверждает практика: в дошкольном учреждении № 452 на протяжении многих лет работает консультационный центр, который оказывает диагностическую и консультативную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Только в 2015 – 2016 уч. г. г. из 38 семей, обратившихся в консультационный центр, 14 имеют детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

С сентября 2015 года при поддержке Департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода и ООО «Газпром экспорт» Фонд «Обнаженные сердца» организовал проект «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода». Проект включает в себя создание центра раннего вмешательства и программу обучения в четырех дошкольных образовательных учреждениях по работе с детьми с аутизмом.

Все программы в центре раннего вмешательства бесплатные для семей. Таким образом, дети с аутизмом получают возможность посещать детский сад.

В программу проекта включены следующие учреждения города Нижнего Новгорода:

• Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 110.

• Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17.

• Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 452 «Родничок».

• Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 448.

Авторы проекта – эксперты Фонда «Обнаженные сердца» — детский невролог Святослав Довбня и клинический психолог Татьяна Морозова — ведущие российские специалисты по вопросам развития и психического здоровья детей.

В детских садах-участниках проекта прошли два семинара американских экспертов — Кейтлин Тейлор — эрготерапевта, старшего преподавателя университета Нью-Мексико (США) — и Томаса Хигби — доктора психологии и специального образования, руководителя программы для детей с аутизмом ASSERT, университет Юта (США).

Цель эксперимента – создание специальных условий для детей с РАС для успешной адаптации детей с РАС в социальном окружении, в том числе школе. Одна из основных задач экперимента – Внедрение современных технологий воспитания и обучения старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

2. Теоретическое обоснование

Аутизм (от греч. autos—сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира. Впервые термин «аутизм» был использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 г. для обозначения симптома у взрослых больных, страдающих шизофренией, который проявляется в виде ухода человека от внешней реальности в мир собственных фантазий.

Несмотря на то, что этот термин употребляется во всем мире и по сей день, следует отметить, что современное понимание аутизма существенно отличается от первоначального клинического определения, предложенного Блейлером. В зарубежной психиатрии аутизм рассматривается в поведенческом плане как уход от действительности в мир внутренних переживаний, как сознательное или бессознательное защитное приспособление против душевной боли, дающее человеку возможность избежать непосильных для него требований окружающей среды.

Современные клинические классификации включают детский аутизм в группу первазивных (всепроникающих) расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы: внимания, памяти, речи, мышления; сенсорики, моторики и т. д.

Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм.

Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, ребенок не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Дети избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ – 10 под шифром F84.0 – «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

Понимание современных подходов к определению РДА (Ранний Детский Аутизм) вряд ли возможно без краткого экскурса в историю вопроса об аутизме в детстве. Можно назвать 4 основных этапа в становлении этой проблемы.

В России первое описание органического аутизма было представлено в 1967 г. С. С. Мнухиным с соавторами; описание РДА типа Каннера в 1970 – 1974 г. Г. Н. Пивоваровой и В. М Башиной, и 1982 г. В. Б. Каганом; РДА в круге постприступной шизофрении в 1975 году М. Ш. Вроно, В. М. Башиной и другими.

Л. Каннер выделил аутизм как отдельную проблему, как расстройство аффективного общения, обозначив это явление как "инфантильный аутизм", появляющийся уже в раннем детском возрасте. Так возник термин "ранний детский аутизм" (РДА, носящий также название "синдром Каннера".

Степень тяжести аутизма варьируется от легкой степени до тяжелой. При легкой степени аутизма люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжелой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально. Довольно часто в прошлом аутизм у детей путали с проявлениями детской шизофрении либо детского психоза. Однако со временем ученые разобрались в сути данного расстройства и разграничили схожие по симптомам заболевания. Сегодня диагностика данного расстройства не составляет особого труда, и большинство ранних путаниц уже разрешены.

Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена

классификация, выделенная О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

У мальчиков аутизм встречается примерно в 4 раза чаще, чем аутизм у девочек. Ученые полагают, что имеется связь заболевания с какими-то генетическими нарушениями, обосновывая это тем, что дети, у которых в семье уже есть ребенок с аутизмом, болеют им чаще раз в 50, чем дети, в семье у которых аутизма нет. Однако, как уже говорилось, ни подтвердить, ни опровергнуть это предположение достоверно, пока не представляется возможным. Первые признаки этого расстройства проявляются до 3 лет.

К 7-летнему возрасту у детей становятся уже четко заметными отставания в физическом развитии, в частности: маленький рост и зачастую отсутствие предпочтения в использовании какой-то конкретной конечности как доминантной. У детей не определяется ни праворукость, ни леворукость, ни даже амбидекстрия (обе руки «правые») – они владеют обеими руками гораздо хуже своих сверстников. Помимо этого, с самого раннего детства аутисты не проявляют интереса к звуку голоса людей, не просятся на руки, избегают прямого взгляда, не смотрят в глаза, не ходят «хвостиком» за родителями. В отличие от обычных детей, они не боятся оставаться один на один в комнате, доме, магазине, не проявляют стеснения при встрече с малознакомыми или незнакомыми людьми. Для них просто не существует различий между собственной мамой и какой-то чужой тетей, для этих детей все чужие. Они не воспринимают сверстников, не идут на контакт с ними, не проявляют никакого интереса ни к ним, ни к игрушкам. Подобные испытания ждут мамочку аутичного ребеночка, ей не доведется получать тех положительных эмоций, радости общения, проявлений детской любви или ответной реакции на мамину любовь, обычно покрывающих с лихвой любые тяготы и усталость от ежедневных забот и тревог. В подавляющем большинстве случаев малыш даже не выделяет мамочку среди других окружающих людей. Учитывая нарушения развития речи, дети с аутизмом о своих желаниях дают знать при помощи плача, крика или активной жестикуляции. Дети могут являться чрезвычайно вспыльчивыми и агрессивными. Следует добавить, что подобные реакции постоянны на какой-либо запрет, дети не учатся владеть собственными эмоциями, собой, не могут привыкнуть к травмирующему фактору. Внутренний мир ребенка с РАС зажат в очень жесткие рамки, попытки выйти или вывести за которые проявляется в форме неофобии – боязни всего нового. Детей очень легко можно испугать и надолго, с дальнейшим формированием самых разнообразных фобий: к примеру, боязнь бытовых электроприборов, которые издают резкие звуки, жужжат, боязнь яркого света или темноты, закрытых дверей, какой-то одежды, меха и прочее.

Умственная отсталость - к сожалению, характерный признак аутизма. У более 50% детей с РАС уровень IQ не превышает 50 баллов, и лишь у 70% – он выше 30. Тем не менее, среди детей встречаются индивидуумы, проявляющие буквально-таки гениальные способности в какой-то области (музыке, живописи, математике и т. п.). Предположительно аутизмом страдали известный философ Иммануил Кант, художник Нико Пиросманишвили, сказочник Ганс Христиан Андерсен. Но наравне с гениальностью, эти же гениальные дети, могут совершенно не иметь самых простейших социальных и бытовых навыков.

Аутизм у детей, как и аутизм у взрослых сегодня является неизлечимым заболеванием. Передается ли оно последующим поколениям, неизвестно, поскольку брак, как и какие - либо близкие отношения в принципе, у аутичных людей являются потенциально невозможными. На сегодня разработана масса различных методик, которые направлены на выработку определенной независимости у больного ребенка, самостоятельности и хотя бы минимальных навыков социальной адаптации. Детей с тяжелой формой умственного расстройства можно научить основам невербального общения. Тем не менее, ни одна методика и никакая комбинация методик не позволяют из больного аутизмом ребенка сделать полноценного члена общества. Еще немного о том, что такое аутизм:

Учеными установлено, что развивается аутизм вследствие некоторых нарушений в работе человеческого мозга. Некоторые из таких нарушений получилось определить экспериментальным путем. К примеру, было выяснено, что дети с аутизмом имеют нарушения в развитии миндалевидного тела (участок мозга, отвечающий за эмоциональную сферу, могут быть изменения в «миниколонках», которые регулируют поведенческую сферу. Неизвестно почему, но в раннем детстве при аутизме происходит усиленный рост мозга. Хотя ученые так и не понимают, что же происходит с мозгом ребенка, маленького аутиста. Выдвигаются все новые и новые теории и версии. По одной из таких, способствует развитию аутизма даже дождливая погода - дело в том в штатах, которые расположены в «зоне непогожих дней» частота таких диагнозов намного больше, чем в местах с нормальным климатом. Как бы там ни было, но выходит, что у аутизма не может быть одной причины. Решающую роль в существовании этого мозгового расстройства играет наследственная предрасположенность. Если в дальнейшем на предрасположенность к аутизму накладываются обстоятельства и факторы, благоприятные для его развития, то они могут запустить пусковой механизм развития болезни в действие. Обсуждая причины аутизма, специалистами всегда предполагается сочетание сразу нескольких, на фоне наследственной предрасположенности.

Итак,

Основные симптомы детей с РАС:

1. Нарушение социального взаимодействия;

2. Сложности, трудности в общении с другими детьми и людьми, в общем;

3. Особенности поведения.

3. Специальные методы и приемы для воспитания и обучения детей с РАС

3.1 Диагностика детей с РАС

Для определения наличия у ребёнка РАС, в начале года совместно с родителями провели скрининг симптомов аутизма по «Рейтинговой шкале аутизма у детей C.A.R.S.», где данная шкала относится к скрининговым методам и не является основанием для постановки диагноза.

Шкала C.A.R.S - один из наиболее широко используемых инструментов. Рейтинговая шкала аутизма у детей (Childhood Autism Rating Scale, CARS) CARS базируется на клинических наблюдениях за поведением ребенка, требует минимального обучения в работе с этой шкалой, а также может служить для первичного скрининга симптомов аутизма.

По результатам методики C.A.R.S. мы определили, что из 12 детей группы у 7 детей имеется РАС.

Для определения степени развития у детей с РАС, в течение недели мы провели диагностику по методике ASSERT. Это нам необходимо для определения индивидуальных методов и приёмов работы с детьми РАС.

1. Диагностика: «Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S.».

Общий балл:

15-30: Нет аутизма

30-36: Проявление аутизма от легкого до среднего (имеется в виду высоко функционирующий аутизм или синдром Аспергера, особенно если общий балл от 30 до 33)

36-60: Тяжелый аутизм

2. Диагностика: «Первоначальная оценка навыков. Индивидуальной программы» ASSERT Program.

3. Расписание активностей (пользование).

4. Книга PECS (использование).

5. Коммуникативная доска.

3.2. Создание специальных условий и предметно – пространственной среды для детей с РАС

Обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения, направлено на облегчение социально-бытовой адаптации и подготовку к обучению в школе с помощью зрительной организации внешней среды. Первичный акцент также делается на формирование способности ребенка оставаться на своем месте и сосредоточиться на задании. Подобное поведение называется рабочим, т. к. является необходимой предпосылкой для самостоятельной, независимой от взрослого деятельностью ребенка с РАС.

В нашей группе создан специальный режим, расписание активностей, сетка занятий, которых часто нет дома и которые так необходимы детям с РАС.

В группе вся мебель и обстановка спокойных тонов, так как детей с РАС отвлекает и раздражает яркость красок. Мебель отличается от других групп: кабинки для индивидуальных занятий, шкаф с открытыми индивидуальными ячейками и закрытыми ячейками для поощрения детей. Игрушки расположены в контейнерах в ячейках. Имеется место для проведения утреннего круга. Место для занятий отделено от игрового центра кабинками для того, чтобы дети могли сосредоточиться только на учебном материале.

На средства выделенные для экспериментальной работы, приобретена оргтехника для распечатывания дидактических материалов, игрушки для развития и поощрения детей, такие как: кинетический песок, сухой бассейн,

Батут, полусфера, специально установлен «мат на стену» – для разрядки внутреннего напряжения детей с РАС.

Изготовлено множество разнообразных игр системы PECS своими руками и с помощью воспитателей других групп.

На стене вывешены расписания деятельности, лента расписания активностей на занятиях для каждого ребенка. Для каждого ребенка имеется этажерка с контейнерами для занятий. Для детей, которые владеют невербальным способом общения изготовлены и постоянно пополняются доски PECS и коммуникативные доски.

3.3. Специально коррекционные методики обучения детей с РАС

Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации. Общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутизмом.

Методики обучения:

1. Методика использования «расписания активностей» для развития самостоятельности детей, страдающих РАС. «Расписание активностей» – это серия картинок или надписей, которые направляют к выполнению определенной последовательности действий. Расписание может быть различной формы, но изначально чаще всего выглядит так: альбом (или папка с файлами) с картинками или надписями на каждой странице. Каждый из этих стимулов направляет ребенка выполнять задания, участвовать в том или ином виде деятельности или получить награду. В зависимости от особенностей каждого ребенка эти расписания могут быть или очень подробными – разбивающими каждое занятие на небольшие конкретные шаги, либо обозначать вид деятельности полностью – когда фотографии или надписи побуждают ребенка выполнить все задание. С помощью дозированного обучения детей обучают брать альбом с расписанием, открывать первую страницу, выполнять задания и затем переходить к следующему.

Цель использования расписания - научить детей с РАС выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны родителей и воспитателей и без их контроля. До начала работы с расписанием ребенок должен освоить несколько необходимых навыков. Наиболее важными являются следующие навыки: различение картинки и фона; соотнесение одинаковых предметов. Некоторые дети не умеют различать картинку и фон. Когда они видят картинку или фотографию, они не понимают, что должны смотреть на предмет, а не на фон. Для обучения этому навыку существует методика, которая позволяет обучить ребенка смотреть именно на объект (картинку, фотографию и т. п.).

В нашей группе используется расписание на стене (смена деятельности, это индивидуальные расписания (вверху – фотография ребенка, под ней – виды деятельности в течении дня в виде картинок и фотографий педагогов.

2. Мы начали обучение по системе PECS с проведения анкетирования с родителями для выбора карточек для обучения, а так же сделали книги PECS своими руками.

Всё большую популярность приобретает система PECS - Picture Exchange Communication System.

Основной принцип PECS: коммуникация, основывается на обмене картинок, которые показывают желаемый предмет или желаемую активную деятельность ребёнка.

Знания о PECS просто необходимы нам, потому что нужно найти какое-то решение – облегчить детям раннее развитие коммуникации.

Именно поэтому мы проводит беседы с родителями, на которых показываем как пользоваться PECS. Любой человек в обществе может понять смысл картинки, так что дети могут общаться, с ровесниками, членами семьи, людьми на улице, в магазинах и ресторанах.

Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности.

Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов. На заключительных этапах, когда ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы (этап 4, отвечать на вопрос “что ты хочешь?” (этап 5) и реагировать на другие простые вопросы типа “что ты видишь?” правильными фразами типа “я вижу птичку” (этап 6).

Коммуникационный партнер (например: родители, братья и сёстры, учителя) вербализируют (исполняют) желания ребёнка, после получения картинки.

Желания у наших детей бывают, например такими как:

1. Я хочу журнал.

2. Я хочу пить.

3. Я хочу планшет.

4. Я хочу мыльные пузыри.

Ребёнка мы поощряем, произносим по возможности отдельные слова или целые предложения.

3. Когда ребенок прошёл все 6 этапов системы PECS, и может составлять предложение из карточек, переходим на «Коммуникативную доску».

«Коммуникативная доска» представляет собой белый лист А4, расчерченный на 48 квадратов. В квадратах первоначально помещаются 4 картинки: «Я», «Хочу», «Да» и «Нет». В приложении – ряд картинок предпочтений (например: я хочу пить). Затем количество картинок увеличивается в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка, например: «Ещё», «Здравствуйте», «До свидания» и «Ещё», а так же увеличивается количество приложений.

Коммуникативная доска должна, всегда находится с ребенком. У нас она находится в определённом месте.

Коммуникативная доска помогает

Увеличению скорости движений:

• Темп коммуникации

• Число взаимодействий

• Интерес в коммуникации:

o Человек

o Партнер

В коммуникативной доске:

Типы слов:

1. Ключевые слова

а) Слова, которые используются для разных.

o Людей

o Окружений

o Тем коммуникации

б) Состоят из:

o глаголов (29%, предлогов (8%, местоимений / дескрипторов (8%, наречий (7%) и сокращений

2. Специфичные слова

а) Слова, которые используются.

o В рамках конкретных тем

o В конкретных ситуациях / местах

б) Состоят из.

o В основном существительных

o Редко частотных слов

Утро в нашей группе начинается с приветствия, расписания в раздевалке на переодевание (последовательность, а затем переходим к расписанию в группе (виды деятельности). Сначала дети подходят к расписанию видят свою фотографию и последовательность вида деятельности (что сначала и что потом). Вначале идет зарядка, завтрак потом «круг». Воспитатель взяла колокольчик, позвонила в него и сообщила детям, что сейчас будет «круг». Дети подходят и берут свои стулья (у каждого ребёнка свой стул: с фотографией и именем.). Стулья ставят полукругом возле мольберта, а воспитатель садится на стул рядом с мольбертом, на котором находится солнышко с лучиками по количеству детей и корзинка с фотографиями детей и педагогов. Воспитатель начинает со слов: «Солнышко проснулось, кому улыбнулось?» и в этот момент показывает фотографию ребёнка. Дети с удовольствием вербальные говорят, а не вербальные показывают на ребёнка, чью фотографию показывает воспитатель. Ребёнок, чья фотография встаёт со стульчика берёт свою фотографию и вешает на лучик солнышка. И так продолжается пока все фотографии не будут прикреплены на солнышко. Затем воспитатель говорит детям: «Солнышко проснулось и потянулось (все дети подняли ручки к солнышку и потянулись.) Похлопаем в ладошки, постучим по коленочкам, потопаем ножками (дети выполняют просьбу воспитателя, а теперь посмотрим на наше солнышко, улыбнёмся и поздороваемся. Воспитатель снова берет колокольчик, звенит и сообщает детям, что «круг» закончен. Дети подходят к расписанию выполняют действия с карточками, берут стульчики и ставят на место. Воспитатель берёт колокольчик, звенит и сообщает детям о начале занятия (занятия: групповые, подгрупповые и индивидуальные). В начале занятия воспитатель сообщает детям с показом расписания, что с начало «занятие», а потом «сюрприз».

Затем дети продолжают выполнять всё по расписанию, используя: доски PECS и Коммуникативные на занятии при ответе на вопрос воспитателя (например: покажи кто это, а также просьба ребёнка («Я» «хочу» «синий» «карандаш»).

После занятия дети получают подкрепление или поощрение, что в дальнейшем плавно переходит в игру до следующего вида деятельности.

Таким образом, организация специальной среды и применение специальных корректирующих методик и технологий даёт положительный результат в развитии детей с РАС.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство воспитания, развития и обучения дошкольников 1слайдТема: «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников» 2слайд эпиграф «Музей – это смесь искусства.

Особенности обучения английскому языку дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий «Особенности обучения английскому языку дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий на примере детского сада «Лада».

Игра как ведущий метод обучения иностранному языку старших дошкольников Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли.

Использование игровых технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ТНР В настоящее время подавляющее большинство детей, комплектующихся в группы компенсирующей направленности, имеют неврологический статус, отягощённый.

Компьютерная игра как средство воспитания и обучения дошкольников Ключевые слова: компьютерные технологии,развивающая среда,познавательная активность детей,компьютерная игра,повышение качества дошкольного.

Математическое развитие старших дошкольников в условиях вариативного использования современных технологий Цель: Развивать интеллектуально-познавательные интересы и способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие: - Формировать.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Проблема гендерного воспитания старших дошкольников Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Программа обучения детского танцевального коллектива старших дошкольников «Непоседы» Пояснительная записка"Умеющий танцевать войдёт красиво и повернётся ловко" М. И. Калинин В танце, как и в песне - душа народа, его история,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение современных технологий воспитания и обучения старших дошкольников с РАС
Опубликовано: 6 января 2017 в 21:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение современных технологий воспитания и обучения старших дошкольников с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Масликова (УИ 939727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД