Виктория Головина
Особенности обучения английскому языку дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать
«Особенности обучения английскому языку дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий на примере детского сада «Лада».
Преподаватель английского языка ТОО Детский сад «Лада» Головина. В. А.
Дошкольное обучение иностранному языку детей, является сегодня предметом бесконечных дискуссий, в связи с тем, что раннее детство (с 5 лет) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком (Е. И. Негневицкая, В. С. Мухина, Н. Д. Гальская, З. Я. Футерман и др)
Публикация «Особенности обучения английскому языку дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах
Психологи и физиологи обосновывают введение раннего обучения иностранным языкам природной расположенностью детей к языкам и их эмоциональной готовностью к овладению ими. Как в отечественной (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, Дж. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. В этом случае обычно ссылаются на сензитивность (чувствительность) детей дошкольного возраста к овладению языками вообще, и иностранным языком в частности. Длительность сензитивного периода у разных исследователей определяется различным образом: Элиот – с 1,5 до 7 лет, Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет. Именно в этом возрасте дети отличаются природной любознательностью и потребностью в познании нового. Им свойственно более гибкое и быстрое, нежели на последующих этапах, усвоение языкового материала. С возрастом человек постепенно утрачивает эти способности, у него снижается чувствительность к восприятию звуков и способность их имитировать, ослабевает кратковременная память, а также способность к зрительному, а главное, слуховому восприятию. Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом» [5,120] В сензитивный возрастной период наиболее успешно происходит овладение безакцентным произношением иностранных звуков, слов, интонации при условии, если маленький ребенок постоянно слушает и имитирует аутентичную иноязычную речь.
Очень важное преимущество дошкольного возраста заключается в глобально действующей у детей игровой мотивации, которая позволяет естественно и эффективно организовать обучение иностранным языкам как средству общения и строить его как процесс, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка. [3,78].
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. В детском саду «Лада» для обучения английскому языку была создана программа, направленная на создание базы для дальнейшего изучения английского языка в начальной школе. Данный курс предполагает в целом 36 учебных часов. Частота проведения занятий составляет 1 раз в неделю. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как занятие общения, максимально приближенное к естественному общению. Особое внимание уделяется фонетической стороне речи: произношению звуков, овладению основными типами интонации в английском языке. Занятие начинается с фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях поддерживается высокая активность каждого ребёнка, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий.
Конечно, в процессе обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно преподаватель использует игровые приёмы, наглядность, тем прочнее ребёнок усваивает материал. На занятиях в детском саду «Лада» активно используются разные педагогические технологии : информационно-коммуникационная, игровые, здоровьесберегающие, развивающие, проблемного обучения, проектные и другие.
Как заинтересовать маленького ребенка и как наглядно и увлекательно научить его чужому иностранному языку? Поиск решения этой проблемы я нашла в применении инновационных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для занятий я разработала презентации в программе Microsoft Power Point, как эффективное средство активизации познавательного интереса к изучению иностранного языка. «Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией»[8,с. 1]
Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Назначение компьютерной презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога. «Презентация выступает как средство педагогического процесса. На уровне обучения дошкольников презентация - это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для воспитателей и педагогов, позволяющее рассказать детям об окружающем мире так, как они его видят, не выходя из детского сада и не летая в дальние страны»[2,с. 19]По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ: презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.
Преимущество презентации PowerPoint состоит в:
-сочетании разнообразной текстовой аудио - и видео наглядности;
- возможности использования презентации как своеобразной интерактивной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
- возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (картинки, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
- возможности управления вниманием детей за счет эффектов анимации;
- активизации внимания всей подгруппы;
- поддержании познавательного интереса детей, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
- экономии учебного времени;
-формировании компьютерной мультимедийной компетентности педагога.
Основными целями применения ИКТ на ОУД английского языка являются :
• повышение мотивации к изучению языка;
• совершенствование иноязычной - коммуникативной компетентности;
• увеличение объема лингвистических- знаний;
• расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
• развитие фонематического слуха.
Применение компьютерных технологий на занятиях английского языка становится высокоэффективным творческим реализующим фактором использования разнообразных форм развития, воспитания и обучения.
Создание презентаций требует творческого подхода со стороны педагога и хорошего знания компьютера.
На ОУД английского языка для меня ИКТ – это эффективный инструмент развития умений и навыков детей, повышение мотивации к изучению английского языка. Такие занятия становятся более интересными для детей, так как они проходят в форме виртуального путешествия, в зависимости от темы занятия («Давайте посчитаем», «Любимые игрушки», «Моя семья», «Забавные животные», «Цвета радуги», «Рождество в Англии», «Изучаем продукты» и другие). Например, на занятии «Традиции Англии» мы отправляемся в виртуальное путешествие в Лондон, где рассматриваем достопримечательности, памятники, называем их на английском языке, знакомимся с традициями англичан. Детские песенки на английском языке - это необходимый этап занятия, очень важен для развития фонематического слуха. Для более глубоко восприятия английских песен мною также были разработаны презентации.
Таким образом, известные психологи такие, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, считают, что при организации обучения следует опираться на особенности, качества и свойства, которые уже являются созревшими чертами личности ребенка. Лишь при четком определении психологических возможностей ребенка и трудностей, которые он может встретить в процессе обучения, можно создать методику, несущую в себе развивающий и образовательный потенциал.
Можно выделить следующие предпосылки к успешному овладению иностранным языком в пятилетнем возрасте:
1) способность целевого запоминания необходимой информации;
2) начало формирования процесса логического мышления;
3) появление способности оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, осознание того, что плохо и что хорошо;
4) закладывание фундамента представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное развитие;
5) более высокий темп умственного развития детей дошкольного возраста по сравнению с более поздними возрастными периодами (А. В. Запорожец, В. С. Мухина) [7;19]
6) формирование способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения;
7) развитие образного мышления и начало постепенного перехода к понятийному мышлению;
8) расширение и углубление содержательной, мыслительной деятельности детей;
9) интенсивное формирование познавательных потребностей, потребностей в новых знаниях и способах умственной деятельности;
10) способность сохранять устойчивое внимание при выполнении заданий. Устойчивость внимания приобретает особую сензитивность к эмоционально значимым раздражителям (Л. П. Набатникова) [7;10];
11) обладание способностью к импринтингу, позволяющей дошкольникам сравнительно легко усваивать иностранный язык;
12) преобладание воображения.
Список литературы:
1. Брунер Д. Психология познания. М. 1977.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией
В. В. Давыдова М. 1991.
3. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н., Теория и практика обучения иностранным языкам. М. 2004.
4. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М. 1985.
5. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. 1997.
6. Логинова Л. И., Как помочь ребенку заговорить по-английски. М. 2002.
7. Обучение иностранному языку дошкольников/ обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990. С. 38 – 42.
8. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. Л. 1964.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. 1989
10. Соболева М. В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования / Вопр. Психол. 1995 №4.