Инна Мельник
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты».
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить —
овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят.
Речь детей становится более выразительной, грамотной. При знакомстве с малыми фольклорными формами дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки, причем, в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от разгадывания загадок, рассказывания пословиц, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующую цель:
- развитие речи детей посредством устного народного творчества.
Для реализации намеченной цели, мною были определены следующие задачи:
- расширять, обогащать и активизировать словарь;
- формировать правильную разговорную речь;
- приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности;
- воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Теоретическая база опыта.
В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д. Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка как в целом, так и совершенствования связной речи.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К. Д. Ушинский.
А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.
Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.
Г. Н. Волков выделяет наиболее характерные особенности сказок: народность (сказки отражают жизнь народа, особенности его мировидения, а также культивируют их формирование у детей); оптимизм (сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом); увлекательность сюжета (сложность схемы событий, внешних столкновений и борьбы); образность (главный герой обычно отражает основные черты народного характера : отвагу, трудолюбие, остроумие и т. п.); забавность (тонкий и точный юмор); дидактизм (сказки всех народов поучительны и назидательны).
Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Моя работа по данному направлению строится на основе учебно методических пособий:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М, 1995.
- Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
- Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // дошкольное воспитание, - 1991. - №9.- с. 16-20.
- Жизнь и научно педагогическая деятельность Е. А. Флериной // Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.
-Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-метод. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс,2000.
-Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Свою работу по развитию речи детей дошкольного возраста строю на следующих принципах:
• Систематичности и последовательности (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе).
• Доступности (объём заданий соответствует возрасту детей).
• Наглядности (видеоматериалы, сюжетные картинки, рассматривание иллюстраций).
К методам и формам речевого воспитания относятся:
• Словесный метод: групповые беседы, разучивание произведений устного народного творчества
• Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, серий сюжетных картинок, схематичные картинки, условно-наглядные схемы.
• Практический метод: игра, упражнения, театрализованные игры, дидактические игры, совместное рисование, аппликация, художественный труд.
Для того, чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективное планирование, включающую в себя разнообразные формы работы с детьми.
К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организация пространства общения, не дисциплинарные формы.
В процессе работы в группе мною совместно с родителями был создан центр литературы. Различные виды кукольного театра: (настольный, пальчиковый, на фланелеграфе). При помощи театральных атрибутов дети имеют возможность разыгрывать знакомые, небольшие по содержанию, сказки.
Если в младшей группе дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, в средней группе использовать игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, то уже в старшей и подготовительной группах возможна самостоятельная деятельность использования всех видов фольклора.
При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителя, тем больше успехов у ребенка.
Были проведены консультации для родителей: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей», «Роль родителей в развитии речи ребёнка», «Театрализованная деятельность в детском саду».
Анализ результативности.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.
Дети с большим удовольствием откликаются на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- у детей увеличился словарный запас;
- повысилась общая звуковая культура речи;
- улучшилась связная речь.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Анализ результатов моей работы до и после ее завершения свидетельствует об эффективности выбранного мной комплекса методов и приемов.
Я убеждена, что, если организовать систематическую работу с дошкольниками, различные формы фольклора станут доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдало.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Основная проблема, которая встает перед нами – это то, что дети не знают культуры своего народа, не знакомы с устным творчеством. Все это заключается в том, что дети испытывают "дефицит общения", задерживается возрастное развитие речи, дети не могут поддержать беседу, не могут дать ответ на некоторые вопросы. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в помощи по развитию речи, обогащению словарного запаса.
Анкетирование родителей детей, которые посещают нашу группу, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как приобщить детей к народной культуре, как познакомить детей с фольклорными жанрами.