Марина Бесаева Юрьевна
Влияние танцевальных движений на речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без
исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися,
умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело детям нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.
На занятиях по хореографии использую такой эффективный метод преодоления
речевых нарушений, как ритмическая гимнастика.
Почему ритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён
года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с
самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в
доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Ритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и
движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с
преобладанием одного из них.
Цель танцевального воздействия – преодоление речевого нарушения путём
развития, воспитания и коррекции у детей в сочетании с движением и музыкой и в
конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между
ребёнком и окружающим миром. Формируя и развивая у детей двигательные
способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для
воспитания речи, устранения речевых нарушений.
Основными задачами ритмического воздействия являются:
• развитие пространственной организации движений;
• развитие мимики, пантомимики;
• воспитание выразительности и грации движений;
• формирование, развитие и коррекция слуха-зрительно-двигательной координации;
• развитие чувства ритма;
• воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать
всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное,
слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и
чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта,
побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают
разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.
Как известно, отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются,
требуется специально организованная систематическая работа. Безусловно, лучшим
способом организации работы является сотрудничество.
В нашем детском саду работа по ритмике ведется комплексно творческой группой
педагогов (учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф) и родителями.
Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои
действия: планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач.
У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие
и воспитание ребёнка.
Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение, рекомендует
музыкально-дидактические игры, песни, хореограф предлагает упражнения, танцы,
участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу,
разучивают стихи и движения, оказывают помощь в проведении занятия.
На хореографических занятиях, дети делают различные упражнения:
• ходьба и маршировка в различных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• упражнения, активизирующие внимание;
• речевые упражнения с музыкальным сопровождением
• ритмические упражнения;
• игровая деятельность;
В структуру занятия не всегда включаются все перечисленные элементы.
Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с характером
индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Большое значение на хореографических занятиях имеет музыка. Дети выполняют
движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей
стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения.
Амплитуда и темп движения согласовывается с динамикой звучания музыки.
Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё
вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание песен с движениями,
должно проходить без лишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
На Занятиях по хореографии обязательно присутствуют игры и танцы.
Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть
построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение
друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Это различные
танцы, поставленные к праздникам такие как: «хоровод с листочками», «Звездный
дождь», «Танец утят», «Паровозики», «Веселая полька».
Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию
доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитываем то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
На занятиях по хореографии связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысли и фантазию.
Ещё один плюс занятий по танцам, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, дети с каждым
последующим занятием увереннее двигаются, правильно держат осанку. Также для более успешного проведения занятий выполняем психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению движений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, Внимательное отношение к каждому ребёнку – это залог успешной работы.
В результате использования ритмики на занятиях по хореографии к концу
учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.
Регулярные занятия танцами способствуют активности и раскрепощённой детей,
формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
2. Танец по кругу (3мин)
Дети стоят в круге и выполняют движения под пение педагога.
Мы сейчас пойдем направо
Дружно – раз, два, три!
А потом пойдем налево
Дружно – раз, два, три!
В центре круга соберемся
Дружно – раз, два, три!
И на место мы вернемся
Дружно – раз, два, три!
Мы тихонечко присядем,
Дружно – раз, два, три!
И немножечко приляжем
(Дети складывают руки под щекой.)
Дружно – раз, два, три!
Мы поднимемся тихонько
Дружно – раз, два, три!
И попрыгаем легонько
Дружно – раз, два, три!
Пусть попляшут наши ножки
(Дети притопывают ногами.)
Дружно – раз, два, три!
И похлопают ладошки
Дружно – раз, два, три!
Повернемся мы на право
(Кружатся в правую сторону.)
Дружно – раз, два, три!
Не начать ли все сначала
Дружно – раз, два, три!
(Дети снова берутся за руки.)