Марина Бесаева Юрьевна
Влияние танцевальных движений на речевое развитие детей
Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без
исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися,
умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело детям нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.
На занятиях по хореографии использую такой эффективный метод преодоления
речевых нарушений, как ритмическая гимнастика.
Почему ритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён
Публикация «Влияние танцевальных движений на речевое развитие детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с
самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в
доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Ритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и
движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с
преобладанием одного из них.
Цель танцевального воздействия – преодоление речевого нарушения путём
развития, воспитания и коррекции у детей в сочетании с движением и музыкой и в
конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между
ребёнком и окружающим миром. Формируя и развивая у детей двигательные
способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для
воспитания речи, устранения речевых нарушений.
Основными задачами ритмического воздействия являются:
• развитие пространственной организации движений;
• развитие мимики, пантомимики;
• воспитание выразительности и грации движений;
• формирование, развитие и коррекция слуха-зрительно-двигательной координации;
• развитие чувства ритма;
• воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать
всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное,
слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и
чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта,
побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают
разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.
Как известно, отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются,
требуется специально организованная систематическая работа. Безусловно, лучшим
способом организации работы является сотрудничество.
В нашем детском саду работа по ритмике ведется комплексно творческой группой
педагогов (учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф) и родителями.
Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои
действия: планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач.
У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие
и воспитание ребёнка.
Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение, рекомендует
музыкально-дидактические игры, песни, хореограф предлагает упражнения, танцы,
участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу,
разучивают стихи и движения, оказывают помощь в проведении занятия.
На хореографических занятиях, дети делают различные упражнения:
• ходьба и маршировка в различных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• упражнения, активизирующие внимание;
• речевые упражнения с музыкальным сопровождением
• ритмические упражнения;
• игровая деятельность;
В структуру занятия не всегда включаются все перечисленные элементы.
Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с характером
индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Большое значение на хореографических занятиях имеет музыка. Дети выполняют
движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей
стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения.
Амплитуда и темп движения согласовывается с динамикой звучания музыки.
Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё
вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание песен с движениями,
должно проходить без лишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
На Занятиях по хореографии обязательно присутствуют игры и танцы.
Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть
построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение
друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Это различные
танцы, поставленные к праздникам такие как: «хоровод с листочками», «Звездный
дождь», «Танец утят», «Паровозики», «Веселая полька».
Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию
доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитываем то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
На занятиях по хореографии связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысли и фантазию.
Ещё один плюс занятий по танцам, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, дети с каждым
последующим занятием увереннее двигаются, правильно держат осанку. Также для более успешного проведения занятий выполняем психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению движений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, Внимательное отношение к каждому ребёнку – это залог успешной работы.
В результате использования ритмики на занятиях по хореографии к концу
учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.
Регулярные занятия танцами способствуют активности и раскрепощённой детей,
формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
2. Танец по кругу (3мин)
Дети стоят в круге и выполняют движения под пение педагога.
Мы сейчас пойдем направо
Дружно – раз, два, три!
А потом пойдем налево
Дружно – раз, два, три!
В центре круга соберемся
Дружно – раз, два, три!
И на место мы вернемся
Дружно – раз, два, три!
Мы тихонечко присядем,
Дружно – раз, два, три!
И немножечко приляжем
(Дети складывают руки под щекой.)
Дружно – раз, два, три!
Мы поднимемся тихонько
Дружно – раз, два, три!
И попрыгаем легонько
Дружно – раз, два, три!
Пусть попляшут наши ножки
(Дети притопывают ногами.)
Дружно – раз, два, три!
И похлопают ладошки
Дружно – раз, два, три!
Повернемся мы на право
(Кружатся в правую сторону.)
Дружно – раз, два, три!
Не начать ли все сначала
Дружно – раз, два, три!
(Дети снова берутся за руки.)