Анна Трошкина
«Весна пришла». Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Способствовать развитию интереса детей и родителей
к народному творчеству. Продолжать знакомить детей с историей народной куклы. Дать представление о кукле – обереге. Воспитывать интерес к ручному труду. Развивать умение детей работать с тканью.
Предварительная работа: беседы с детьми о народной кукле, чтение художественной литературы, посещение музея народной культуры, рассматривание образцов народной куклы, беседы с родителями о роли народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста.
Публикация «„Весна пришла“, Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Материалы и оборудование: грамзапись, сундучок, образцы кукол День и Ночь, кусочки ткани белого и синего цвета, нитки белого и синего цвета, вата, письмо Василисы.
Ход занятия.
Хозяйка. Заходите, гости дорогие! (Звучит р. н. музыка). Музыка звучит, приглашает нас на посиделки. А вы знаете, что такое посиделки?
Дети. В старину долгими зимними вечерами любили собираться у кого-нибудь в избе; пели песни, плясали, да за лучиной рукодельничали. Назывались такие вечера посиделками.
Хозяйка. Приглашайте ребятки мам, бабушек: сегодня у нас настоящие посиделки. Давным-давно было заведено на Руси; как только наступало время, открывали бабушки и мамы сундуки, доставали оттуда лоскуточки ткани и учили детей мастерить игрушки, приучали их к рукоделию. А кто из вас знает, какая игрушка появилась одной из первых.
Дети (родители).-Кукла.
Хозяйка. Вы правы. Кукла во все времена была одной из любимых игрушек. Всюду, где селился и жил человек, от суровых северных просторов до безводной пустыни, кукла была самой любимой игрушкой детей. Я объявляю «Конкурс Знатоков». Приглашаю желающих принять участие. Необходимо две команды. Команда, ответившая правильно на вопрос, получает 2балла. За неполный ответ-1балл. За дополнительный ответ 1балл. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов.
1-Кто создал куклу?
(Человек).
2-Как вы думаете, из чего на Руси делали куклы?
(Кукол делали из дерева, соломы, глины, ткани.)
3-Каких кукол вы знаете? Называйте только народных кукол
(Соломенная кукла - Постригушка, кукла – Полешек, Матрешка, глиняные: дымковские, филимоновские, каргопольские, старооскольские игрушки; кукла – Закрутка).
4–Для чего нужны были куклы?
(Кукла украшала жилище, ею играли дети, ее дарили).
Подведение итогов игры.
Хозяйка. А вы знаете, что люди считали, что куклы обладают волшебной силой и могут защищать человека от зла, болезней и несчастий?
Многие куклы бережно хранились в семье, их передавали по наследству от матери – дочери, считая, что кукла оберегает всю семью. Такие куклы назывались оберегами. Делали их из кусочков ткани и ниток. Считалось, что при изготовлении таких кукол, нельзя использовать колющие предметы. Сегодня мы вместе с мамами сделаем кукол – оберегов.
Сейчас я достану из чудесного сундучка куколку. Да здесь не одна, а две куколки. (Все рассматривают кукол). Они одинаковые? (Дети сравнивают две куклы). Правильно, они похожи друг на друга, но отличаются по цвету. Одна светлая, как день, и зовут ее – День. А вторая темная, как ночь, и зовут ее – Ночь. А почему они связаны ниточкой?
Дети (мамы). Потому что день и ночь неразлучны. День сменяет ночь. А на смену ночи приходит день.
Хозяйка. В старину люди верили, что куклы День и Ночь с помощью своей магической силы оберегают тех, кто живет в дому от всех напастей: болезней, горя, зла. Поэтому их считали оберегами, и выбирали в доме для них место.
Этих кукол легко сделать своими руками. Мамы принесли с собой по два кусочка ткани, нитки и вату. Сейчас, ребята, вы попробуете вместе с мамами сделать куклу День.
1. Квадрат белой ткани сложим пополам, соединив противоположные уголки так, чтобы получился треугольник.
2. Теперь верхние уголки подвернули внутрь, и отделили рукав от кисти нитью, обмотав нитью и завязав узлом.
3. Между ручками заложите ватный шарик-это голова. Отделите голову белой ниткой, как отделяли рукав.
4. Завязываем поясок, он оберегает саму куклу, как и человека от злых сил.
5. Голову куклы украсим повязкой из белой нитки. Кукла готова.
6. Вторую куклу-Ночь вы сделаете из синей ткани с помощью синей нити.
7. А сейчас сделайте шнурок, для этого закрутите белую нить. Теперь закрутите синюю нить. Соедините их, шнурок готов. Этим шнурком вы соедините День и Ночь.
Куклам лиц не рисовали, чтобы злые силы в них не вселились. Ребята, а для чего мы сделали этих кукол?
Дети. Чтобы они от зла оберегали.
Хозяйка. Ребята, теперь вы всем можете рассказать, что такие куклы назывались….
Дети. Обереги.
Хозяйка. Придя домой, вы вместе с мамами выберете для своих оберегов место. И не забудьте, утром вперед выставляйте белую куклу, а вечером – темную. Каждая на посту должна стоять в свое время.
Я вам помогла сделать для вашей семьи обереги?.
Дети. Помогла.
Хозяйка. Теперь мне нужна ваша помощь. Мне от Василисушки письмо пришло, но почтальон попал под дождь, и некоторые слова я не смогла прочесть. (Проводится игра
«Подбери слово».)
Мне двух кукол подарили,
Силой доброй….наградили.
Чтобы дом наш ….берегли,
От беды его….спасли.
Светлую, мы Днем….назвали,
Ночкой темную…. прозвали.
День хранит очаг до….тьмы,
Ночь оберегает ….сны.
Спасибо вам, ребята, спасибо мамам, с вашей помощью удалось прочесть пропавшие слова. Да здесь продолжение письма. Ну-ка, ну-ка, о чем еще Василисушка пишет?
«Знаю, в вашей группе дети и их родители интересные сказки придумывают. Может они и о волшебной силе кукол День и Ночь сказки напишут для моей «Книги сказок»?
Поможем Василисе?
Давайте сделаем так, вы дома всей семьей напишите сказку, нарисуйте иллюстрации. И отправим ваши сказки Василисе.