Лучший педагог года

Занятие по развитию речи в старшей группе «Пришла весна, весна красна»

Мария Быкова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Пришла весна, весна красна»
▼ Скачать
+ Заказать документы

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема : «Пришла весна, весна красна»

Программное содержание: учить детей составлять сказку на предложенную тему, закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи; продолжать упражнять в звукопроизношении. Формировать умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, закреплять уже известные способы словообразования. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками, пословицами и поговорками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Пришла весна, весна красна“» размещена в разделах

Материал к занятию : письмо, клубок ниток, иллюстрации о весне, заготовка солнышка из картона, прищепки, звукозапись «голоса птиц», иллюстрации с изображением птиц, счетные палочки, ширма, веточки, тазик с водой, 2 стакана, молоточек, игрушки – лесовичок и медвежонок, блюдце с яблоком; 2 мешочка: в одном набухшие почки, в другом земля, бочонок меда, ложечки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там!

Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.

Воспитатель: Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдоль тропинка зовет.

Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этой тропинке.

В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Но пройти ее придется

Нам, ребятушки, с клубком!

Звучит музыка. Воспитатель берет клубок и с детьми проходит по «тропинке» в зал, сматывая его попутно руками.

Воспитатель: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.

Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то

перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т. п.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешены иллюст-

рации о весне). А кто знает стихотворение о лесе?

Ребенок: Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Воспитатель: В какой лес мы с вами пришли?

Дети: Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.

Воспитатель: Вот как много слов мы подобрали. Какое время года изображено на картинках?

Дети: Весна!

Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

Воспитатель: Вот и к нам пришла весна. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег».

Дети: снеговик, снежок, снежинка, снежная, подснежник.

Воспитатель: А сейчас найдите родственников к слову «весна».

Дети: весняночка, веснушка, весенние.

Воспитатель: О чем можно сказать «весенний»? (дети – «день, сад, ручей, цветок, дождь»). «Весеннее»? (дети – «облако, настроение, солнце, небо, утро») «Весенняя»? (дети – «вода, лужа, капель, проталина, река»).

Воспитатель: А какие вы знаете пословицы и поговорки о весне?

Дети: Весна красна цветами, а осень пирогами.

На весну надейся, а дрова припасай.

Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А как можно ласково назвать солнце? (солнышко). А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков, прикрепляя лучик мы будем давать слову «солнце» определения. Какое оно? (дети – «весеннее, теплое, красивое, ласковое, доброе, ранее, горячее, желтое, круглое» ит. д.)

Дети добавляют лучики-прищепки к заготовке из картона.

Звучит звукозапись «голоса птиц».

Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач. А кто знает стихотворение

об этой птице?

Ребенок: Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Воспитатель: Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну» или «Грач в воздухе – весна на улице»? (дети отвечают). Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. А какие пословицы вы знаете о весенних птицах?

Дети: Жаворонки прилетите – весну красну принесите.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

Воспитатель: Отгадайте загадку: На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его…. (Скворец)

Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») Значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы можете увидеть? (дети – «подснежник»)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».

Вырос цветок на весенней полянке,

Нежную голову робко поднял.

Ветер подул – он качнулся неловко,

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо

Вперед и назад, налево, направо.

Воспитатель: А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.

Дети: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно отгадали.

За ширмой появляется кукла – Лесовичок.

Лесовичок: Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер раз-

жигать?

Воспитатель: Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!

Лесовичок: Да, а вы добрые ребята?

Дети: Да!

Лесовичок: Тогда помогите мне, пожалуйста! Хочу я весне сказку подарить, да сочинять не умею.

Воспитатель: Поможем лесовичку весеннюю сказку сочинить? (Да). А помощником нам будет блюдце волшебное.

Ой, весна моя, ты весняночка.

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей приходи,

Солнцем, светом озари.

В нашу сказку ты войди.

Ты, яблочко волшебное, катись!

Наша сказка расскажись! Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеек, трава, дерево, звери.

Дети с воспитателем сочиняют весеннюю сказку.

Лесовичок: Вот спасибо вам ребята, за волшебную сказку для весны в подарок. А теперь, мне пора прощаться. А вы погуляйте по моему лесу, здесь много еще интересного.

Воспитатель: (натыкается на «снежный» холмик) А что это такое?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.

Воспитатель и дети: Весна! Весна!

Приди, красна,

С ясным солнышком,

Колоколнышком,

Принеси урожай

В наш родимый край.

Закличка сопровождается ритмическими движениями.

Воспитатель: Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.

Воспитатель достает 2 мешочка и бочонок. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.

Воспитатель: В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы

посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?

Дети: Сладкое! Мягкое! Это мед!

Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой.

Дети делают ритмическую гимнастику и возвращаются в группу.

Воспитатель и дети: Улыбаются все люди

Весна, весна, весна!

(Идут по кругу)

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна!

(Поднимают руки над головой

и ритмично хлопают в ладоши)

По лугу, лесу и полянке

(Ритмично шагают на месте)

Идет, идет, идет!

На солнышке скорей погреться

(Взмахивают обеими руками к себе)

Зовет, зовет, зовет!

И в ручейке лесном задорно

(Ритмично щелкают пальцами)

Звенит, звенит, звенит!

По камушкам в реке широкой

(Потирают ладони)

Журчит, журчит, журчит!

Разносит запахи повсюду

(Делают из пальцев «бутон»)

Цветов, цветов, цветов!

И все живое сразу слышит

(Прикладывают руку к уху)

Весенний звон!

(Хлопают в ладоши).

Воспитатель: Сегодня мы побывали не только в волшебном весеннем лесу, но и в чудесном мире русского языка.

Публикации по теме:

«Весна». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) Тема: «Весна». (20-24 апреля 2015 года). 33 неделя. Пояснение. здесь 1-32 недели ПЛАНЫ Коммуникация. «Весна идет…» Программное.

Проект «Весна идет, весне дорогу» Тема проекта: весна идет, весне дорогу. Цель проекта: систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи проекта: –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в старшей группе «Пришла весна, весна красна»
Опубликовано: 28 января 2015 в 19:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе «Пришла весна, весна красна»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Быкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД