Мария Быкова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Пришла весна, весна красна»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Занятие по развитию речи в старшей группе
Тема : «Пришла весна, весна красна»
Программное содержание: учить детей составлять сказку на предложенную тему, закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи; продолжать упражнять в звукопроизношении. Формировать умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, закреплять уже известные способы словообразования. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками, пословицами и поговорками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Пришла весна, весна красна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Материал к занятию : письмо, клубок ниток, иллюстрации о весне, заготовка солнышка из картона, прищепки, звукозапись «голоса птиц», иллюстрации с изображением птиц, счетные палочки, ширма, веточки, тазик с водой, 2 стакана, молоточек, игрушки – лесовичок и медвежонок, блюдце с яблоком; 2 мешочка: в одном набухшие почки, в другом земля, бочонок меда, ложечки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там!
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.
Воспитатель: Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдоль тропинка зовет.
Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этой тропинке.
В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется
Нам, ребятушки, с клубком!
Звучит музыка. Воспитатель берет клубок и с детьми проходит по «тропинке» в зал, сматывая его попутно руками.
Воспитатель: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то
перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т. п.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешены иллюст-
рации о весне). А кто знает стихотворение о лесе?
Ребенок: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Воспитатель: В какой лес мы с вами пришли?
Дети: Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель: Вот как много слов мы подобрали. Какое время года изображено на картинках?
Дети: Весна!
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Воспитатель: Вот и к нам пришла весна. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег».
Дети: снеговик, снежок, снежинка, снежная, подснежник.
Воспитатель: А сейчас найдите родственников к слову «весна».
Дети: весняночка, веснушка, весенние.
Воспитатель: О чем можно сказать «весенний»? (дети – «день, сад, ручей, цветок, дождь»). «Весеннее»? (дети – «облако, настроение, солнце, небо, утро») «Весенняя»? (дети – «вода, лужа, капель, проталина, река»).
Воспитатель: А какие вы знаете пословицы и поговорки о весне?
Дети: Весна красна цветами, а осень пирогами.
На весну надейся, а дрова припасай.
Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А как можно ласково назвать солнце? (солнышко). А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков, прикрепляя лучик мы будем давать слову «солнце» определения. Какое оно? (дети – «весеннее, теплое, красивое, ласковое, доброе, ранее, горячее, желтое, круглое» ит. д.)
Дети добавляют лучики-прищепки к заготовке из картона.
Звучит звукозапись «голоса птиц».
Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач. А кто знает стихотворение
об этой птице?
Ребенок: Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Воспитатель: Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну» или «Грач в воздухе – весна на улице»? (дети отвечают). Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. А какие пословицы вы знаете о весенних птицах?
Дети: Жаворонки прилетите – весну красну принесите.
Ласточка весну начинает, а соловей кончает.
Воспитатель: Отгадайте загадку: На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…. (Скворец)
Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») Значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы можете увидеть? (дети – «подснежник»)
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».
Вырос цветок на весенней полянке,
Нежную голову робко поднял.
Ветер подул – он качнулся неловко,
Он испугался, затрепетал.
Ветер бутоны качает упрямо
Вперед и назад, налево, направо.
Воспитатель: А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Дети: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно отгадали.
За ширмой появляется кукла – Лесовичок.
Лесовичок: Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер раз-
жигать?
Воспитатель: Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!
Лесовичок: Да, а вы добрые ребята?
Дети: Да!
Лесовичок: Тогда помогите мне, пожалуйста! Хочу я весне сказку подарить, да сочинять не умею.
Воспитатель: Поможем лесовичку весеннюю сказку сочинить? (Да). А помощником нам будет блюдце волшебное.
Ой, весна моя, ты весняночка.
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка расскажись! Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеек, трава, дерево, звери.
Дети с воспитателем сочиняют весеннюю сказку.
Лесовичок: Вот спасибо вам ребята, за волшебную сказку для весны в подарок. А теперь, мне пора прощаться. А вы погуляйте по моему лесу, здесь много еще интересного.
Воспитатель: (натыкается на «снежный» холмик) А что это такое?
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.
Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.
Воспитатель и дети: Весна! Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.
Закличка сопровождается ритмическими движениями.
Воспитатель: Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.
Воспитатель достает 2 мешочка и бочонок. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.
Воспитатель: В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы
посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?
Дети: Сладкое! Мягкое! Это мед!
Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой.
Дети делают ритмическую гимнастику и возвращаются в группу.
Воспитатель и дети: Улыбаются все люди
Весна, весна, весна!
(Идут по кругу)
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна!
(Поднимают руки над головой
и ритмично хлопают в ладоши)
По лугу, лесу и полянке
(Ритмично шагают на месте)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться
(Взмахивают обеими руками к себе)
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорно
(Ритмично щелкают пальцами)
Звенит, звенит, звенит!
По камушкам в реке широкой
(Потирают ладони)
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи повсюду
(Делают из пальцев «бутон»)
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит
(Прикладывают руку к уху)
Весенний звон!
(Хлопают в ладоши).
Воспитатель: Сегодня мы побывали не только в волшебном весеннем лесу, но и в чудесном мире русского языка.