Анастасия Никоненко
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Огород на окне «В огородном царстве, в овощном государстве»
▼ Скачать +Заказ
Познавательно – исследовательский проект в старшей группе огород на окне «В огородном царстве, в овощном государстве».
Информация о проекте. Содержание
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Огород на окне „В огородном царстве, в овощном государстве“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема: дети старшей группы в недостаточной степени имею представление о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста. Их интерес познавательно – исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому мы поставили цель дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян. Расширить знания и представление детей о полезных свойствах овощей (огурец, лук, лист салата) их строении и условиях, необходимых для роста.
Авторы: воспитатели старшей группы
Участники: дети, родители, воспитатели
Тип: познавательно-исследовательский, долгосрочный (с 28.03-29.04)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, исследовательская, творческая, игровая
Актуальность: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это интересно и увлекательно. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
Цель: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений и цветов.
Задача проекта:
1. Расширить знания детей о культурных растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (редиска, лук, цветы).
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
7. Развивать познавательные и творческие способности.
8. Закрепить знания об овощах, о пользе растений.
9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Формы работы с детьми.
Словесные: беседы, ЧХЛ, диалог, рассказ, заучивание загадок, пословиц и поговорок.
Наглядные: демонстрация карточек, рисунков, плакатов, схем.
Практические: дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
Трудовая деятельность: на клумбах и грядках.
Краткое содержание проекта
1 этап. Подготовительный
Сбор информации, материалов по теме совместно с родителями и детьми. Подбор художественной литературы: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы об овощах. Составление плана мероприятий по организации деятельности воспитателей, родителей, детей. Подбор и приобретение семян, посадочного материала, ёмкостей и инструментов для работы и ухода за растениями.
2 этап. Мотивационный
Продолжать обучать детей ухаживать за растениями и познакомить с условиями их содержания, обучать подмечать красоту растительного мира, а также формировать знания о росте растений в комнатных условиях, на огороде в природе.
3 этап. Деятельностный
1. Подготовка и проведение опытов, бесед.
2. Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек. (беседа с детьми).
3. Подготовка и чтение художественной литературы об овощах: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.
4. Подготовка и показ иллюстраций, картин на овощную тематику.
5. Подготовка и проведение НОД, дидактических игр, подвижных игр.
6. В процессе исследований дети: наблюдали за ростом овощных культур, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек провели посев семян (огурец, салат) и посадку лука (вода, земля); познакомились с художественной литературой об овощах: пословицы, поговорки, стихи, сказки, загадки; рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику; принимали участие в занятиях, дидактических играх, беседах; узнали о многообразии семян одного вида; посмотрели мультфильм «Чиполлино» совместно с родителями дома; создавали мини-огорода на подоконнике.
4 этап. Заключительный
Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
5 этап. Продукт
Огород на окне «В огородном царстве, в овощном государстве» и высадка окрепшей рассады в грядки на общем огороде.
Приложение №1
Карта-схема реализации проекта (дата, тема, содержание, взаимодействие с родителями)
1 неделя (28 марта – 1 апреля)
Беседа «Что такое огород и что на нём растёт».
Дидактические игры: «Что растёт на огороде»,
«Собери из частей целое»
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов
Рассматривание цветочных семян через лупу
Экспериментальная деятельность опыты: «Посадка семян в почву», полив
Чтение худ. литературы: С. В. Михалков «Овощи»
Настольные игры «Разрезные картинки»,
Чтение худ. литературы: В. Коркин «Что растёт у нас на грядке»
Пальчиковые игры «У Лариски две редиски» Беседа с родителями об идее проекта, их вовлечение в реализацию.
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
2 неделя 4-8 апреля
Беседа: «Солнце и растения»
Заполнение дневника наблюдений
Дидактические игры: «Вершки и корешки»
Подвижная игра «Сортируем овощи»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин семян»
Пальчиковые игры «Мы капусту рубим»
Рисование «Овощи и фрукты»
Составление сказок о луке «Как лучок появился на грядке» Консультация с родителями «Трудовое воспитание ребенка в семье».
3 неделя 11-15 апреля
Беседа: «Земля – какая она?
Заполнение дневника наблюдений
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом», «Подбери пару»
Чтение худ. литературы: И. Токмакова «Купите лук» Рисование «Наш лучок»
Разучивание пословиц, поговорок, потешек, песен, загадок об огороде, овощах и фруктах
Подвижная игра «Собери урожай»
Пальчиковые игры «В огороде много грядок» Рекомендации родителям «Труд детей на даче».
Рекомендации к просмотру мультфильма «Чиполино» совместно с родителями дома.
4 неделя 18-22 апреля
Заполнение дневника наблюдений
Беседы «Инвентарь для работы на огороде»
Рисование «Наши растения»
Трудовая деятельность: «Полив и уход за растениями»
Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (пропали все овощи, не светило солнце, не было семян и т. д.)
Домашнее задание – с детьми вырастить зелёный лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ, как ухаживали за луком.
5 неделя 25-29 апреля
Подведение итогов реализации проекта.
Оформление «Огород на окне», «Огород на участке», высадка окрепшей рассады в грядки на общем огороде.
Трудовая деятельность: «Полив и уход за растениями»
Беседа с родителями о пересадке овощей, цветов на участок; познакомить с результатами проекта – фотоотчёт.