Людмила Сеничева
Конспект СОД «В мире удивительных открытий» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«В мире удивительных открытий»
Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность, творческое мышление, фантазию, воображение.
Задачи:
• создавать эмоционально-положительное настроение к процессу деятельности и ее результату;
Публикация «Конспект СОД „В мире удивительных открытий“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• формировать представления детей о том, что волшебные сказочные предметы вошли в современную жизнь человека в виде современной техники, благодаря открытиям, фантазии, творчества многих людей;
• воспитывать у детей желание фантазировать, находить нестандартные пути решения любой задачи.
• воспитывать культуру речи у детей, умение внимательно слушать высказывания своих товарищей;
• развивать умение работать в коллективе;
• способствовать развитию интереса к проблемной ситуации;
• развивать социально-значимые качества: доброжелательность, сопереживание, желание прийти на помощь.
• обогащать и активизировать словарный запас детей;
• способствовать развитию физических качеств, координации движений, формировать потребность в двигательной активности;
• воспитывать интерес к художественному слову, любовь к сказкам, словотворчеству.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки авторские, народные); проектная деятельность «Вторая жизнь ненужных вещей», «Детские изобретения»; экспериментирование «Как услышать воздух?», «Как увидеть воздух?»; отгадывание загадок на сказочную тематику; дидактические и развивающие игры «Хитрые вопросы», «Умники и умницы», «В мире сказок»; театрализованные игры «Угадай, кто я», «Расскажи стихи руками».
Формы организации детей: игровая, наглядная, коммуникативная, продуктивная, словесная, практическая.
Материал к совместной деятельности: сказочные герои (воспитатели в костюме Бабы Яги и ученого, чемодан с волшебными предметами, ковер-самолет, панно с набором веревочек, карточек с буквами и кармашками, мультимедийный проектор, мимио установка, интерактивная доска, мягкие модули, карточки с буквами и цифрами, листы бумаги с надписями, нанесенными воском, акварельные краски, демонстрационные картинки.
Содержание организованной (совместной) деятельности
Сообщение темы занятия. (Сюрпризный момент). Мотивация деятельности.
Постановка цели.
Здравствуйте, друзья, меня зовут профессор Всезнайкин. Я хочу пригласить вас в свою научную лабораторию, где я провожу различные эксперименты и опыты.
Вам нравится экспериментировать?
Вы знаете, друзья, я сегодня получил письмо от ребят одного детского сада, они спрашивают меня, есть ли волшебство вокруг нас.
Как вы думаете, в обычной жизни волшебство есть?
Как вы считаете, где можно встретиться с волшебством?
Давайте сегодня все вместе попытаемся выяснить, есть ли чудеса и волшебство рядом с нами, но для этого нужно иметь хорошее настроение и умение работать дружно. Сейчас мы все вместе выполним упражнение «Хорошее настроение».
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, не ленитесь.
Слева друг и справа друг, очень дружный, общий круг.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты,
С теплоты и доброты.
Согревают нас улыбки
И сбываются мечты.
Молодцы, друзья, проходите, пожалуйста, ко мне и присаживайтесь.
Совместная работа по нахождению способов деятельности.
(Из-за занавеса слышится какой-то шум, появляется Баба-Яга, в руках у нее чемодан и ковер-самолет).
Здравствуйте, а куда это я попала?
Летела к родственнику своему Кощею на ковре-самолете, а то ступа моя прохудилась, да видно, промахнулась с остановкой.
А что это вы тут делаете?
Ученый: мы с ребятами хотим выяснить есть ли чудеса и волшебство в обычной жизни.
Баба-Яга: ну, конечно же, нет, они только в сказках моих живут.
Ученый: вот и ребята так думают. А давайте попробуем вместе в этом разобраться.
Баба-Яга: согласна, но я чур первая. Отгадайте-ка мои загадки про волшебные предметы.
Игра «Волшебные помощники».
На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полет
Разноцветный (ковер-самолет).
Б-Я: Молодцы, верно. Вот это чудо.
У: ребята, а разве в нашей жизни нет такого чуда? А как они появились?
Да, сначала это было только чудом из сказки, но человек мечтал о полетах в небо. Первые попытки создать летательный аппарат были сделаны много веков назад, но первый полет был осуществлен только в прошлом веке. Ученые до сих пор не могут решить, кто же первый изобрел самолет, это еще раз доказывает мысль, что многие люди трудились над этим.
Б-Я: ой, как интересно. Я тоже хочу посмотреть на эту чудо-машину.
У: ребята, давайте покажем бабушке самолет, сами его сконструируем из мягких модулей. Для этого разделимся на две команды. У меня есть карточки с цифрами и буквами. Вы сейчас возьмете их, посмотрите, что изображено на карточке. Команда «Цифры» выстраивается справа в ряд в порядке возрастания чисел, а команда «Буква» составляет слово БУКВА и встает напротив - слева.
По команде вы начинаете конструировать свои самолеты из мягких модулей.
Б-Я: молодцы удивили бабушку, но не убедили, что у вас тоже есть чудеса. Мой ковер чудеснее, возвращайтесь-ка обратно, присаживайтесь. Вот вам следующая загадка:
В старых сказках он, как компас!
С ним никто не пропадет,
Бросишь сразу на тропинку
И беги за ним вперед.
У: ребята, а вы знаете, что такое компас? (Если многие не знают значение слова, его надо уточнить)
Правильно, вот он мой клубочек волшебный. Сейчас он покатится по ковру, но помочь ему должны вы. Коврик мой клетчатый, как тетрадь ваша, мне надо, чтобы клубочек помог мне найти вещь одну волшебную. Поможете?
Игра «Волшебный клубочек»
Две клеточки вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо ит. д.
Динамическая пауза «Покажи цифру и букву»
Б-Я: Ой, молодцы, ну убедились, что волшебство только в сказках.
У: нет, бабушка, мы сейчас у ребят узнаем, может в нашей жизни тоже есть такой же волшебный клубочек. Ребята, что помогает человеку найти необходимую дорогу? Правильно, а кто его изобрел? Первый ручной "навигатор" был изготовлен в Великобритании в 1920 году. Внешне он напоминал ручные часы, и состоял из бумажной карты и двух деревянных рукояток, которые необходимо было прокручивать вручную. В комплекте шла коробочка с картами. А сейчас навигатор многие из вас видели, выглядит он так. (Показывает картинки с изображением навигатора). Вот так, бабушка.
Б-Я: ну, что же почти убедили, вот только в сказках все троекратно повторяется, знаете об этом, дети? У меня в чемодане еще кое-что есть, отгадайте:
Ее нигде не купишь
И даже не сошьешь,
На голову наденешь,
Невидимым идешь!
Ну, где же взять такую
На добрые дела,
И чтобы по размеру
И цвету подошла!
Б-Я: правильно. Вот моя шапочка. (Бабушка достает из чемодана шляпу надевает на себя.) Ну, видите меня? А теперь? (Баба-Яга снимает шляпу и говорит, что перепутала и положила в чемодан не ту, а ее шапка-невидимка в избушке осталась.
Уч: а у нас, бабушка, действительно есть волшебная шляпа. Сейчас мы тебе ее покажем и проверим в действии вместе с ребятами. (Все проходят к интерактивной доске, на которой появляется слайд с изображением шляпы и математическими примерами). Наша шляпа может решать математические примеры. Мы опускаем пример в волшебную шляпу, а достаем ответ.
Б-Я: убедили, действительно волшебная шляпа.
Уч: чтобы убедить тебя в том, что у нас тоже есть волшебство, мы тебе с ребятами покажем один эксперимент.
Уч: ребята, перед вами листы бумаги, чтобы на них появились надписи, нужно сейчас закрасить аккуратно их акварельными красками. Вы увидите, что на них написано. Как же это чудо получилось?
Просто надписи на листах сделаны обычной свечкой, а сделана она из воска, воск отталкивает воду, когда мы закрасили лист акварельными красками, то закрасился лист без надписи, и она проявилась. Разве это не чудо и волшебство? Ребята, подумайте, может быть в нашей жизни еще есть вещи-невидимки?
Оказывается, такие чернила придумали давно.
Невидимые чернила — это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определенных условиях (нагрев, освещение, химический проявитель и т. д.). Разве это не чудо? Баба-Яга, ты согласна, а вы, ребята?
А кто же, по-вашему мнению, их совершает и как?
Б-Я: убедили вы меня, дети, что чудеса есть не только у меня в сказках, но и у вас, да и много их. Я думаю, что вы мне сегодня еще не все показали и рассказали.
Уч: конечно, это только маленькая часть, а наши ребята очень талантливые, изобретательные, умные, так что ты, бабушка прилетай к нам еще, мы тебе покажем и расскажем много интересного. А когда ребята вырастут, то сами совершат много удивительных открытий. Правда, ребята?
Саморефлексия.
Уч: Баба-Яга, ребята, вам понравилось у меня в гостях?
Вы молодцы, помогли мне ответить на вопрос в письме, которое прислали мне дети.
А вы поверили теперь, что чудеса окружают нас в жизни? А вы ведь тоже можете быть настоящими волшебниками, нужно только очень верить в свои силы.
Что показалось необычным и интересным?
Что вызвало затруднения?
А что было очень легким для вас?
Вы все сегодня были молодцы. Но нам пора прощаться. До свидания, бабушка, до свидания, ребята. Я вас провожу, а вам на память о нашей встречи я дарю вам карточки, которые вы только что раскрасили и прочитали, то что на них написано. Такой эксперимент вы можете провести дома и помните, что удивительное рядом с нами. Надо только быть очень внимательными. А я с вами прощаюсь и пойду писать ответ на то, письмо, которое получил. Напишу, ребятам, что чудеса живут рядом с нами, надо только уметь их разглядеть. До свидания, друзья.