Елена Быстрова
Опыт работы по организации исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по организации исследовательской деятельности дошкольников
В нашем Центре детского творчества г. Брянска ежегодно проводится научно-практическая конференция «Мы - исследователи». В ней имеют возможность принять участие дети любых возрастов, увлеченные научными изысканиями. Благодаря этому мероприятию наши обучающиеся имеют возможность выполнить и заявить о своих небольших, но очень важных открытиях на любую интересующую их тему. Большое количество исследовательских работ выполняется в форме проектов и отличаются новизной, а также весьма актуальны.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Дошкольники объединения «Развивайка», педагогом которого я являюсь, несмотря на свой юный возраст тоже принимают активное участие в данной научно-практической конференции. Мы с детьми изучали возможность выращивания экзотических растений в условиях Брянской области, изучали особенности русской народной куклы, заглядывали в космос вместе с первыми его покорителями. А в прошлом учебном году исследовали условия зимовки обитателей парка имени А. С. Пушкина. Опытом организации этой работы мне и хотелось бы поделиться.
Началом нашей исследовательской работы в форме проекта стала тема плоскостной лепки «Белочка». Для более близкого знакомства с этим зверьком детям был показан небольшой видеосюжет, снятый мной в нашем парке. Ребята увидели, как белочка что-то активно ищет в опадающей листве. Многие ребята удивились присутствию лесного обитателя в центре города. Это их очень заинтересовало.
Заинтересованность детей передалась и их родителям. Семьи в выходные дни посещали парк имени А. С. Пушкина в надежде понаблюдать за белочкой. Многим, кто прогуливался в парке в первой половине дня, это удалось. Результатом этих наблюдений становились просмотры фотографий и видео на наших занятиях.
Стало понятно, что наблюдения требуют дальнейшего выхода. Родителям было предложено вместе с детьми принять участие в организации кормушек и их наполнении. Папы с сыновьями смогли похвалиться умением изготовления кормушек из различных материалов: дерево, фанера, пластиковые бутыли и пр. Мамы активно разыскивали информацию о корме для пушистых зверьков. Возникла даже небольшая дискуссия о возможности добавления в кормушки не только растительной пищи, но и мяса, ведь белка всеядна.
Следующим этапом стало создание презентации «Зимние обитатели брянских парков. Белка». Ее мы использовали для рассказа о нашей интересной работе обучающимся другой группы объединения «Развивайка». Чтобы проанализировать результативность нашего проекта, был составлен опросник, в котором детям необходимо было отметить подходящий корм для белок. Результаты этой работы также приведены в нашем проекте, с которым можно познакомиться ниже.
Успешность нашего проекта оценили не только при выступлении на научно-практической конференции «Мы - исследователи» в Центре детского творчества г. Брянска. Проект участвовал и стал призером муниципальных и региональных этапов таких серьезных конкурсов как «Юные исследователи – будущее науки» и «Юные экологи Брянщины».
В заключении хочу сказать, что подобное использование элементов проектной исследовательской деятельности позволило включить родителей в образовательный процесс дошкольника и помогло приучить будущего первоклассника к поиску информации в различных источниках и переосмыслению её. Кроме того, дети приобрели возможность получать информацию не только от старших, но и от сверстников. Это способствовало развитию речевых способностей и повышению социального статуса ребёнка в данной группе. Совместная деятельность детей и родителей привела к укреплению отношений в семье, её сплочению, возникновению общих интересов.
На мой взгляд, дошкольники, вовлечённые в работу над проектом, став учениками школы, продолжат вести исследовательскую деятельность и возможно примут участие в нашей конференции, но уже в более старшей возрастной категории.