Косьянова Елена
Конспект занятия «В гостях у русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у русской избы»
Цель: Формирование знаний и представлений у детей о быте, традициях русского народа.
Образовательные задачи:
-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
Публикация «Конспект занятия „В гостях у русской избы“» размещена в разделах
- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.
Развивающие задачи:
-развивать познавательные интересы, любознательность;
-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;.
Воспитательные задачи:
-воспитывать любовь и уважение к культурным традициям русского народа;
-воспитывать художественно-эстетический вкус, умение чувствовать и воспринимать красоту народного искусства
- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа : любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
Предварительная работа: посещение музея «Русская Изба», беседа с детьми на тему: «Русский народный быт», рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм», рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы», слушание народных мелодий, чтение стихотворений,загадок, пословиц,шуток-прибауток, чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины.
Словарная работа: какошник, кушак, косоворотка, коромысло, лапти, изба, прялка, самовар, русская печь, бревна.
Оборудование и материалы: самовар, прялка, русская печь, детская колыбелька, предметы быта русского народа, русская народная одежда, мультимидийное оборудование.
Методы и приемы:
Беседа с детьми.
Рассматривание иллюстраций, предметов быта, костюмов русского народа.
Чтение потешек, стихотворений, пословиц, поговорок.
Отгадывание загадок.
Пение колыбельной.
Русские народные подвижные игры «Пирог», «Бубен».
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте гости! Милости просим!
Что ж, присаживайтесь
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Сегодня на мне одет русский народный костюм, в такой одежде ходили давным-давно ваши пра-пра-прабабушки. Скажите ребята, отличается она от современной одежды ваших мам? Какую одежду носят ваши мамы (Ответы детей).
Воспитатель: И сегодня вы у меня в гостях. У меня есть чудесный сундучок, давайте посмотрим, что в нем лежит.
Посмотрите: сарафан, косоворотка, кушак, кокошник.
Воспитатель : Издавна русские люди живут в деревянных домах. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен, без единого гвоздя.
Такие дома называют избами. И все, в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.
Воспитатель : Вот перед нами детская колыбелька, её тоже сделали из дерева. Она расписана узорами. Ребята, почему детские колыбельки такие красивые?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, чтобы ребёнок радовался, видя вокруг себя яркое и красивое. А ещё детям пели колыбельные песни. Кто из вас знает колыбельные песни?
(Дети исполняют 2 – 3 песни).
Баю- баю, баиньки!
Спи, мой Ваня, маленький!
Баю - баюшки, баю!
Ваню своего люблю.
Ваня, глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
Завтра солнышко взойдёт,
Ванечка гулять пойдёт.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолоба, не скули,
Мою детку не буди.
Воспитатель: Какие замечательные, ласковые, добрые колыбельные вы знаете!
Воспитатель : Из обыкновенного полена могли вырезать вот такие шкатулки, в которых хранились мелкие предметы, украшения. (Дети рассматривают шкатулки). А теперь посмотрите вот на этот предмет старины. Кто знает что это?
- Это прялка. На ней долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу. У меня здесь еще много предметов старины из дерева, я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте.
Загадка:
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (расчёска)
Воспитатель : Правильно! А в старину этот предмет называли гребень. Он тоже
был деревянным.
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку.
Зимой много ест,
Летом много спит
Внутри огонь горит
Из трубы дым валит
Кашу варит, блины жарит. (Печь)
Воспитатель: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты, травы и одежду. Не зря в старину говорили «Печь нам - мать родная». Ребята, а в каких сказках встречается русская печка?
Дети: «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».
Воспитатель : А еще за печкой любит жить домовой. Зовут его Кузя. Кузя мой верный друг и помощник. Когда он рядом со мной, я со всякой работой справляюсь. Кузя всегда прячется за печкой, и очень редко показывается перед гостями. Но все же давайте проверим, нет ли за печкой домовенка. Может нам повезет, и мы с ним встретимся.
Воспитатель вместе с детьми заглядывает за печку.
Тут на печке начинает кто-то ворчать и шевелиться, Из-под лоскутного одеяла появляется голова домовенка Кузи. Он, ворча, слезает с печки.
Воспитатель : Ой, ребята, да это же Кузенька!
Воспитатель обращается к домовенку.
Воспитатель : Кузя, а мы с ребятами, как раз о тебе разговаривали. Ребята, давайте с Кузей поздороваемся! Дети здороваются с домовенком.
Кузя: (ворча) : Здравствуйте, здравствуйте. Расшумелись, разбудили меня.
Воспитатель : Кузенька, хороший ты наш, не сердись. Видишь, ребятишки к нам в гости пришли. Поиграть с тобой хотят. Да, ребята? (Ответы детей)
Кузя не отвечает, а поворачивается в другую сторону.
Воспитатель : Ребята, а давайте попросим Кузю самыми добрыми и вежливыми словами поиграть с нами.
Дети просят Кузю.
Кузя: Хорошо, хорошо уговорили. Я даже вам песенку спою.
Домовой за печкой жил,
С ребятами дружил,
Он Хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит,
А вообще он удалой,
Самый лучший в мире домовой.
Кузя: хотите со мной поиграть в подвижную игру, она называется «Веселый бубен», дети передают бубен из рук в руки, а Воспитатель произносит считалку :
Ты катись, весёлый бубен
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Дети загадывают загадку и игра повторяется еще несколько раз.
Кузя: Как весело играли, может еще поиграем? (ответ детей).
Игра: «Пирог».
Правила игры: играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится игрок, исполняющий роль «пирога» (на него накинут цветной платок). Все дружно начинают расхваливать «пирог». После этого играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и стянет платок с «пирога», тот и уводит его с собой в команду. На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды, и накидывает платок. Побеждает та команда, которая забрала к себе больше «пирогов».
Кузя: Ребята, мы с вами так весело играли, ой кто это там шумит, пойду посмотрю.
Воспитатель : Ребята у меня для вас еще одна загадка.
Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый. (.Хлеб.)
Воспитатель : А знаете ли вы, что главное на столе ХЛЕБ.
Выпекали его в русской печи и говорили про него так:
Хлеб - всему голова.
Худой обед, коли хлеба нет.
А хлеб ржаной - наш отец родной.
Воспитатель : Кроме хлеба на Руси выпекали пироги с начинкой, ватрушки, расстегаи, кулебяки. А с пирогами пили чай, а вот из чего отгадайте загадку:
Загадка:
Стоит толстячок, золоченый бочек
Шипит, кипит, всем чай пить велит. самовар)
Воспитатель: А вы знаете, что в старину чай пили только из самовара. Он был не электрический, а топился дровами.
Кузя: Ой, ребята, я не опоздал?
Воспитатель: Нет, Кузя, мы говорили о самоваре.
Кузя: А я как раз принес вам самовар и пирожки, присаживайтесь к столу и угощайтесь. Приятного вам аппетита.
Воспитатель: Спасибо Кузя за твое гостеприимство!
Присаживайтесь к столу и угощайтесь.