Ирина Красильщикова
Конспект НОД «Быт русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Быт русской избы"
Цель: формирование у дошкольников представления о русской избе, как традиционном жилище русского народа.
Задачи:
Обучающая - формировать представление о русской избе, русской печи, утвари (самовар, ухват, чугунок); рассказывать, из чего эти предметы сделаны, каково их назначение.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народный быт. Конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательная - воспитывать уважительное отношение к традиционной русской культуре, обычаям и традициям;
Развивающая - Развивать фантазию, мышление, внимание.
Ход НОД;
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
(Дом)
Вопрос к детям:
Как назывались дома в старину? (избами).
Воспитатель Раньше избы из дерева строили, и строил её хозяин на века, чтобы и дети и внуки в ней жить - не тужить могли.
Вопросы к детям:
- Скажите, пожалуйста, что вы видите в избе? (ответы детей).
- Для чего нужна печка? (предполагаемые ответы детей: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища).
Воспитатель: в каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
Воспитатель: в каждой избе было особое место, которое называлось «Красный угол».
Что же значит название Красный угол? (ответы детей).
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот так жили люди раньше!
Воспитатель: Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки.
Как выдумаете, для чего нужна прялка? (ответы детей).
Воспитатель: Прялка - предмет народного быта, на котором пряли нитки. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.
Девочек учили прясть с 6-8 лет. Прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, без чего еще не обойтись в избе русской? (ответы детей).
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это такое в избе висит? (ответы детей)
В крестьянских семьях всегда было много детей. Для самых крохотных малюток висела «кроватка - люлька», еще была «качка». Почему кроватка называлась «качка»? (в ней качали детей). Мамы для них пели колыбельные песни: «Баю – баю – баиньки
Куплю сыну валенки,
Надену на ножки,
Пущу по дорожке,
Будет мой сынок ходить,
Новы валенки носить».
Вот такие ласковые песенки пели мамы своим деткам, и звучали они плавно.
Воспитатель: ребятки, отгадайте-ка загадки и узнайте, какие ещё предметы быта были обязательными в русской избе!
Не бык, а бодает, не ест, а хватает,
Схватит, отдаёт, а сам в угол идёт.
Ведущий: Или вот такая загадка:
В хлеву у быка копна на рогах,
А хвост у хозяйки в руках.
(Ухват)
Воспитатель: им хозяйки ставили горшок или чугунок, вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была у неё в руках, а вот и хвост.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник …
(Самовар)
Правильно, самовар, то же всегда стоял на столе. Утром хозяйка вставала, топила печь, затапливала самовар. Ребята, а как вы думаете, почему я сказала, затапливала самовар? (ответы детей)
- Правильно потому что самовар то же топили, как и печку, только топили его щепой, то есть щепками от дров.
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло)
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок)
Ребята, посмотрите, что это такое стоит на одной ноге?
Посмотрите, какова!
Нрав совсем не робкий.
Я ворочаю дрова
В раскаленной топке. (кочерга)
-Правильно, кочерга. А для чего она нужна?
-Правильно, это инструмент для выгребания углей и перемещения дров, чтобы они лучше горели, в печке.
Ну что же ребята, наше путешествие по «Русской избе» подошло к концу, вам понравилось? Скажите пожалуйста, что интересного мы с вами увидели и узнали сегодня? (ответы детей).
Рефлексия:
Воспитатель: Скажите, вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру:
Я вам буду говорить, как это называется сейчас, вы будете говорить, как это называлось в старину.
(задаются вопросы, дети отвечают)
1. Сейчас мы носим сапоги, а раньше … (носили лапти).
2. Сейчас мы готовим еду на плите, а раньше… (в печи готовили).
3. Сейчас мы спим на кровати, раньше… (на лавках спали).
4. Сейчас мы храним одежду в шкафу, а раньше …. (в сундуках одежду хранили).
5. Сейчас мы вода льётся из водопровода, а раньше…. (воду из колодца или реки носили).
6. Какие новые слова вы запомнили? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками.