Анна Корнеева
Конспект занятия «В гостях у хозяйки крестьянской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у хозяйки крестьянской избы.
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры: бытом, обычаями, гостеприимством. Закрепить ранее изученный материал в ходе реализации программы «Введение в предметный мир».
Задачи:
-закрепить знания, полученные по темам :Одежда, кукла, ложка, самовар, утюг.
- обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;
-вспомнить пословицы и поговорки, согласно темам;
- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;
Публикация «Конспект занятия „В гостях у хозяйки крестьянской избы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- формирование любви и бережного отношения к предметам старины.
Предварительная работа:
На протяжении учебного года, раз в месяц проводилось занятие по музейно-образовательной программе «Введение в предметный мир», изучая темы : «Одежда», «Игрушки», «Ложка», «Самовар», «Утюг». Используя различные методы и приемы, воспитанники ознакомились со старинными предметами, узнали историю создания предмета. Закрепили материал, выполняя творческие задания в рабочих тетрадях «Лукошко», составленную на основе программы «Введение в предметный мир».
Ход занятия:
Хозяйка встречает детей на пороге избы.
-Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог и хозяйке радость!
Вместе с детьми осматриваем избу.
-В нашем саду создали мы
Крестьянскую избу.
Собирали все по крупицам,
Чтобы было, чему удивиться!
В течение года приходила я к вам в гости и рассказывала о старинных предметах. Сегодня с радостью встречаю вас у себя в гостях. Заходите в избу! В моем доме места на всех хватит. Садитесь рядком, да поговорим ладком!
Вот тот сундучок, с которым я к вам приходила. А что было в сундучке, помнят ли мои ребятки (ответы детей-игрушки, утюг т. п.)
Умницы!
Давайте, откроем сейчас сундучок и посмотрим, что же на этот раз он нам приготовил?
Пальчиковая гимнастика:
На сундучке висит замок
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек покрутили,
Мы замочек потянули…
И открыли!
Достаю загадки (загадки оформлены на листах бумаги под старину).
В сундучке лежат загадки о старинных предметах. Если мы правильно их отгадаем, то откроется большой сундук, где спрятаны старинные предметы и мы должны будем положить предмет на место, которое он занимает у меня в избе. (на каждую загадку есть подсказка в избе для того, чтобы дети могли легко найти место старинному предмету).
Готовы?
Первая загадка:
Достаю две картинки: мальчика и девочки в старинных костюмах.
-Посмотрите внимательно на картинки. Схожи ли ваши костюмы? конечно! Вы тоже сегодня пришли в гости ко мне в старинной одежде.
Сравните свои костюмы и костюмы детей….сравниваем вместе с детьми костюмы и находим. что у детей нет поясов.
Надену-ободом сведет.
Сниму-змеей упадет.
Тепла не дает,
А без него холодно (пояс)
Открываем большой сундук. Достаю пояса-кушаки на каждого ребенка и повязываем.
Смотрите, еще комплект одежды в сундуке. Давайте уберем его на место, осмотрите глазами избу и скажите. где же хранили одежду.
Доверяю одному из детей отнести костюм.
Следующая загадка:
В полотняной стране по реке простыне
Плывет пароход то взад, то вперед.
Остановишь- горе, продырявит море. (утюг)
Помните,к вам приносила не один старинный предмет. которым в старину гдалили белье?
Вот вам подсказки оставил. Достаю три мешочка и раздаю детям.
-В мешочек положен предмет. Достаньте его и посмотрите, из какого материала он сделан и вспомните тот старинный предмет, который я приносила к вам. изготовленный из такого же материала.
В первом мешочке- деревянная прищепка
Во втором- металлическая скрепка
В третьем- металлическая скрепка и уголь.
В сундучке лежат картинки. Подзываю одного ребенка от каждой команды и предлагаю найти среди картинок свой утюг: рубель. чугунный и углевой
Умницы!
Достаю из сундука чугунный и углевой утюг и определяем им свое место-у печи. Такие утюги нагревали на печи и гладили белье, пока утюг был горячий. А как же гладили рубелем? Его разве можно нагреть?
Прошу ребенка показать,как работали рубелем, и отнести его на место.
Следующая загадка:
-Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
Ложка
Какой же ложкой ели в старину? Из какого материала изготавливали ложки в старину?
Правильно! Из дерева!
Достаю из сундучка очередной мешочек, прошу одного из детей подойти и говорю задание:
-В мешочке спрятаны ложки. Надо на ощупь найти ту ложку, которой ели в старину.
После ответа, показываю остальные ложки, которые были в мешочке: пластмассовая и металлическая.
Достаю из сундука лукошко с ложками. Раздаю детям по две ложки.
-У вас в руках по две ложки. Неужели в старину ели сразу двумя ложками? Зачем я раздала вам по две ложки?
Ответы детей (играть на ложке, музыкальный инструмент).
Молодцы! Умеете играть на ложках? Сыграем?
- К нам гости пришли, дорогие пришли!
Мы не зря кисель варили. пироги пекли!
Хорошо повеселились, да гостей позабавили!
Пора ложки на свое место убрать. (Дети находят место, где хранятся ложки, складываем).
-Тяжело жилось в старину. Много трудиться приходилось. Люди сами ткали и шили одежду, изготавливали утварь, деревянные ложки и плошки. И Детки помогали своим родителям, начиная с пятилетнего возраста. Но, находилось время для веселья и забав. На досуге родителя делали для своих детушек маленькие забавы.
Достаю очередной мешочек из сундука. Прошу одного из воспитанников достать содержимое и перечислить: деревянный мишка, берестяной кубик,клубок ниток и лоскутки ткани.
-Как можно назвать одним словом мишку и берестяной кубик? Правильно, игрушки!
-А для чего же в мешочке лежат лоскутки и клубок ниток? Может, из них можно смастерить игрушку? Какую (ответы детей- куклу).Молодцы!
Достаю из сундука туесок с игрушками и раздаю детям.
-Давайте, поиграем с куклами. Усаживайте куклу к себе на колени.
-Еду, еду к бабе, к деду.
На лошадке, в красной шапке.
По кочкам, по кочкам,
В ямку- бух (повторяем потешку два раза)
-Ох, наигрались! Пора и убаюкать куклу. (укачиваем куклу, напевая колыбельную).Уснули куклы.
-Осмотрите избу. Где же спали маленькие дедушки в старину (ответы детей-в люльке).Укладываем кукол спать в люльку.
-В сундучке остается последняя загадка. Послушайте:
-Он шипит и кряхтит,
Воду быстро кипятит
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов. (самовар)
Ответы детей- самовар!
-Давайте проверим, правильно ли отгадали.
В последнем мешочке спрятан ключ от самовара. Прошу одного из детей достать предмет и показать его остальным воспитанникам.
-Что за предмет (ответы детей- ключ от самовара)
-Для чего ключ нужен самовару (ответы детей- ключ поворачивают, когда надо налить в чашку чай).
Умницы!
-Вот, и мой самовар подоспел!Пора за стол!Приглашаю вас, мои дорогие за стол чай пить!
Ставлю самовар на стол. А к чаю и пирог готов!
За столом пьем чай и ведем беседу с детьми.