Ольга Анатольевна Лаптева
Интегрированное занятие по краеведению «В гостях у Хозяйки Медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Познание, Речевое развитие, Социально –
коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие.
Подготовительная группа № 2 «Колокольчик» МБДОУ № 15 «Бережок»
Педагог: Лаптева Ольга Анатольевна
Тема: «В гостях у хозяйки медной горы»
Цель: Знакомство с разнообразием полезных ископаемых ЯНАО, с условиями
образования камнесамоцветного сырья.
Задачи:
1. Развитие чувства патриотизма, гордости за свой родной край.
2. Познакомить с профессией геолога.
Публикация «Интегрированное занятие по краеведению „В гостях у Хозяйки Медной горы“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
3. Привитие интереса к изучению специальной и художественной литературы.
4. Развитие устной связной речи детей, пополнение словарного запаса новыми словами.
5. Познакомить с природой использования полудрагоценных и поделочных камней.
Заинтересовать детей красотой, необыкновенностью, свойствами их использования.
6. Сформировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к
окружающему миру.
7. Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный
отклик на проявление красоты в окружающем мире, его изображениях в произведениях
искусства и собственных творческих работах.
Оборудование:
1. Образцы минералов, горных пород, изделий из самоцветов.
2. Диск с презентацией, интерактивная доска, ноутбук.
3. Книга - сказки П. П. Бажова «Уральские сказы». Открытки с изображением скульптур
из камней самоцветов (Уральский минералогический музей г. Екатеринбург,
география – энциклопедия, научно – популярная литература.
4. Цветной картон, цветная бархатная бумага, ножницы, клей-карандаш.
Ход занятия:
1. Этап:
Дорогие ребята!
Сейчас я вам прочитаю небольшой отрывок из сказки, и мы вместе решим, о чем сегодня будет наше занятие.
«…Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка – кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.
Мурёнка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Мурёнка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.
Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-
под ножки то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые – всякие.
К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями…»
Вспомнили, из какой сказки этот отрывок, кто написал ее? Правильно, это сказка «Серебряное копытце» замечательного уральского сказочника Бажова.
Какие его сказки вы еще знаете? (дети называют, в т. ч. «Медной горы Хозяйка»)
Вы слышали наверно поговорку «Сказка – ложь, да в ней намек…»?
Действительно, хоть это и сказы, но они очень красноречиво говорят о настоящих природных богатствах Урала.
Вы догадались, о чем будет идти речь на нашем занятии?.(О полезных ископаемых,
драгоценных камнях нашего округа).
Наш округ богат различными полезными ископаемыми. Например, 90% газа в России добывается именно у нас, по добыче нефти мы находимся на 2-ом месте. На Полярном Урале сейчас начинается разработка рудных месторождений…. Кроме таких огромных богатств, наш округ обладает еще и разнообразными самоцветами.
Конечно же, мы не смогли бы пользоваться этими запасами, если бы не было людей трудной, но романтической профессии – геологов. Именно они занимаются поиском новых месторождений, а раздел геологии, изучающий минералы называется минералогией.
200 – 300 лет назад драгоценные камни добывались на Южном Урале, о нем и написаны эти сказки, но и на нашем Полярном Урале такие драгоценности имеются. У нас встречаются агаты, рубины, гранаты, яшма, малахит, бирюза, горный хрусталь – это названия, которые мы чаще слышим. Но кроме этого есть такие, как жадеит, эклогит, габбро, нефрит, гондит, ензорит, корунд и другие, о которых мы слышим реже, но они не менее красивы.
Что изготавливают из драгоценных и поделочных камней? (Ответы – украшения, письменные приборы, сувениры, памятники и т. д.)
Если вы внимательно читали сказку «Хозяйка медной горы», то заметили, что добываются эти полезные ископаемые с большим трудом.
Почему природа так неохотно отдает свои богатства и как они образуются?
Миллионы лет назад на территории современного Полярного Урала бушевали вулканы, образовывались горы свыше 10 км! Извергалась лава, которая содержала множество различных минералов. Многие из этих минералов под воздействием высокого давления и температур преобразовались в другие минералы и горные породы, в том числе и в драгоценные камни. За длительное время своего существования горы сильно разрушились, и то, что лежало на большой глубине, сейчас стало доступным.
Редко, но встречаются выходы самоцветов на поверхность (показ слайда 1, 1а, иногда они вымываются текучими водами, и тогда их можно встретить на дне реки (показ слайда 2). Но чаще все-таки добывать самоцветы сложнее, приходится выдалбливать в горах штольни, или забои и внутри них вести добычу (показ слайда 3, 4). Для работы используют специальный молоток – кайло (показ слайда 5).
Рождение большинства минералов скрыто от нас: эту тайну хранят миллионы лет, прошедшие с момента их образования в недосягаемых глубинах Земли. Там и сейчас происходят загадочные процессы рождения минералов и превращения их в друг друга.
Ещё в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В уральском фольклоре эти хранители выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки.
Образ Хозяйки давно перерос свой первоначальный. Она стала олицетворением мощи, богатства и красоты недр, которые раскрываются полностью только перед самыми лучшими.
«Хозяйка медной горы» – хранительница драгоценных камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой в виде ящерицы в короне, может сама ящерицей иногда обернуться. Всегда в окружении быстрых ящериц. Не случайно ящерицы («медная руда») составляют «войско» «Хозяйки» в сказе «Медной горы Хозяйка». Вообще, ящериц на Урале «рассматривают как духов горы, которые могут указать на залежи медной руды, малахита и драгоценных камней»
Но со временем красавица-девица превращается в «каменную девку», в «Малахитницу», в «Хозяйку горы». Хозяйка из безразличной хранительницы «земельных богатств» превращается в сознательную: одним помогает, сама показывает, облегчает доступ к богатствам, других «отводит», обманывает или губит.
Иногда эта «девка» изображалась такой ослепительной красавицей, что всякий, взглянувший на неё, «навсегда свет в глазах потеряет и вовсе без ума останется».
Однако «Хозяйка горы» не только пособница, но и хранительница собранных кладов. Она распоряжается не только кладами, но и земельными богатствами, и распоряжается самостоятельно. По своему желанию может допустить разработку, может и не допустить, может с помощью подвластных ей ящериц «увести богатство», может и отобрать.
Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки. (Показ слайдов подземного дворца).
Такие фантастические предания были широко распространены среди местных рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на «подземной каторге», в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.
Но найти красивый камень мало, нужно обладать большим художественным восприятием, чтобы вещь, сделанная из него, радовала глаз. Во многих сказках Бажова мы видим, каким нелегким бывает этот творческий процесс. Например, в сказке «Каменный цветок»:
«…Данилушко вскоре за ту новую чашу принялся. Хитрости в ней многое множество. Чуть неладно ударил, - пропала работа, снова начинай. Ну, глаз у Данилушки верный, рука смелая, силы хватает – хорошо идет дело. Одно ему не по нраву – трудности много, а красоты ровно и вовсе нет…
…Вот Данилушко сидит над этой чашей по чертежу-то, а сам про другое думает. Переводит в голове, какой цветок, какой листок к малахитовому камню лучше подойдет. Задумчивый стал, невеселый…
Стал чуть не каждый день в лес бегать. Остановится где на покосе либо на полянке в лесу и стоит, смотрит. А придет домой и сразу к станку, да до утра и сидит, а с солнышком опять в лес, да на покосы. Листки да цветки всякие домой притаскивать стал, а все больше из объеди: дурман да багульник, да резуны всякие. С лица спал, глаза беспокойные стали, в руках смелость потерял…»
И сейчас не перевелись каменных дел мастера, которые могут увидеть красоту камня и донести ее людям.
Давайте посмотрим, как выглядят драгоценные камни и какие изделия можно из них изготовить. (Просмотр презентации «В гостях у Хозяйки Медной горы»).
Я вам принесла образцы минералов и горных пород, которые были найдены в горах Полярного Урала (показ коллекции камней, образцов горных пород, изделий).
Мы сегодня лишь немного окунулись в прекрасный мир самоцветов, а если вы заинтересуетесь этой темой и познакомитесь с ними поближе, то узнаете еще много интересного. Оказывается, многие из камней обладают еще и лечебными свойствами, некоторые укрепляют память, охраняют от диких животных, придают смелость в бою и т. д. С давних времен люди носили самоцветы не только как украшения, но и как талисманы, обереги.
Давайте посмотрим, какие самоцветы будут талисманами именно для нас (просмотр презентации «Самоцветы-талисманы»).
Физкультминутка: «Вместе весело шагали и несколько не устали».
2. Этап: Практическая часть.
А сейчас я вам предлагаю ещё ненадолго окунуться в мир самоцветов и в виде аппликации сделать свои каменные цветочки.
Прошу пройти к рабочим столам.
Звучит музыка Э. Морикони, дети вырезают и наклеивают на картон детали каменного цветка.
3. Этап: Подведение итога занятия.
Ребята вам понравилось наше занятие? Как называется профессия с помощью которой добывают камни самоцветы, полезные ископаемые? Где добывают камни минералы, поделочные камни? Как называются горы на территории нашего ЯНАО, где добывают полезные ископаемые? В какой отрасли используют камень габбро? Природа открывает свои богатства только каким людям? Как называется молоток, которым работают при разработках различных месторождений? Как называется вход в шахту? Назовите мне пожалуйсто камни которые вы запомнили? Молодцы!
За хорошую, активную работу на сегодняшнем занятии, за проявленный интерес к родному краю, на память о нашем занятии, по просьбе Хозяйки медной горы как самым лучшим ребятам моей группы дарю вам каждому по настоящему камню минералу. Пусть каждый из этих камушков будет вам счастливым талисманом в вашей жизни!
Желаю вам успехов в познании нового и прекрасного!