Елена Агрикова
Условия интеллектуального развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основной базой для развития интеллекта детей является развитие сенсорных способностей. Для развития сенсорных способностей необходимо иметь разного рода пирамидки, матрешки с вкладышами до 5 – 7 штук, бочата с мелкими игрушками, цилиндры разной величины, палочки разного цвета, стаканчики, колпачки разных цветов и размеров, лото по разным тематикам, дидактические игры по возрасту, настольно – печатные игры, складные кубики, пазлы из 4 – 12 частей, наборы шаров и кубов разной величины и цвета, различные виды конструкторов, комплекты строительного материала и небольшие игрушки для построек и их обыгрывания. В использовании материалов следует придерживаться принципов постепенности, последовательности и усложнения.
Публикация «Условия интеллектуального развития детей раннего возраста» размещена в разделах
Для развития зрительного восприятия, дети могут выкладывать мозаичные картинки с геометрическими рисунками, ориентируясь на четыре основных цвета, и основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, собирать пирамидку из колец, башню из кубиков по убывающей и возрастающей величине, определять количество предметов (один, много, учиться различать величину, упражняться в установлении сходства и различия между предметами: «одинаковые варежки», «разные грибы» и т. п.
В возрасте от 2-х до 3-х для детей полезно восприятие не только предметов, окрашенных в чистые цвета, но и разнообразие оттенков. Цвета спектра развивают цветовое зрение, а оттенки – тонкость цветоощущений. Сектора цветные, соответствуют спектру: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый.
Зрительное восприятие детей так же помогают развивать вкладыши – наборы цилиндров разных по высоте и цвету, разных по высоте, но одинаковых по цвету, одинаковых по высоте, но разных по толщине. Развивать зрительную наблюдательность помогают бутылочки с плавающими в воде мелкими игрушками.
Для развития мимики, пантомимики хорошо иметь маленькие зеркальца, с помощью которых дети учатся подражать «Мы - обезьянки», «Клоуны», или предложить детям найти носик, «Где глазик», «Где живет язычок», дети сосредотачивают внимание на небольшой плоскости, следят взглядом за движением «солнечных зайчиков», сами могут научиться пускать их.
Для развития мелкой моторики необходимо иметь:
- игрушки – шнуровки разного вида (дерево, домик, башмачки из органики разного цвета и др.); - мозаики настольные и напольные;
- игрушки с пристежками (на пуговицах, крючках, молниях, липучках, кнопках);
- «карманы с сюрпризом»;
- «черепаха, гриб, ежик, яблонька, клоун с пристегивающимися деталями - продаются;
- бусы для нанизывания колец на веревочки разного цвета;
- пульт с различными задвижками, включателями, телефонным диском;
- разноцветные крышки для сортировки в разноцветные пластиковые стаканы;
- трубки для проталкивания мешочка с сюрпризом;
- разноцветные бельевые прищепки для игр «Покорми рыбок», «Цветик – самоцветик», «Разноцветный мячик» и др. ;
- лабиринты можно иметь с двигающимися деталями (ребенку предлагается по проволоке определенного цвета провести колечко, т. е. пройти от начала до конца, можно предложить ребенку пройти его с закрытыми глазами, или на скорость с кем-то из взрослых); - веревки для завязывания узлов;
- фольга для скатывания шариков;
- проволока для сгибания и разгибания;
- салфетки для отрывания, сминания и скатывания комков;
- матрешка – коробочка с прорезью для проталкивания пуговиц «Покорми матрешку».
Развитие тонких движений пальцев рук (мелкой моторики) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных центров речи, т. е. развивается не только рука, но и речь ребенка.
Для развития слухового внимания можно иметь ряд звучащих игрушек (3-5) например колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, пищащая и заводная игрушка. Детям даем послушать (отвернув их) определенный звук, малыш должен указать на звучащую игрушку, либо попросить ударить в звучащую игрушку один раз или много. Для развитии у ребенка умения слышать разницу в звучании, можно самим изготовить звуковые коробочки с разными наполнителями (горох, фасоль, песок, пшено) – по две одинаковых штуки, проводим игру «Найди такую же», где дети по издаваемому звуку отыскивают две одинаковые коробочки или баночки.
Очень важно развивать тактильные ощущения у детей, для этого можно иметь набор тактильных шариков, сделанных из разных материалов (пластмассовые, металлические, резиновые, деревянные, матерчатые, массажные). С помощью их дети знакомятся с поверхностью шариков – гладкая, скользкая, шероховатая, колючая, ворсистая. Путем скатывания шариков из разного материала с горки, можно сделать вывод, от чего зависит скорость их движения и т. д., путем сравнения шариков, можно определить самый легкий и самый тяжелый, для этой же цели можно использовать пластиковые бутылочки с разными наполнителями: легкая (вата) – тяжелая (земля).
Развивать познавательную активность, память, мышление, внимание детей, помогают действия с различными материалами (из фольги, кожи, меха, шерсти, шёлка, обоев, поролона, дерева). Например: я предлагаю детям найти в «Загадочном сундучке» мягкие полоски, жесткие, колючие, гладкие, пушистые, бумажные, металлические, деревянные, прошу показать поверхность, похожую на шубку кошки, поверхность травы, полотенца и т. д. Можно отыскать загаданную поверхность с закрытыми глазами, найти тёплую или холодную полосочку, а в мешочке на ощупь найти мягкий или твердый предмет.
Очень важны действия с ПЕСКОМ:
- Пересыпать песок из одной ёмкости в другую;
- наложить песок совочком в форму;
- спрятать игрушку в горке песка, потом её найти;
- украсить клумбу из песка листиками, веточками, камушками;
- Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагоообразные и круговые движения (как машина, змейка, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
- создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- пройтись поочередно каждым пальцем правой и левой руки;
- «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино;
- сгруппировать пальцы по два, три, четыре, оставляя на песке загадочные следы;
- поделка объемных фигур из мокрого песка с помощью разных форм;
- слепить ладошками заборчик, башенку.
В играх с ВОДОЙ нужно:
- Показать детям, что вода прозрачная, льется, журчит, водой мы умываемся, в ней можно купаться;
- воду можно покрасить;
- лёгкие предметы плавают на воде, тяжелые – тонут;
- на морозе вода превращается в лед;
- из цветной воды можно сделать цветные льдинки;
- в тепл ой комнате льдинки тают и снова превращаются в воду;
- снег тоже состоит из воды, в тепле он превращается в воду.
Очень важную связующую функцию между телом и сознанием выполняют запахи. За доли секунды сигнал передается из обонятельного центра в определенный отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом, можно направленно воздействовать на настроение ребенка: взбодрить его или наоборот успокоить. Известно, что расслабляющее и успокаивающее действие оказывают корица, роза, валериана. Дети с большим интересом определяют запахи, любят находить запах маминых духов, выделяют свой любимый запах из предложенных, определяют на что похож, различают фруктовые запахи (лимон, апельсин, овощные (лук, чеснок, огурец, могут найти сладкий запах и сказать какому предмету он принадлежит (в баночку кладем и завязываем тряпочкой, даем понюхать).
С раннего возраста необходимо приобщать детей к книге, рассматриванию картинок, и главное - постоянно общаться с ребенком. Созданные условия способствуют развитию интеллекта детей раннего дошкольного возраста.