Папки-передвижки

Педагогическое сопровождение родителей в приобщении к ИКТ, как средству интеллектуального развития детей старшего возраста

Юлия Широбокова
Педагогическое сопровождение родителей в приобщении к ИКТ, как средству интеллектуального развития детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическое сопровождение родителей в приобщении к информационным технологиям, как средству интеллектуального развития старших дошкольников

Актуальность и значимость темы.

Современному обществу актуален человек творческий, креативный, испытывающий потребность в самовыражении, умеющий и стремящийся к эстетическому преобразованию действительности, умеющий не только логично мыслить, но и чувствовать красоту.

Публикация «Педагогическое сопровождение родителей в приобщении к ИКТ, как средству интеллектуального развития детей старшего возраста» размещена в разделах

Использование современных информационных (компьютерных) технологий (ИКТ) в обучении и развитии дошкольников, является одним из приоритетных и широко изучаемых направлений. Для современного дошкольника компьютер – это не роскошь, а средство труда, общения, познания, досуга. Часто первый опыт общения с компьютером ребенок приобретает довольно рано, в условиях семьи. Возникает необходимость формирования готовности современного ребенка к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в разных сферах. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Информационные технологии рассматриваются как комплекс учебных и учебно-методических материалов, технических инструментов, средств вычислительной техники учебного назначения, а также системы научных знаний о роли и месте их в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования педагогического процесса.

(Ю. М. Горвиц).

В современных исследованиях (Новоселова С. Л., Петку Г. П., Горвиц Ю. М.) указано влияние компьютера на развитие интеллекта, умений, познавательных интересов, эмоционального развития. Компьютер предоставляет широкие возможности для развития детей дошкольного возраста – как интеллектуального (обучающие игры, овладение навыками работы за компьютером, так и личностного, как результат влияния компьютера на способы, темп деятельности ребенка, на его личностные качества. Существуют специальные программы, ориентированные на формирование информационной компетентности детей (Тупичкина Е. А., развитие алгоритмизированного мышления (А. В. Горячев, Н. В. Ключ.

Одним из значимых факторов, влияющих на интерес детей к компьютеру, являются запросы и установки семьи. В современных исследованиях семью принято рассматривать как малую социальную группу, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Также семью определяют как социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Каждая семья уникальна и неповторима, она оказывает первичное и самое большое влияние на развитие личности ребенка. В современной системе дошкольного образования имеет место как поддерживающее взаимодействие педагогов и родителей, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между ДОУ и семьей (Евдокимова Е. С., Бабаева, Крулехт М. В.) Главное условие развития взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог – ребенок – родитель». Основными формами взаимодействия с родителями в условиях ДОУ являются: родительские собрания; лекции для родителей; оформление наглядной информации, дискуссии, круглые столы, тренинги. Однако в настоящее время на первый план выходит информационно-коммуникационное общение и педагогическое сопровождение. В исследованиях Бабаевой Т. И., БерезинойТ. А., Крулехт М. В. указаны условия успешного взаимодействия педагогов и родителей : готовность педагогов к взаимодействию с родителями, настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей, определение значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие, разработка содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, создание материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

В настоящее время особенно важно обращать внимание родителей на возможность использования ИКТ в развитии детей. И в первую очередь это возможно в процессе взаимодействия педагога с семьей ребенка. Именно педагог может ответить на существующие вопросы, сформировать у родителей адекватное понимание проблемы использования ИТ, помочь в выборе продукции для детей, объяснить значимость использования ИТ в старшем дошкольном возрасте.

Предпосылками для активного освоения и использования информационно компьютерных технологий стала социокультурная модернизация системы образования и изменение нормативно-правовой базы.

Цель: разработать механизм сопровождения родителей в приобщении к ИКТ как средства интеллектуального развития дошкольников

Задачи педагогического сопровождения :

1. Разработать диагностический материал, позволяющий выявить опыт использования информационных технологий родителями и представлений о них.

2. Спроектировать и разработать маршрут деятельности родителей в процессе развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать методы и приемы сопровождения родителей в процессе развития детей через ИКТ.

4. Заинтересовать родителей в использовании ИКТ как эффективного средства интеллектуального развития и подготовки детей к школе.

5. Дать возможность познакомиться с различными развивающими играми и критериями оценки для них.

6. Способствовать повышению компьютерной грамотности родителей.

Важность при разработке плана сопровождения представляют принципы дидактики: последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность, востребованность.

Концептуальными основами выступили:

1. Идеи андрогогики – раскрывают особенности обучения взрослых людей и позволяющие выделить наиболее приемлемые для педагога формы взаимодействия с родителями, выделить основные принципы обучения взрослых людей.

- принцип рефлективности. Сознательное отношении обучающегося к обучению, что является главной частью самомотивации обучающегося.

- принцип практического обучения (дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных задач и проблем)

- принцип совместной деятельности

2. Идеи сопровождения. Гуманистические педагогические ценности, открытость-взаимопонимание, целесообразность сопровождения, приоритет интересов, стремление решить проблему, поддержка и помощь.

Для наиболее большей результативности необходимы следующие условия сопровождения :

1. Признание ценности и необходимости взаимодействия родителей и педагога;

2. Установление эмоционально-доверительного контакта между участниками сопровождения;

3. Адекватность и доступность форм, методов сопровождения;

4. Активность и ответственность всех субъектов сопровождения.

Этапы:

1. Аналитико-диагностический

- Проблема (семья обращается с проблемой, которая заключается в том, что родители не могут выбрать развивающую игру для ребенка, плохо представляют необходимые технические ресурсы для ее использования и не знают правильной организации работы за компьютером, также плохо владеют ИКТ)

- Изучение причин (Педагог предлагает заполнить анкету всем членам семьи для выявления интереса и представлений по ИКТ, а также условий для их использования, беседует с родителями для определения мотивации и наличия КТ средств в семье)

- Обобщение и анализ информации (После сбора и анализа информации, совместно с родителями готовит несколько вариантов помощи в решении затруднения)

- Выбор альтернатив (Родители могут предложить свой вариант решения проблемы, например в начале, одним из родителей закончить курсы пользователей ПК, затем проконсультироваться с педагогом по вопросу подбора интеллектуально развивающих игр. Возможен вариант предложенный педагогом, один раз в неделю приходить на круглый стол, семинар, воспользоваться предложенной литературой, активно участвовать в блоге группы, задавать вопросы на сайте ДОУ)

2. Проектировочный маршрут

- совместное проектирование маршрута (Проблема определена, родители владеют ИКТ, имеют технические средства, но не знают возрастных особенностей старших дошкольников и путей интеллектуального развития. Не ориентируются в обилии компьютерных игр для детей, не знают критерий к оценке игр, плохо представляют правильную организацию работы за компьютером.) Таким образом, при определении проблемы, проектируется маршрут решения.

1. Проанализировать популярную, научно-методическую литературу связанную с возрастными особенностями старших дошкольников.

2. Посетить круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста проводимый психологом детского сада на тему «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

3. Поучаствовать в составлении электронного каталога медиа-ресурсов «Я играю, развиваюсь»

4. Принять участие в круглом столе с участием родителей и психолога на тему «Выбор компьютерной игры для ребенка» (родители детей, которым это интересно)

5. Поучаствовать в семинаре-мастер-классе «Компьютер с нуля вместе с ребенком»

6. Беседа с родителями на тему : «Организация работы за компьютером»

7. Регистрация на сайте группы или детского сада, активное сетевое взаимодействие между родителями, специалистами по интересующим вопросам.

В целом этот этап направлен на планирование и разрешения возникшей проблемы, а именно: разработка содержания, подбор методов, привлечение специалистов готовых оказать помощь.

3. Этап реализации

Оказание первичной помощи при выборе необходимой литературы по проблеме. Помощь и индивидуальное консультирование при возникающих трудностях.

4. Контрольно-оценочный этап

Совместное обсуждение результатов, заполнение родителями диагностической карты, беседы с педагогом о том что было интересно и познавательно.

Предполагаемые результаты.

В процессе педагогического сопровождения предполагается, что трудности, связанные с выбором развивающих игр, организацией игры на компьютере будут решены. Родители смогут самостоятельно выбирать полезные, развивающие игры направленные не только на интеллектуальное развитие в данном отрезке времени, но при дальнейшем обучении детей. Семья повысит медиакомпетентность и информационную культуру, расширит круг социального общения посредством приобщения к ИКТ, будет заинтересована в дальнейшем расширении и углублении знаний о КТ не только для ребенка, но и для взрослого.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшее условие эффективности коррекционной работы в школе-интернате» Доклад на педсовете «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшие условия эффективности коррекционной работы в школе-интернате».

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство интеллектуального развития детей» Консультация для родителей на тему: "Дидактические игры, как средство интеллектуального развития детей". «Игра-это искра зажигающая огонёк.

Кружок интеллектуального развития детей «Юный мыслитель» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка» Кружок интеллектуального развития.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Психолого — педагогическое сопровождение гиперактивного ребёнка Гиперактивность – это двигательная расторможенность, повышенная моторная активность при нормальном уровне интеллектуального развития, порождающая.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитывающих детей с ОВЗ в рамках семейного клуба Актуальность Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников средней группы В своей работе мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание.

Социально-педагогическое сопровождение детей в детском саду. В настоящее время социально-педагогическое сопровождение – совместное взаимодействие социальных педагогов, детей и родителей, направленное.

Творческие задачи, ситуации и вопросы как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста Дошкольникам целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить перед ними творческие вопросы после того, как необходимые для решения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение родителей в приобщении к ИКТ, как средству интеллектуального развития детей старшего возраста
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 08:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое сопровождение родителей в приобщении к ИКТ, как средству интеллектуального развития детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Широбокова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД