Приложение МААМ

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей

Татьяна Колбасова
Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы

В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой передачи знаний. Только так он может научиться читать, писать, получить представление о космосе, о животных и растениях и т. д.

Дети шли в школу хорошо подготовленными. Многие поступали в гимназию, 80% детей проходили тестирование на «отлично».

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей» размещена в разделах

Родители довольны. Всё вроде бы хорошо, но, наблюдая за детьми, я поняла, что они испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, не умеют согласовывать свои действия в процессе деятельности. И времени на игру практически не оставалось. Часто возникали такие ситуации: родители приходили вечером за детьми, но они не шли домой. И на вопрос: «Вы что за целый день не наигрались - дети отвечали, что им некогда играть, целый день занимались. И тогда я решила, что в работе надо что-то менять.

Ведь сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Я более тщательно изучила программу «Детство», прочитала много литературы по играм и решила продолжать работу над интеллектуальным развитием детей, но через сюжетно-ролевую игру, а со сказками знакомить с помощью элементов мнемотехники. Ведь дошкольник иначе усваивает материал, чем взрослый.

Для детей характерны эмоциональное переживание, образное мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации.

Одни действия они многократно повторяют, а другие моментально схватывают. Благодаря таким разным методам материал детьми усваивается быстрее.

Я свою работу планирую, опираясь на программу «Детство», использую методические рекомендации «Интеллектуальное развитие дошкольника на основе мнемотехники». В 2006 году я закончила курсы по программе «Когнитивное развитие и обучение» (интеллектуальное развитие «Мнемотехника», Знания, полученные на курсах, помогли мне внедрить новые направления в сюжетно-ролевую игру.

За четыре года работы я постоянно стараюсь пополнять развивающую среду, разработала моделирование по сюжетно-ролевым играм младшего возраста («Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Детский сад», старшего возраста («Библиотека», «Школа», «Поликлиника», «Кафе», «Супермаркет», коллажи и мнемотаблицы по сказкам, о растительном и животном мире. Разработала диагностику по всем разделам программы «Детство». Диагностику по средней группе разработала на основе сказки «Колобок».

Составила перспективное планирование с целью интеллектуального развития по всем возрастам по сюжетно-ролевым играм, по театрализации на основе элементов мнемотехнике.

Свой опыт я неоднократно обогащала на педагогических советах, семинарах.

В нашей группе мы осуществили просмотр сюжетно-ролевой игры "Школа" (по проблемам подготовки детей к школе). Дети распределили роли, во время игры учитывали интересы своих сверстников, каждый из них старался воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел, свой игровой опыт. Дети отразили в игре свои наблюдения (экскурсия в школу; посещение кафе, столовых; посещение поликлиники, библиотеки, знания, полученные на занятиях, во время бесед; использовали моделирование, развивающие игры. Они играли с таким увлечением, не обращая вниманий на гостей. Затем эта игра часто, повторялась, но каждый раз вносилось в неё что-то новое (заболела учительница, кто будет вести урок; в столовой отключили воду - дети вызывали скорую, сантехника, что-то придумывали).

Мы с детьми во время игры решали вопросы по математике, экологии и т. д. Дети вечером не хотели идти домой, но не потому, что им некогда играть - а просто они ещё не наигрались.

Затем дети ушли в школу. Учатся они хорошо, я поддерживаю отношения и с детьми, и с родителями.

Но самое главное, дети свободно вступают в контакт со сверстниками и с взрослыми, могут высказать своё отношение к тем или иным событиям.

В сентябре пришли ко мне в группу дети трё х лет: некоторые из них посещали ясельную группу (эти дети легче адаптировались, некоторые пришли из дома. Каждый ребёнок выражал своё отношение к новой обстановке по-своему: кто-то слезами (Миша, Лиза, кто-то криком (Саша, Андрюша, а некоторые замыкались в себе (Миша, Денис). Но через две-три недели слёзы прекращались, а некоторых детей не увести было домой (Саша, Андрюша, Ксюша, Женя). В это мне помогла игра.

Я играла с детьми и утром, и вечером: мы готовили вместе кашу, путешествовали, лечили кукол и т. д. Занятия проводили только в игровой форме. В «Магазине» продавали конфеты разной формы (квадрат, треугольник, круг - так мы знакомились с геометрическими фигурами., также в «Больнице» - таблетки, микстура разной геометрической формы. Считали мы и машины, и продукты, и гостей и т. д. Во время игры рассматривала картинки, иллюстрации беседовала, но всё это ненавязчиво - мы просто играли.

В феврале месяце у нас около трёх недель был карантин по энтериту, все игрушки убрала, как же нам играть? Я взяла на себя роль продавца и стала продавать воображаемые фрукты, овощи - дети меня поддержали, приходили покупать и морковку ("Мне маленькую морковку, большое яблоко", и разные фрукты, овощи, конфеты; расплачивались воображаемыми деньгами и так же готовили для кукол еду из воображаемых продуктов.

В конце года дети разворачивали уже сложные сюжеты — например, варили кашу на молоке (гречневую, манную).

Придумывали сами, например: Вика Т. - «Илья, открой форточку каша убежала». Мама с папой вели ребёнка в сад, шли на работу, дочка заболела и т. д. - всё это отражено в одной игре.

Сюжетно-ролевые игры помогли детям усвоить успешно программу по второй младшей группе. По развитию речи усвоили программу -96% детей, по экологии - 96%, по математике - 96%, по ознакомлению с художественной литературой - 91%, социальные отношения - 100%. Низкий уровень усвоения программы у Ильи (часто болеет, пропускает занятия, в связи с чем не получает достаточных знаний). Саша - мальчик невнимательный, большие нарушения в речи (ОНР).

В этом году я продолжаю работать в этом же направлении

Игра помогает мне в успешном выполнении программы "Детство". Так через игру мы с детьми познакомились с материалами:

• пластмасса, резина - игра "Парикмахерская";

• виды материала (ткань) - игра "Семья";

• изготовление разных блюд - игра "Семья";

• составление меню - игра "Детский сад";

• знакомство со счётом, цифрами - игра "Магазин";

• о пользе овощей, фруктов - игра "Доктор";

• "Парикмахерская" и т. д.

В игре дети также приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

Также в своей работе я знакомлю детей со сказками с помощью элементов мнемотехники. Это помогает ребятам лучше запоминать сказки, пересказывать их; вырабатываются навыки умственного труда: умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию, тренировка внимания, навык правильно воспроизвести графически.

Нам помогали и помогают и сейчас родители:

вместе с детьми они в младшей группе изготавливали салаты из овощей и фруктов (Картинки);

сшили халаты для игры «Доктор», обшили кукольный уголок;

вместе с детьми делали из теста поделки для магазина;

активное участие принимали в конкурсе «Осенние фантазии»;

по нашей просьбе с детьми ходят на экскурсии (магазин - познакомить с работой продавца и кассира, парикмахерская, пожарная часть, музей трамвая, корабль-музей «Ледокол Красин», «Аврора»);

вместе с детьми сочиняют сказки-переделки «Снегурушка и лиса», «Золушка», «Гуси-Лебеди»;

вместе стали «издателями» журнала «Колокольчик».

Я считаю, что сюжетно-ролевая игра оказывает неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника.

В ней ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определённую роль, ребёнок создаёт особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребёнка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учёбе.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе»Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе» Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре дети имеют возможность примерить на себя роль взрослого, всё.

Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре» Цель оценки: изучить своеобразие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста и особенности креативности, а именно творческих.

Особенности взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре Научи меня играть, а потом уже считать, умножать, стихи читать! - Откройте рот. - Откройте рот. - Но у меня болит пятка. - Откройте рот,.

Этапы подготовки детей к самостоятельной сюжетно-ролевой игре «Салон красоты» для детей среднего возраста ИГРА- основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра это своеобразный,.

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Книжный магазин» Программное содержание: 1. Расширять кругозор детей. 2. Продолжать учить устанавливать взаимодействия детей на уровне ролевых взаимоотношений.

Проект по сюжетно-ролевой игре «Семья» Паспорт проекта по сюжетно-ролевой игре «Семья». Тема Сюжетно-ролевая игра «Семья» Адресация проекта Воспитатели дошкольного учреждения,.

Развитие коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Ребенок не становится личностью сам.

Развитие самостоятельности детей в сюжетно-ролевой игре «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Статья «Современные технологии обучения сюжетно-ролевой игре. Технология Солнцевой Ольги Викторовны» В последние годы исследователи с тревогой говорят об исчезновении игры из жизни детей, в том числе у детей старшего дошкольного возраста.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская» Парикмахером мечтаю стать когда я подрасту, радовать своих клиентов, наводить им красоту! Денег много брать не буду, время трудное опять,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей
Опубликовано: 2 ноября 2015 в 20:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Колбасова (УИ 294522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД