Татьяна Колбасова
Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой передачи знаний. Только так он может научиться читать, писать, получить представление о космосе, о животных и растениях и т. д.
Дети шли в школу хорошо подготовленными. Многие поступали в гимназию, 80% детей проходили тестирование на «отлично».
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Родители довольны. Всё вроде бы хорошо, но, наблюдая за детьми, я поняла, что они испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, не умеют согласовывать свои действия в процессе деятельности. И времени на игру практически не оставалось. Часто возникали такие ситуации: родители приходили вечером за детьми, но они не шли домой. И на вопрос: «Вы что за целый день не наигрались?» - дети отвечали, что им некогда играть, целый день занимались. И тогда я решила, что в работе надо что-то менять.
Ведь сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
Я более тщательно изучила программу «Детство», прочитала много литературы по играм и решила продолжать работу над интеллектуальным развитием детей, но через сюжетно-ролевую игру, а со сказками знакомить с помощью элементов мнемотехники. Ведь дошкольник иначе усваивает материал, чем взрослый.
Для детей характерны эмоциональное переживание, образное мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации.
Одни действия они многократно повторяют, а другие моментально схватывают. Благодаря таким разным методам материал детьми усваивается быстрее.
Я свою работу планирую, опираясь на программу «Детство», использую методические рекомендации «Интеллектуальное развитие дошкольника на основе мнемотехники». В 2006 году я закончила курсы по программе «Когнитивное развитие и обучение» (интеллектуальное развитие «Мнемотехника», Знания, полученные на курсах, помогли мне внедрить новые направления в сюжетно-ролевую игру.
За четыре года работы я постоянно стараюсь пополнять развивающую среду, разработала моделирование по сюжетно-ролевым играм младшего возраста («Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Детский сад», старшего возраста («Библиотека», «Школа», «Поликлиника», «Кафе», «Супермаркет», коллажи и мнемотаблицы по сказкам, о растительном и животном мире. Разработала диагностику по всем разделам программы «Детство». Диагностику по средней группе разработала на основе сказки «Колобок».
Составила перспективное планирование с целью интеллектуального развития по всем возрастам по сюжетно-ролевым играм, по театрализации на основе элементов мнемотехнике.
Свой опыт я неоднократно обогащала на педагогических советах, семинарах.
В нашей группе мы осуществили просмотр сюжетно-ролевой игры "Школа" (по проблемам подготовки детей к школе). Дети распределили роли, во время игры учитывали интересы своих сверстников, каждый из них старался воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел, свой игровой опыт. Дети отразили в игре свои наблюдения (экскурсия в школу; посещение кафе, столовых; посещение поликлиники, библиотеки, знания, полученные на занятиях, во время бесед; использовали моделирование, развивающие игры. Они играли с таким увлечением, не обращая вниманий на гостей. Затем эта игра часто, повторялась, но каждый раз вносилось в неё что-то новое (заболела учительница, кто будет вести урок; в столовой отключили воду - дети вызывали скорую, сантехника, что-то придумывали).
Мы с детьми во время игры решали вопросы по математике, экологии и т. д. Дети вечером не хотели идти домой, но не потому, что им некогда играть - а просто они ещё не наигрались.
Затем дети ушли в школу. Учатся они хорошо, я поддерживаю отношения и с детьми, и с родителями.
Но самое главное, дети свободно вступают в контакт со сверстниками и с взрослыми, могут высказать своё отношение к тем или иным событиям.
В сентябре пришли ко мне в группу дети трё х лет: некоторые из них посещали ясельную группу (эти дети легче адаптировались, некоторые пришли из дома. Каждый ребёнок выражал своё отношение к новой обстановке по-своему: кто-то слезами (Миша, Лиза, кто-то криком (Саша, Андрюша, а некоторые замыкались в себе (Миша, Денис). Но через две-три недели слёзы прекращались, а некоторых детей не увести было домой (Саша, Андрюша, Ксюша, Женя). В это мне помогла игра.
Я играла с детьми и утром, и вечером: мы готовили вместе кашу, путешествовали, лечили кукол и т. д. Занятия проводили только в игровой форме. В «Магазине» продавали конфеты разной формы (квадрат, треугольник, круг - так мы знакомились с геометрическими фигурами., также в «Больнице» - таблетки, микстура разной геометрической формы. Считали мы и машины, и продукты, и гостей и т. д. Во время игры рассматривала картинки, иллюстрации беседовала, но всё это ненавязчиво - мы просто играли.
В феврале месяце у нас около трёх недель был карантин по энтериту, все игрушки убрала, как же нам играть? Я взяла на себя роль продавца и стала продавать воображаемые фрукты, овощи - дети меня поддержали, приходили покупать и морковку ("Мне маленькую морковку, большое яблоко", и разные фрукты, овощи, конфеты; расплачивались воображаемыми деньгами и так же готовили для кукол еду из воображаемых продуктов.
В конце года дети разворачивали уже сложные сюжеты — например, варили кашу на молоке (гречневую, манную).
Придумывали сами, например: Вика Т. - «Илья, открой форточку каша убежала». Мама с папой вели ребёнка в сад, шли на работу, дочка заболела и т. д. - всё это отражено в одной игре.
Сюжетно-ролевые игры помогли детям усвоить успешно программу по второй младшей группе. По развитию речи усвоили программу -96% детей, по экологии - 96%, по математике - 96%, по ознакомлению с художественной литературой - 91%, социальные отношения - 100%. Низкий уровень усвоения программы у Ильи (часто болеет, пропускает занятия, в связи с чем не получает достаточных знаний). Саша - мальчик невнимательный, большие нарушения в речи (ОНР).
В этом году я продолжаю работать в этом же направлении
Игра помогает мне в успешном выполнении программы "Детство". Так через игру мы с детьми познакомились с материалами:
• пластмасса, резина - игра "Парикмахерская";
• виды материала (ткань) - игра "Семья";
• изготовление разных блюд - игра "Семья";
• составление меню - игра "Детский сад";
• знакомство со счётом, цифрами - игра "Магазин";
• о пользе овощей, фруктов - игра "Доктор";
• "Парикмахерская" и т. д.
В игре дети также приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.
Также в своей работе я знакомлю детей со сказками с помощью элементов мнемотехники. Это помогает ребятам лучше запоминать сказки, пересказывать их; вырабатываются навыки умственного труда: умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию, тренировка внимания, навык правильно воспроизвести графически.
Нам помогали и помогают и сейчас родители:
вместе с детьми они в младшей группе изготавливали салаты из овощей и фруктов (Картинки);
сшили халаты для игры «Доктор», обшили кукольный уголок;
вместе с детьми делали из теста поделки для магазина;
активное участие принимали в конкурсе «Осенние фантазии»;
по нашей просьбе с детьми ходят на экскурсии (магазин - познакомить с работой продавца и кассира, парикмахерская, пожарная часть, музей трамвая, корабль-музей «Ледокол Красин», «Аврора»);
вместе с детьми сочиняют сказки-переделки «Снегурушка и лиса», «Золушка», «Гуси-Лебеди»;
вместе стали «издателями» журнала «Колокольчик».
Я считаю, что сюжетно-ролевая игра оказывает неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника.
В ней ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определённую роль, ребёнок создаёт особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребёнка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учёбе.