Папки-передвижки

Условия и способы развития системности мышления у детей среднего возраста в речевой деятельности

Нина Антипова
Условия и способы развития системности мышления у детей среднего возраста в речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Для того, чтобы понять, как развивать логику, надо углубиться в научное определение логики. Логика – наука о законах и формах такого мышления, которое отличается строгой определённостью, непротиворечивостью, последовательностью, подчиняться законам: тождества, противоречия, достаточного основания.

Основными логическими приё мами являются: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Публикация «Условия и способы развития системности мышления у детей среднего возраста в речевой деятельности» размещена в разделах

1. Сравнение: логический приём, с помощью которого устанавливаются сходство и различие предметов. Сравнивать можно только сравниваемые предметы, то есть те, у которых есть какие-то общие признаки и есть различия.

2. Анализ – логический приём, с помощью которого ребёнок мысленно расчленяет предметы на части.

3. Синтез – логический приём, с помощью которого ребёнок соединяет в одно целое расчлененные в анализе отдельные части предмета.

Анализ и синтез – два логических приёма, всегда связанных друг с другом.

4. Абстрагирование и обобщение –

Абстрагирование – логический приём, с помощью которого ребёнок мысленно выделяет существенные свойства предметов и отвлекается от признаков несущественных. Результат абстрагирование называется абстракцией.

Абстрагируясь, отвлекаясь от несущественных признаков конкретных предметов, ребёнок выделяет у них общие существенные признаки и тем самым объединяет эти предметы в группы и классы по их общим существенным признакам.

Абстрагирование и обобщение представляют собой единый неразрывный процесс.

5. Конкретизация – логический приём, с помощью которого ребёнок всесторонне познаёт единичные предметы.

Познание окружающей среды начинается у ребёнка с формирования понятий и оперирования ими.

Понятие – форма мысли, отражающая общие существенные признаки предметов.

Познавая окружающую действительность, ребёнок сравнивает предметы друг с другом, устанавливает их сходство и различия, путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, выделяя их признаки, абстрагирует и обобщает признаки. В результате этих операций у ребёнка формируются понятия о предметах окружающей действительности. Понятия выражаются в словах. Слова являются оболочкой понятия. Понятие и слово не отделимы друг от друга.

Развитие логики и речи ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. При занятиях с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка. Родители и педагоги должны понять и принять ребёнка таким, какой он есть. Определить его интересы и наклонности. Одним из основных условий развития логики и речи в дошкольном возрасте является формирование речи, как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах.

Понятия объединены между собой в системы, которые позволяют их одного знания выводить другое знание и тем самым решать мысленные задачи, не обращаясь к предметам или образам.

Пока мышление ребёнка остаётся наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.

Взрослые, общаясь с детьми, предполагают, что слова имеют для них и для дошкольников один и тот же смысл. На самом деле, хотя дети сравнительно быстро овладевают умением правильно относить слова к определённым предметам, ситуациям, событиям, тщательное изучение показывает, что между словами – представлениями ребёнка- и словами – понятиями взрослого имеются существенные различия.

Представления детей более живо и эмоционально отображают действительность, чем понятия, но не обладают чёткостью, определённостью, систематизированностью, свойственной понятиям.

Представления, имеющиеся у детей, стихийно не могут превратиться в понятия, их можно только использовать при формировании понятий. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе обучения в школе. Но исследования показывают, что некоторые понятия могут быть усвоены и детьми старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения.

При таком обучении, прежде всего, нужно организовать особые внешние ориентировочные действия детей с изучаемым материалом.

Дальнейший ход формирования понятий состоит в том, чтобы организовать переход ребёнка от внешних ориентировочных действий к действиям в уме. При этом внешние средства заменяются словесным обозначением. Следующим условием развития логики и речи у детей является обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений. Для этого дети должны овладеть соответствующими речевыми средствами, уметь устанавливать связи от слов и словесных высказываний к их предметному содержанию и обратно: от предметов, признаков, действий, отношений – к словесным обозначениям, причём связи эти должны быть многосторонними и разнообразными. Также научить ребёнка оперировать речевыми средствами для выражения относительных понятий, для описания пространственных и временных отношений. При этом пространственные отношения между предметами следует анализировать со стороны каждого из включённых в ситуацию предметов.

Также одним из условий развития словесно-логического мышления является развитие у ребё нка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Прежде ребёнка нужно учить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классифицикацию одних и тех же объектов по-разному на основе различных критериев.

И последним условием развития логики и речи у ребёнка является овладение им логической грамотности, что включает в себя построение умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, условных).

Публикации по теме:

Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста Что же такое внимание? Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном.

Игры и упражнения для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста Автор:воспитатель Хабарова Галина Николаевна, МБОУ «Корниловская СОШ», д/с «Ёлочка», П. Двинской. Основная деятельность детей в раннем возрасте,.

Игры с водой как средство коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПРИгры с водой как средство коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР Игры с водой как средсво коррекции речевой и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Речевой этикет» Цель: формировать у детей умение общаться, исполнять роль героев сказки. Задачи: 1. Продолжать знакомить с речевым этикетом в определенных.

Консультация для воспитателей «Условия, формы и способы организации конструктивной деятельности дошкольников» Конструктивная деятельность - прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит.

Образовательная программа «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета» Краткосрочная образовательная практика Название: «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета.

Проект по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Речевой ручеек» МДОУ Детский сад «Солнышко» п. Спирово Проект по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Речевой ручеек. Разработала.

Речевой тренинг как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Шестакова Татьяна Павловна Воспитатель высшей квалификационной категории.

Условия для развития игровой деятельности Условия для развития игровой деятельности детей. Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре,.

Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия и способы развития системности мышления у детей среднего возраста в речевой деятельности
Опубликовано: 16 ноября 2015 в 20:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия и способы развития системности мышления у детей среднего возраста в речевой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Нина Антипова (УИ 390486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД