МААМ-картинки

«Умелые пальчики». Программа дополнительного образования

Сизоненко Елена
«Умелые пальчики». Программа дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Крапивинский детский сад «Светлячок»

«Умелые пальчики»

Программа дополнительного образования

Составила: воспитатель

Сизоненко Е. А.

пгт. Крапивинский

2016 - 2017

Содержание

Пояснительная записка…. 3

Характеристика программы…. 5

Содержание программы…. 6

Структура занятия…. 7

Перспективный план работы…. 8

Публикация «„Умелые пальчики“, Программа дополнительного образования» размещена в разделах

Работа с родителями…. 9

Диагностика…. 10

Литература….11

Приложения…. 12

Пояснительная записка.

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, т. е много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;

Рисование карандашом (фломастером, кистью);

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

Одевание и раздевание игрушек.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, стараться все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Цель:

Развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.

Задачи:

Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику, ловкость рук, координацию движений.

Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу и синтезу, тренировать логику.

Формировать общие речевые навыки детей, обогащать словарный запас.

Способствовать развитию предметной деятельности, развитию тактильной чувствительности; развивать глазомер, зрительное внимание.

Развивать художественный вкус, конструкторские навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур.

Развивать творческие способности.

Воспитывать доброту и инициативу; воспитывать усидчивость и терпение.

Характеристика программы.

В программе представлена система игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики для детей 4-5 лет.

Материал, имеет многофункциональный характер:

формирует фонетико-фонематическую базу;

развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев;

способствует сенсорному развитию;

активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности;

учит играть с игрушками;

формирует процесс социальной адаптации у детей.

Цель упражнений: формирование связной речи у детей, посредством развития мелкой моторики.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы.

Форма работы: групповая, подгрупповая (3-4 ребенка) и индивидуальная.

Работа с детьми эффективна лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Содержание программы.

Опираясь на требования базовой образовательной программы, вся кружковая работа с детьми планируется от простого к сложному.

Для стимулирования развития речи детей организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с 3х-летнего возраста. Осуществляется эту работа во время режимных моментов, в играх и специально организованной деятельности.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация

Познание

Художественное творчество

Труд

Безопасность

Основные направления работы с детьми на занятиях:

Пальчиковая гимнастика (пальчиковый театр, игры с пальцами).

Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «скалочки», шишки, орехи, семена).

Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, счетные палочки, мелкие игрушки).

Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).

Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

Игры в “сухом бассейне”, наполненном мелкими игрушками или цветными крышками.

Структура занятия по развитию мелкой моторики рук.

Продолжительность занятия 20 минут.

Проводится во вторую половину дня два раза в неделю.

1. Организационный момент. (Сюрпризный момент.)

2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, шишки, мячики, орехи)

Скалочку (мячик) в руках катаю,

между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа с раздаточным материалом (палочки, крышки, шнурки, нитки).

5. Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

Требования к проведению пальчиковых игр.

• Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

• Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

• Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

• Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Перспективный план работы.

№ Месяц Тема Кол-во занятий Часы

2/20мин

1 Сентябрь Диагностика

«Игрушки»

6

2 Октябрь «Овощи, фрукты» 9

3 Ноябрь «Одежда» 7

4 Декабрь «Зима, дом» 9

5 Январь «Домашние, дикие животные» 6

6 Февраль «Птицы» 8

7 Март «Транспорт» 8

8 Апрель «Мебель, посуда» 9

9 Май «Растительный мир»

Диагностика 6

Итого 68

Тема итоговой работы

1 «Осенний калейдоскоп» I кв.

2 «Зимние узоры» II кв.

3 «Весенняя капель» III кв.

Работа с родителями.

Анкетирование.

Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике».

Консультация «Развитие речи дошкольника», «Гимнастика для язычка»

Индивидуальные работы, домашние задания.

Изготовление папки – передвижки «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить», «Рука развивает мозг»

Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры», «Самомассаж рук для детей с речевыми нарушениями», «Упражнения по массажу рук».

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики.

Диагностика развития мелкой моторики руки.

Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений,

«Игры с пальчиками»

1. Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.

2. Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.

«Езда по дорожке»

Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия: деревья, реку, колодец и т. п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.

Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце показывается, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Оценка результатов. При достаточном уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту.

Литература.

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. (Логопед в ДОУ).

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М. : АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. – 46, [2] с. : ил.

3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб. : "Паритет", 2003. – 144 с. – (Серия "Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)

4. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. – М. :Издательство "Гном и Д", 2006. – 40 с.

5. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – М. : ООО «Издательство «Эксмо», 2009. – 64 с.

6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.

7. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2006. – 92 с. : ил. –

8. Романов А. А. Игры с указательным пальцем для детей. Карточки с игровыми задачами: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М. : "Плэйт"; 2005. – 48 л. : ил.

9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб. : Корона принт; М. : Бином – Пресс, 2006. – 32 с. ; ил.

10. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М. : ООО "Издательство Астрель" : ООО "Издательство АСТ", 2003. – 127л.

11. Интернет-ресурсы.

Приложение 1

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

• Различные виды мозаик.

Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).

• Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры

• Цветные клубочки ниток для перематывания.

• Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.

• Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).

• Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.

• Спички с обрезанными головками.

• Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге).

• Семена, мелкие орешки, крупа.

• Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.

• Пластилин.

• Бумага для плетения, складывания.

Разнообразный природный материал.

• Ручки, фломастеры, карандаши.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Сувениры из соленого теста» I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА По данной программе в 2010-2011учебном году будут заниматься 3 группы, 2группы – 1год обучения; 1группа – 2год.

Программа дополнительного образования «Агробизнесплан» Актуальность: В 2014 году на территории Иркутской области была утверждена Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на период.

Программа дополнительного образования «Читай-ка» Пояснительная записка Направленность программы: Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном.

Программа дополнительного образования «Я-человек, я — семьянин!» Программа дополнительного образования «Я – человек, я – семьянин!». Авторская программа социальной реабилитации «Я – человек, я – семьянин!».

Программа дополнительного образования по физическому направлению Пояснительная записка Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности,.

Программа дополнительного образования по ритмике ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования «Поиграй-ка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области.

Программа дополнительного образования «Юный экспериментатор» Пояснительная записка В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5–6 лет Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Умелые пальчики». Программа дополнительного образования
Опубликовано: 21 июня 2017 в 06:18
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Умелые пальчики». Программа дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Сизоненко Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД