Виктория Ткаченко
Программа дополнительного образования по физическому направлению
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования по физическому направлению
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый "этаж", занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом "этаже" формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему "этажу", но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный "нижний этаж" - плохая опора для следующего.
Публикация «Программа дополнительного образования по физическому направлению» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Данный проект направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ, а так же организацию их досуга.
Программа рассчитана на то, что деятельность его участников будет направлена на реализацию :
Цели
1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
2. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
3. Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности.
4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
5. Воспитывать такие качества, как товарищество, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам по играм и спортивным состязаниям.
6. Целенаправленно формировать физические качества : ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость.
Задачи
1. Психомоторная область: способствовать психосоматическому развитию ребенка; совершенствовать защитные функции организма посредством закаливания; повышать устойчивость к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды; увеличивать работоспособность ребенка; формировать основные виды двигательной (моторной, манипулятивной деятельности, неврвно-мышечной координации.
2. Познавательная область: организовать физическое воспитание таким образом, чтобы дети смогли пройти путь от запоминания и воспроизведения физических упражнений до решения проблем, в ходе которых необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными способами действий (движений, включая создание нового.
3. Эмоционально-ценностная область: формировать эмоционально-личностное отношение к явлениям физической культуры, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций здорового образа жизни, их активного проявления: ловкости, быстроты, выносливости и др. спортивно-волевых качеств.
Принципы реализации
1. Построение занятия в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей.
2. Использование инструктором разнообразных методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности.
3. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия.
4. Развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств личности.
5. Использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей при выполнении спортивных упражнений, во время проведения спортивных игр и эстафет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года. Работа проводится в форме
спортивных развлечений, досугов и спортивных праздников.
Продолжительность:
Старшая группа: 25 минут.
Подготовительная группа: 30 минут
Проводятся спортивные развлечения и досуги два раза в месяц.
Спортивные праздники один раз в квартал.
Рекомендации по проведению
В нашем ФКДОУ созданы все необходимые условия для проведения спортивных развлечений, досугов и спортивных праздников.
В наличии:
- технические средства;
- универсальные пособия;
- комплексные универсальные пособия;
- спортивное оборудование;
- спортивные пособия;
- шапочки – маски, эмблемы и др. для подвижных и спортивных игр
- хорошо оборудованный спортивный зал;
- спортивная площадка на улице с природным окружением.
Спортивные развлечения, досуги и спортивные праздники проводятся во взаимодействии с музыкальными работниками, воспитателями групп, и другими специалистами нашего ДОУ. Под непосредственным наблюдение мед. сестры, а так же в тесном контакте с семьей.
Используются такие формы организации как:
- фронтальные;
- подгрупповые;
- индивидуальные.
Методы реализации
1. Словесный метод (рассказ, беседа и др.)
2. Наглядный метод (иллюстрации, демонстрации)
3. Проблемно – поисковый (игра, исследование, анализ конкретных
ситуаций)
Ожидаемые результаты
Ожидается, что настоящая Программа позволит ребенку к поступлению в школу быть физически, душевно и социально благополучным (то есть «здоровым» по определению Всемирной организацией здравоохранения).
С первых этапов образовательного процесса ребенок окружен благополучием: для него создается специальная среда, даются необходимые знания и возможности приобретения двигательного опыта таким образом, чтобы он получал от этого удовлетворение. Действия ребенка в основном имеют исполнительские формы, т. е им руководит взрослый. Активность детей соответствует внешним критериям, предъявляемым из вне. На схеме данное благополучие отмечается тремя большими пересекающимися кругами вокруг центрального круга, в котором изображается ребенок.
На последних этапах ожидается действия детей, имеющие побудительные формы, то есть ребенок находит источники активности в себе, осуществляя акт саморегуляции, исходя из внутренних критериев. На схеме это изображено стрелочками, исходящими от самого ребенка.
Первая стрелочка обозначает непроизвольный уровень саморегуляции. У ребенка происходит регуляция организма как единой системы. Следующая стрелочка обозначает второй уровень регуляции – произвольный. Способами саморегуляции выступают произвольные действия, речь, воображение, события, которые выбирает ребенок в ходе своей двигательной активности. Последняя стрелочка обозначает высший уровень саморегуляции – волевое регулирование, который определяется ценностной ориентацией, разнообразными способами удовлетворения потребностей, выработанными личными приемами действий, облегчающими выполнение трудных задач, проявлениями волевого усилия.
Следует сказать, что стрелочки, исходя от ребенка, затем изменяют направление по кругу. Таким образом, стрелки символизируют:
во-первых, переход от одного уровня саморегуляции к другому;
во-вторых, подчинение высшим уровнем первых двух уровней (стрелка волевого регулирования окружает обе предыдущие);
в-третьих, самостоятельное сохранение и укрепление ребенком своего здоровья (стрелки окружают его физическое, душевное и социальное благополучие).
Содержание программы
Старшая группа
Ходьба. Ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы; с высоким подниманием бедра; приставным шагом вправо (влево); мелким и широким шагом; в колонне по одному, по два (парами); с изменением направления движения, «змейкой», врассыпную; с выполнением задания по сигналу; с перешагиванием через предметы; по кругу, взявшись за руки.
Бег. Бег на носках; с высоким подниманием бедра; мелким и широким шагом; бег в колонне по одному, парами; «змейкой», врассыпную, с перепрыгиванием через предметы (расстояние 70-80см., с выполнением задания по сигналу, с изменением направления движения; по кругу, взявшись за руки; челночный бег: три раза по 10м. (маличики 12, 7 с; девочки 13,0 с.). Бег на скорость – 30м (7,5 – 8,5с.).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 3- 40 прыжков 2-3раза) в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, одна нога вперед, другая назад, с поворотом. Прыжки в длину с места (не менее 80см., с разбега (не менее 100см.). Прыжок в высоту с разбега (не менее 30 – 40см.). Прыжки на двух ногах (правой или левой ноге) с продвижением вперед (на расстояние 3 – 4м.); через предметы; с перепрыгиванием канат; «змейкой»; из обруча в обруч. Прыжки через скамейке с упором на руки. Подскоки, продвигаясь вперед. Прямой и боковой галоп. Прыжки через скакалку. Прыжки на мягкое препятствие высотой 20 см., прыжки с высоты 30см. Прыжки с зажатыми между коленями предметом.
Метание. Метание предметов (мяча. снежка, мешочка) на дальность правой и левой рукой (не менее 5 – 9м.); метание предметов в вертикальную цель (высота центра мишени 2 м.) и горизонтальную цель с расстояния 3 – 4м. ; метание гранаты на дальность; метание набивного мяча весом 1 кг. на дальность 2,5м.
Ползание и лазание. Ползание на четвереньках (3-4м., с мешочком на спине, подталкивая перед собой мяч головой; ползание по скамейке на коленях и предплечьях, на ладонях и ступнях, на животе; переползание через препятствие (гимнастическую скамейку, бревно); пролезание в обруч прямо и боком в группировке, в движущийся обруч.
Строевые упражнения. Построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два. Размыкание в колонне - на вытянутые руки вперед, в шеренге – на вытянутые руки в стороны. Повороты направо, налево, кругом. Перестраиваться из одной колонны в несколько на ходу. Повороты направо, налево, кругом.
Общеразвивающие упражнения и упражнения с предметами. Разводить руки в стороны из положения «руки перед грудью»; поднимать руки вверх и разводить ладонями вверх из положения «руки за голову»; поднимать руки вперед-вверх со сцепленными в «замок» пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь);поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно; поднимать и опускать кисти, сжимая и разжимая пальцы. Переступать на месте, не отрывая от опоры носки ног; приседать, поднимая руки вперед, в сторону. Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать их и опускать; перекладывать предметы, передвигать их с места на место пальцами ног; поднимать руки верхи опускать их вниз, стоя у стены, касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положения «руки перед грудью», «руки за голову».
Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку. Согласовывание ритма движений с музыкальным произведением.
Упражнения на снарядах. Висы на шведской стенке. Ходьба по гимнастической скамейке, бревну; с мешочком на голову; приставным шагом; с перешагиванием через предметы, с заданиями (на середине присесть, пролезть в обруч, с хлопками и мн. др.). Перепрыгивание с одной автопокрышки на другую (вкопанных вертикально). Ходьба и бег по разноуровневому буму из автопокрышек.
Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом; выполнять повороты на месте и в движении; подниматься на горку лесенкой. спускаться с нее в низкой стойке, тормозить.
Подвижные игры.
С бегом: «Карусель», «Быстро в колонну», «Ловишки с ленточками», «Мы веселые ребята», «Быстро возьми», «Ловишки-перебежки», «Гуси-лебеди», «Ловишки парами», «Мороз Красный нос», «Хитрая лиса», «Хромая лиса», «Совушка», «Кто быстрее», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Пустое место».
С прыжками: «Не оставайся на полу», «Удочка», «Кто сделает меньше прыжков», «Перелет птиц», «Займи пустой обруч», «Смелые воробышки», «Кто дальше прыгнит» (2-3 прыжка).
С лазаньем и подлезанием: «Мышеловка», «Медведи и пчелы», «Охотники и обезьяны», «Пожарные на учении».
С метением: «Охотники и звери», «Мяч о стенку», «Передача мяча в колонне над головой, сбоку, под ногами», «Мяч водящему» (эстафета, «Кого назвали, тот и ловит», «Снайперы».
На ориентировку в пространстве и внимание: «Прятки», «Что изменилось», «Найди предмет», «Кто ушел?», «Угадай по голосу», «Стой», «Затейники», «У кого мяч», «Летает – не летает».
Эстафеты. Обучение действиям в команде (название, передача эстафеты, переживание за товарища, взаимовыручка и т. п.).
Спортивные игры.
Городки - бросание биты сбоку; выбивание городка с коня 5-6м и полукона 2-3м.
Футбол - отбивание мяча правой и левой в заданном направлении, обведение мяча между и вокруг предметов, отбивание мяча о стену, передача мяча ногой друг другу с 3 – 5м., игра по упрощенным правилам.
Элементы хоккея – прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота, прокатывать шайбу в парах.
Бадминтон – отбивание волана ракеткой в заданном направлении, игра со взрослым. Перебрасывать волан на сторону партнера без сетки.
Баскетбол - Перебрасывание мяча в парах разноименными способами на месте и в движении; подбрасывание мяча в движении, с хлопками в ладоши; отбивание мяча двумя руками, правой и левой рукой на месте, в движении; броски в кольцо одной рукой от плеча и двумя руками от груди.
Спортивные упражнения.
Катание на санках – с горки по одному и в парах, катание по ровному месту друг друга. Выполнять игровые упражнения в эстафетах с санками.
Ходьба на лыжах – по пересеченной местности шагом, повороты на месте влево, вправо, подъем на гору «лесенкой», идти скользящим шагом, спуск в низкой стойке.
Скольжение по ледяным дорожкам – с разбега приседая и вставая во время скольжения.
Подготовительная группа
Ходьба. Обычная, на носках, с разным положением рук, на пятках, на наружных сторонах стопы, с высоким подниманием бедра, широким и мелким шагом, перекатом с пятки на носок, в приседе и полуприсяде, выпадами, спиной вперед, в колонне по одному, по два, по три, по четыре, в шеренге, в разных направлениях по кругу, с поворотами, «змейкой», врассыпную, проходить с закрытыми глазами 4-5м., с преодолением препятствий, ритмические притопывания во время ходьбы, скрестным шагом.
Бег. Обычный; на носках; сильно сгибая ноги в коленях назад; высоко поднимая колени (стараясь коснуться коленями ладоней согнуты в локтях рук); с различными положениями и движениями рук; разучивать движение рук при беге; на бегу остановиться, присесть (лечь, сесть, покружиться на месте, бежать дальше; двумя кругами друг другу навстречу; преодолевая препятствия – барьеры, набивные мячи (высотой 10-15см.). Бегать медленно до 2-3 мин, пробегать медленно 300-360м. Пробегать со средней скоростью 80-100м 2-4раза, 200м. 1-2раза. Пробегать быстро 20м 2-3раза с перерывами; челночный бег 3-4раза по 10м. Бегать наперегонки. Сочетать бег с ходьбой, прыжками, подлезанием; с преодолением препятствий в естественных условиях. Бегать широкими шагами (прыжками) с линии на линию, из кольца в кольцо; пробежать 10м с наименьшим числом шагов; из разных и. п. ,; со скакалкой; с ускорением (30м.) Соревноваться в скорости бега в играх – эстафетах.
Прыжки. На двух ногах на месте с поворотом кругом; подпрыгивать смещая ноги вправо-влево; подпрыгивать на месте с движениями рук из положений руки к плечам, руки за голову; подпрыгивать подряд 30-40 раз (повторить 3 раза); прыгать, продвигаясь вперед по гимнастической скамье; прыгать, продвигаясь вперед и перепрыгивать линию, веревку боком; спрыгивать с пособий в указанном месте; прыгать с места в длину и в высоту; подпрыгивать на одной ноге, продвигаясь вперед, подняв другую коленом вперед и взмахнув одной рукой назад, а другой вверх, затем на другой; впрыгивать на предметы высотой 30см. с разбега в 3 шага; вверх из глубокого приседа; прыгать в длину и в высоту с разбега. Прыгать на одной ноге, продвигая вперед и толкая перед собой камушек; продвигаться вперед с зажатым между ног мячом или мешочком с песком; перепрыгивать линию, на одной ноге вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением вперед. Прыгать с короткой скакалкой; прыгать через длинную скакалку; перепрыгивать через вращающуюся скакалку с места, с разбега. Пробегать под вращающееся скакалкой парами и тройками. Прыгать через большой обруч, как через скакалку.
Ползание, лазанье. По скамейке на четвереньках назад, на животе, на спине, подтягиваясь руками, по полу на животе, на четвереньках животом вверх, на четвереньках по горизонтальной лестнице, лазание по гимнастической стенке чередующим шагом, слезание по диагонали, перелезание через препятствие, подлезание под дугу, под скамейкой и другими пособиями подряд.
Бросание, ловля, метание. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками (20 раз подряд) и одной рукой (10раз); друг другу с различными заданиями из из разных исходных положений; отбивание мяча одной рукой на месте и в движении; по кругу и «змейкой», метание в горизонтальную цель правой и левой рукой с 4-5 м; вдаль на 6-12м. ; вертикальную цель, забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с нескольких шагов; броски мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу; бросок мяча и ловля его от стены с различными заданиями; различные комбинации игр в тройках.
Равновесие. Ходьба по скамейке с перешагиванием предметов; с приседанием; с поворотами; с махами ногами; с перепрыгиванием предметов; мешочком на спине на четвереньках по горизонтальному и наклонному бревну прямо и боком с различным положением рук; по шнуру «по-медвежьи», спиной вперед по линии и по скамейке; броски мяча в парах стоя на скамейках; стоять на одной ноге закрыв глаза; встать и сесть без помощи рук; удерживать мешочек с песком на голове
Строевые упражнения. В колонну по одному, в круг; в шеренгу; перестроение в колонну по два, по три, по четыре на ходу; из одногу круга в несколько; расчет на 1 – 2; перестроение из одной шеренги в две, из шеренги в колону по два; равнение в шеренге, колонне, кругу; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты направо, налево, кругом.
Общеразвивающие упражнения и упражнения с предметами.
а) для рук; поднимать руки вверх, вперед, в стороны из различных положений, энергично выпрямлять согнутые в локтях руки, выполнять круговые движения согнутыми руками, вращать обруч одной рукой, вращать кистями, разводить и сводить пальцы рук;
б) для ног; выставлять ногу вперед на носок скрестно, приседать, выпады вперед и в сторону, махи прямой ногой до касания ладони;
в) для туловища; опускать и поворачивать голову в сторону, повороты в стороны и вперед с различными положениями для рук, садиться из положения лежа на спине и наоборот прогибаться лежа на животе и др.
д) с предметами; захватывать предметы пальцами ног, приподнимать их и опускать; перекладывать предметы, передвигать их с места на место пальцами ног.
Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку. Согласовывание ритма движений с музыкальным произведением.
Упражнения на снарядах. Висы на шведской стенке. Ходьба по гимнастической скамейке, бревну; с мешочком на голову; приставным шагом; с перешагиванием через предметы, с заданиями (на середине присесть, пролезть в обруч, с хлопками и мн. др.). Перепрыгивание с одной автопокрышки на другую (вкопанных вертикально). Ходьба и бег по разноуровневому буму из автопокрышек.
Игры.
Подвижные: «Быстро возьми», «Ловишки с лентами», «Совушка», «Два Мороза», «Чье звено скорее соберется», «Жмурки», «Догони свою пару», «Коршун и наседка», «Лягушка и цапли», «Волк во рву», «Кого назвали, тот и ловит», «Стоп», «Кто самый ловкий», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Перелет обезьян», «Заря», «Золотые ворота», «Горелки», «Горшки».
Эстафеты и шуточные эстафеты: «Прыжки в длину», «Стрельба из лука», «Бадминтон», «Сбей кеглю», «Попади в олимпийское кольцо», «Туннель», «Бадминтон», «Бег на лыжах», «Бег на коньках», «Бобслей», «Ночное ориентирование», «Гребля на байдарках», «Фигурное катание», «Велогонки», «Вольная борьба».
Спортивные.
1. Городки – бросать биту сбоку, от плеча, знать 4 – 5 фигур, выбивать городки с полукона и кона.
2. Элементы баскетбола – передача мяча друг другу, перебрасывание мяча в парах от груди в движении, ловить летящий мяч на разной высоте, бросать мяч в корзину, вести мяч одной и передавать его из одной руки в другую, передвигаться в разных направлениях, усвоить основные правила игры.
3. Элементы футбола – передавать мяч друг другу на месте, вести мяч «змейкой» между предметами, попадать в предмет, забивать мяч в ворота.
4. Элементы хоккея – вести шайбу клюшкой, прокатывать шайбу друг другу и в ворота, ударять по шайбе с места и в движении.
5. Бадминтон – правильно держать ракетку, перебрасывать волан на сторону партнера без сетки, свободно передвигаться по площадке с целью не пропустить волан.
Спортивные упражнения.
1. катание на санках – поднимать во время спуска предмет, выполнять игровые упражнения в эстафетах с санками.
2. скольжение по ледяным дорожкам – с разбега присев, стоя на одной ноге, с поворотом.
3. ходьба на лыжах – идти скользящим шагом, проходить на расстояние 600м. в среднем темпе, выполнять повороты в движении, подниматься на гору и спускаться с нее, участвовать в играх
Требование к уровню подготовки воспитанников.
Старшая группа:
Знать: - употребляемые термины;
- правила выполнения некоторых физических упражнений
- связь между способом движения и полученным результатом
- принципы основных видов движений
- путем сравнения замечать ошибки и исправлять их
- правила поведения и страховка с целью соблюдения
безопасности на физкультурных занятиях, праздниках и
спортивных развлечениях
Уметь: - творчески использовать свой двигательный опыт в условиях
эмоционального общения со сверстниками
- проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности
- упражняться в движении по своей инициативе, пытаясь
освоить то, что не получается.
- поддерживать равновесие тела в условиях напряженности
усилий в процессе повторения действий с целью упражнения,
тренировки.
Подготовительная группа
Знать: - употребляемые термины
- основные характеристики здорового образа жизни
- физиологические процессы, проходящие в организме человека
при занятиях физкультурой, спортом.
- конкретные факты из истории спорта и современного
олимпийского движения
- последовательность нескольких сложных по координации
движений
- последовательность движения, выделить (с помощью взрослого)
разные его фазы, пытаться объяснить их значение для
количественного и качественного результата движения.
- как меняется соотношение частей тела, когда человек бежит,
идет на лыжах, едет на велосипеде и. т. д.
Уметь: - анализировать и комбинировать движения таким образом,
что бы получить новые
- оценивать значение того или иного движения (действия) для
достижения намеченной цели
- решать тот или иной вид двигательной деятельности
- формировать собственное мнение о ценности занятий
физкультурой, о пользе досугов, спортивных развлечений и
спортивных праздников
- различать пространственные расположения движущихся
предметов, в том числе и перемещающиеся человеческие тела
- сочетать движения в зависимости от окружающих условий
- различать скорость, направление движения, смену темпа, ритма
- самостоятельное сохранять и укреплять свое здоровье.
1. Ю. Ф. Змановский «Здоровый дошкольник» - Обруч 1996 г. №3.
2. Н. Н. Андреева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста.
3. В. Т. Кудрявцева «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет».
4. Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова «Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет». Москва 2002 г.
5. А. П. Щербак «Физическое развитие детей в детском саду» - академия развития 2008 г.
6. С. С. Прищепа «Физическое развитие и здоровье детей 3-4 лет» Москва 2009 г.
7. О. М. Литвинова «Система физического воспитания в ДОУ» Волгоград: учитель 2007 г.
8. О. Н. Моргунова «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ» Москва 2007 г.
9. М. Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» Москва 1997 г.
10. Т. И. Осокина «Физическая культура в детском саду» Москва 1986 г.
11. К. К. Утробина «Занимательная физкультура для дошкольников 5-7 лет» Москва 2003 г.
12. Ю. Р. Рябцева, Л. Ф. Жданова «Приходите к нам на праздник» Ярославль 1999 г.
13. Е. Н. Вавилова «Укрепляйте здоровее детей» Москва 1986 г.
14. В. Г. Гришин «Игры с мячом и ракеткой» Москва 1982 г.
15. В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак «Физкультурные праздники в детском саду» Москва 2001 г.
16. Ф. Е. Филева Е. Г Сайкина. «Танцевально игровая гимнастика для детей» Санкт-Петербург 2001 г.
17. Журнал «Дошкольное воспитание» №12-2004 г.
18. Журнал «Дошкольное воспитание» №6-2009 г.
19. Журнал «Дошкольное воспитание» №2-2008 г.
20. Журнал «Дошкольное воспитание» №12-2006 г.
21. Журнал «Дошкольное воспитание» №10-2007 г.