Анна Андриянова
Программа дополнительного образования «Агробизнесплан»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
Актуальность:
В 2014 году на территории Иркутской области была утверждена Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на период до 2020 года. Ее цель: активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов и формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. То есть, вдохнуть в поселки и деревни жизнь, вернуть в сельское хозяйство специалистов. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня село потихоньку вымирает, выпускники школ все больше и больше стремятся в город. А в тех деревнях, где действуют сельскохозяйственные предприятия, некому работать, не хватает квалифицированных рабочих и специалистов. Правительство региона решило вернуть некогда былую привлекательность жизни и работы на селе.
Публикация «Программа дополнительного образования „Агробизнесплан“» размещена в разделах
Сегодня Иркутская область - одна из немногих в нашей стране, где реализовывается такой проект. Предполагается, что в результате увеличится количество абитуриентов, поступающих в учреждения высшего и профессионального образования по профилю «сельское хозяйство». Но самое главное – проект позволит воспитывать инициативных, трудолюбивых людей, любящих родное село, готовых к преобразованию своей жизни и умеющих применить полученные знания на практике. По замыслу правительства региона, непрерывность агробизнес-образования заключается в подготовке будущих фермеров, начиная с… детского сада до вуза включительно. Проще говоря, сначала воспитатели начинают прививать детям любовь к работе на земле, затем педагоги школ учат их разрабатывать и организовывать бизнес-проекты собственного дела на селе, параллельно преподают школьникам основы землепользования, аграрного менеджмента и другие дисциплины. После окончания школы выпускники могут продолжать обучение в Иркутской государственной аграрной академии.
Наш детский сад решил присоединиться к пионерам дошкольного агробизнес-движения региона.
Новизна:
Отличительной особенностью данной программы является :
- связь агрономии с экологией;
- воспитание экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина через любовь к труду на земле.
Цель: удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, получить основы агрономического образования, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность.
Задачи программы.
1. Образовательные :
- дать понятия «Растениеводство»
- изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека.
- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
2. Развивающие:
- совершенствовать у воспитанников навыков по выращиванию и уходу за растениями.
- развивать познавательный интерес к растениям.
- развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать.
- развивать внимание, логическое мышление, речь воспитанников, наблюдательность.
3. Воспитательные:
- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу.
- формировать устойчивый интерес к труду.
- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.
Возраст участников.
Программа составлена с учетом регионального компонента и возрастных особенностей детей. Эта программа разработана на 1год обучения. Возраст детей – 4-7 лет (старшая, подготовительная группы).
НОД проводится по 25 минут 1 раз в неделю. Итого: 36 занятий в год.
В течение цикла проводиться следующая работа: чтение художественной литературы по данной теме, дидактические игры, рисование в свободное время, рассматривание картинок.
Предпочтительные формы организации работы: занятия, экскурсии, исследование, выставки, ярмарки, праздники, практическая работа.
Условия реализации программы.
Данная программа может быть реализована при условии наличия соответственно оборудованного уголка (в данном случае уголок «Юного агронома», опытного участка, оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.
Методика реализации программы.
Ведущее место на занятиях занимают методы: непосредственные наблюдения в природе, опытническая работа на опытном участке, экскурсии, работа в уголке «Юный агроном». Программой предусмотрены такие формы работы как экскурсии в КФХ «Халтанов», ИП «Халтанова Н. В.», участие воспитанников в подготовке и проведении массовых мероприятий, экологических акций, выставок поделок, конкурсов.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
- знать основы растениеводства;
- уметь распознавать овощные, цветочные, плодовые и полевые культуры по внешнему виду;
- уметь ухаживать за растениями, вести наблюдения за сельскохозяйственными растениями;
- уметь применять теоретические знания на практике.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к занятиям в объединении;
- углубление и совершенствование знаний воспитанников в области экологии растений;
- формирование умений и навыков в основах агрономии;
- развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов;
- формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда.
Интеграция областей
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Показатели эффективности работы являются:
Стремление воспитанников к получению новой информации и самообразованию.
Умение воспитанников ориентироваться в многообразии полевых, цветочных, плодовых и овощных культур, а также основах агротехники.
Сформированность навыков практической работы и способности к творческой деятельности.
Заинтересованность родителей в совместной деятельности детей.
Перспективный план кружковой работы на 2016 – 2017 год.
Дата Тема Цели
Сентябрь
«Юные полеводы»
1-я неделя «Что такое растениеводство» Сформировать элементарные представление о растениеводстве в нашем крае.
2-я неделя «Полеводство» Закрепить представление детей о полевых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.
3-я неделя Экскурсия на поле Формировать у детей представление о том, что во время уборки хлеба на полях трудятся люди разных профессий, а машинах необходимых для труда хлеборобов, а результатах труда колхозников и его значимости. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
4-я неделя Экскурсия на зерносклад Дать представления о труде людей разных профессий, воспитывать уважение к их труду. Рассказать детям о зерноскладе.
Опытно - экспериментальная работа:
помол муки в кофемолке Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; показать принцип превращения зерна в муку.
Октябрь
1-я неделя Экскурсия на хлебопекарню Формировать представления о труде людей разных профессий,
связанных с производством хлеба, воспитывать уважение к их труду.
Рассказать детям о работе хлебопекарни.
2-я неделя Дидактическая игра
«Что растёт на поле» Закрепить знания детей о разнообразии о полевых культурах; умение различать их и находить нужное растение.
3-я неделя СДВР
«Осеняя ярмарка» Продолжать формировать представление о растениеводстве в нашем крае.
Расширить знания детей о полевых культурах.
4-я неделя Дидактическая игра
«Бабулина кашка» Обобщить знания детей о растениеводстве в нашем крае. Закрепить представление детей о том, что из злаковых культур люди не только пекут хлеб или хлебобулочные изделия, но и готовят множество вкусных и полезных блюд; закреплять знания детей о том, из какой крупы, какую кашу можно сварить; учить составлять рассказ, опираясь на модельные схемы, изображенные на тарелочках; воспитывать уважение к труду хлеборобов.
В течение цикла проводиться следующая работа: чтение художественной литературы по данной теме, дидактические игры, рисование в свободное время, рассматривание картинок.
Ноябрь
«Юные цветоводы»
1-я неделя «Цветоводство» Закрепить представление детей о цветочных культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.
2-я неделя «Профессии людей, занятых в цветоводстве» Прививать детям интерес к цветоводству, формировать практические умений вести наблюдения за явлениями природы, стремления заботиться о растениях.
3-я неделя «Комнатные растения» Расширить знания детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
4-я неделя Экологический практикум:
- выращивание комнатных растений. Познакомить детей с разными способами выращивания цветов. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
Декабрь
1-я неделя Выращивание комнатных растений Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
2-я неделя
3-я неделя Ярмарка – распродажа «Цветы вокруг нас»
Создание условий для эстетического воспитания детей. Предоставление воспитателям и родителям возможности раскрытия своих талантов.
4-я неделя Творческая выставка «Цветочный магазин»
В течение цикла проводиться следующая работа: чтение художественной литературы по данной теме, дидактические игры, рисование в свободное время, рассматривание картинок.
Январь
«Юные овощеводы»
2-я неделя «Овощеводство» Закрепить представление детей овощных культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.
3-я неделя Беседа об овощах Уточнение знаний детей об овощах, их значении в жизни человека. Знакомить детей с профессией овощеводов.
4-я неделя Посадка овощей в «Огороде на окне» Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях.
Февраль
1-я неделя Экологический практикум:
- выращивание овощных растений. Учить детей работать в группах: обобщать опыт, вести наблюдения, ухаживать за растениями.
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя Ярмарка-распродажа
«Наш урожай» Создание условий для экологического воспитания детей. Предоставление воспитанникам видеть результаты своего труда.
В течение цикла проводиться следующая работа: чтение художественной литературы по данной теме, дидактические игры, рисование в свободное время, рассматривание картинок.
Март
«Юные садоводы»
1-я неделя «Плодоводство» Закрепить представление детей о плодовых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.
2-я неделя Беседа о фруктах Уточнение знаний детей о плодовых культурах, их значении в жизни человека. Знакомить детей с профессией садоводов.
3-я неделя НОД
"Ягоды и фрукты" Закрепить представление детей о плодовых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.
4-я неделя Викторина
«Всё о плодовых растениях» Уточнять знания детей о плодовых культурах, их значении в жизни человека.
Апрель
1-я неделя Создание коллекции «Плодовые семена и косточки» Вовлечь родителей и детей в создании коллекции, развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы.
2-я неделя Организации родителями выставки для детей
«Красная ты моя, ягодка малина» Развить умение рассказывать о ягодах, учить рекламировать свою продукцию.
3-я неделя Совместная экскурсия в ягодный питомник в д. Петрограновка. Вовлечь родителей в познавательную деятельность детей; дать детям практические знания о плодовых растениях, и уходом за ними.
4-я неделя Конкурс семейных работ из косточек плодово - ягодных культур Вовлечь родителей и детей в совместную творческую работу, развивать познавательные умения детей и родителей.
В течение цикла проводиться следующая работа: чтение художественной литературы по данной теме, дидактические игры, рисование в свободное время, рассматривание картинок.
Май
1-я неделя Игра «Сельскохозяйственный продуктовый рынок» Формирование умения вести диалог «продавец – покупатель». Обобщить знания детей о растениеводстве.
2-я неделя Мониторинг
3-я неделя
4-я неделя СДВР «Создание книги «Юные агрономы»».
Используемая литература:
Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
Интернет ресурсы.