Ольга Белова
Программа дополнительного образования «Я-человек, я — семьянин!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования «Я – человек, я – семьянин!».
Авторская программа социальной реабилитации «Я – человек, я – семьянин!» разрабатывалась и адаптируется на базе СПбГБУ социальный приют для детей «Транзит». Содержание программы разрабатывалось для трех возрастных групп: от 7до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 18 лет. Программа рассчитана на 32 часа с одним занятием в неделю в младшей возрастной группе и на 48 часов по 1-2 занятия в неделю в средней и старшей возрастной группах. Занятия проходят в форме стандартных уроков по 40 минут. Средняя наполняемость одной возрастной группы 5 человек.
Публикация «Программа дополнительного образования „Я-человек, я — семьянин!“» размещена в разделах
Программа по валеологии реализуется в три этапа (ступени) с повторением ряда вопросов для более глубокого изучения в соответствии с возрастным развитием несовершеннолетних. Содержание программы на каждой ступени подразумевает логическую последовательность изложение учебного материала, принятие и усвоение новых знаний и умений на базе уже имеющихся. Тем не менее, вновь поступивший в приют ребенок, не испытывает дискомфорта от того, что он чего-то не знает, так как каждый урок – это всего лишь отдельное звено в длинной и не прекращающейся цепочке человеческого познания.
Содержание программы имеет акмеологическую направленность, приобщая несовершеннолетних к общечеловеческим ценностям, важнейшей из которых является здоровье. В целом преподавание валеологии направлено на воспитание у детей с самого раннего возраста устойчивого стереотипа, ответственного отношения к сохранению и укреплению как своего здоровья, так и здоровья своей будущей семьи.
Направленность программы определяет её цели и основные задачи.
Целями программы являются:
• формирование у воспитанников представления о здоровом образе жизни, базовых валеологических знаниях и умениях,
• изучение вопросов полового и семейного воспитания, являющихся неотъемлемой частью ЗОЖ.
Достижение целей возможно путем постановки и решения основных задач:
-образовательные: формирование познавательной сферы несовершеннолетних в области анатомии, физиологии и гигиены: получение знаний о строении человеческого тела, основных его системах и органах, их взаимосвязи; о факторах, влияющих на состояние здоровья человека; о способах оказания первой медицинской помощи; о правилах личной гигиены; признаках и мерах профилактики часто встречающихся заболеваний (в том числе и ИППП); физических, физиологических и психических отличиях мужского и женского организма.
-развивающие: формирование у детей исследовательских и коммуникативных навыков, навыков ведения ЗОЖ (в том числе гигиенических); освоение способов оздоровительно-физкультурной деятельности; развитие интеллектуального и творческого потенциала; умения оказать первую медицинскую помощь; формирование навыков правильного реагирования в стрессовых ситуациях.
-воспитательные: формирование нравственной сферы несовершеннолетних: воспитание бережного отношения к себе, окружающим людям и окружающей среде, чувства ответственности за свое здоровье и здоровье членов собственной семьи; привитие навыков культурного полоролевого поведения.
Учебно-тематический план.
Программа 1-й ступени «Я – человек» для младшей возрастной группы (7-10 лет). 32 часа. 1 час в неделю.
Дети на первых занятиях знакомятся на доступном и элементарном для их возраста уровне со строением своего тела, органами и функциями систем организма, их взаимозависимостью, осознают вклад каждой системы в здоровое развитие и жизнь человека. С помощью практических, наглядных, игровых методов ребята формируют и закрепляют гигиенические умения и навыки.
Содержание занятий.
Внешнее и внутреннее строение человека, основные системы.
Клетка. Количество и виды клеток в человеческом организме. Растительная и животная клетка.
Кожа, строение и функции. Кожные повреждения. Навыки ухода за кожей.
Микроорганизмы. Опасные и полезные микробы.
Опорно-двигательный аппарат.
Пищеварительная система. Зубы. Бактерии в ротовой полости. Правила чистки зубов. Демонстрация средств для ухода за зубами. Язык: внешний вид, функции. Вкусовые зоны языка. Процесс пищеварения. Полезная и вредная еда.
Витамины. Основные группы витаминов, значение. Содержание в пищевых продуктах.
Кровеносная система. Состав крови, кровеносные сосуды. Сердце: местоположение и размеры. Прослушивание тонов сердца.
Дыхательная система. Строение, основные органы. Движение воздуха через нос и рот.
Органы чувств. Ухо, строение внешнего и среднего уха. Функции. Гигиена ушной раковины. Глаз: внешнее строение, значение.
Мальчики и девочки: общее и различное. Третичные половые признаки.
Знания.
Названия частей тела, краткое описание их деятельности.
Название и расположение основных внутренних органов.
Схематическое строение растительной и животной клетки, виды клеток человеческого организма.
Внешний вид кожи, цвет, толщина, индивидуальный рисунок.
Элементарные знания о микробах и способах предупреждения инфекционных заболеваний.
Основные отделы скелета. Значение скелета.
Органы пищеварения, принцип пищеварения. Качество пищи. Растительная и животная пища. Режим приема пищи.
Основные группы витаминов. Продукты, богатые витаминами.
Органы сердечно-сосудистой системы кровообращения.
Органы дыхательной системы, принцип дыхания.
Органы чувств: строение и функции.
Отличия мальчиков и девочек.
Умения и навыки.
Объясняют взаимосвязь всех органов в теле человека, пытаются анализировать, каким образом отдельный нездоровый орган может повлиять на общее состояние всего организма.
Умеют определять сходства и различия основных костей животных и человека.
Овладевают навыками обработки ран, ссадин, ушибов.
Учатся правилам личной гигиены, в том числе, умению подбирать средства для ухода за телом и лицом. Закрепляют навык правильной чистки зубов.
Определяют частоту сердечных сокращений и анализируют полученные результаты.
Учатся определять качество и пользу пищевых продуктов, используя органолептические показатели и информацию на этикетках.
Умеют объяснять принципы дыхания, пищеварения, кровообращения.
Формируют умение мыслить логически, находить нестандартные решения, тренируют способность экспериментировать и делать выводы из полученных результатов.
I.Введение (1 ч)
1.«Я существую, значит, я здоров?»
II.Вопросы анатомии, физиологии и гигиены (31 ч)
2.«Точка, точка, запятая…»
3.«Палка, палка, огуречик, вот, и вышел человечек!»
4.«Клеточки-кирпичики»
5.«Самый большой орган»
6. «Кожа служит нам года, защищает нас всегда!»
7.«У тебя такие руки, что сбежали даже брюки!»
8.«Всё болит, и я поник, расчесал себе гнойник!»
9.«Раз, два, три, четыре, пять – будем кожу очищать!»
10.«Что мне делать, как мне быть, как же кровь остановить!»
11.«Знакомые незнакомцы: микробы»
12.«Ничего важнее нет, чем мой собственный скелет!» (2ч)
13.«Зачем человеку руки?»
14.«Зачем человеку ноги?»
15.«Как может передвигаться человек?»
16.«Раздвигаем губы, а за ними – зубы!»
17.«Рот пошире ты открой, там бактерий целый рой!»
18.«Будет в ротике всё чисто, если ходишь ты к дантисту!
19.«Самые сильные мышцы»
20.«Попробуй на вкус!»
21.«Путешествие пирожка»
22.«В голове и на уме эти странные «ЕЕ»
23.«Маленькие волшебники: витамины»
24.«Реки и ручейки нашего организма»
25.«Что такое «тук» да «тук»? Это сердца слышен стук»
26.«Я дышу, а значит, я живу!»
27.«Это орган слуха – маленькое ухо»
28.«Держи ушки на макушке!»
29.«Без глаз, как без рук!»
30.«Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши мальчишки (девчонки?»
31. Итоговое занятие «Взрослые и дети»
Программа 2-й ступени «Я – человек» для средней возрастной группы (11-14 лет). 48 часов. 1- 2 часа в неделю.
В этой части программы ребята продолжают изучение анатомо-физиологических особенностей человека и вопросов гигиены. Объем теоретической информации, предоставляемый педагогом, значительно увеличивается. Тем не менее, изучение ряда тем предусматривает применение практических методов.
В содержание программы включаются вопросы полового развития и воспитания подростков, предоставляется информация о психоактивных веществах: их воздействии на человека и последствиях их употребления.
Содержание.
Здоровье и определяющие его факторы Здоровый образ жизни. Взаимодействие систем организма.
Пищеварительная система: строение и функции органов. Схема пищеварения.
Культура питания, калорийность пищи. Органические вещества: жиры, белки, углеводы, витамины. Неорганические вещества: минеральные соли, вода.
Сердечно-сосудистая система. Работа сердца и принцип кровообращения. Болезни сердца и сосудов. Стресс.
Нервная система: центральная и периферическая. Типы высшей нервной деятельности. Сон. Цветотерапия. Ассиметрия полушарий головного мозга. Память, виды памяти и её тренировка.
Скелетная система: отделы, виды костей (их строение и соединение). Строение и функции позвоночника. Плоскостопие, виды плоскостопия.
Дыхательная система: расположение и функции органов. Принцип дыхания. Типы дыхания. Гигиена дыхательной системы. Основные заболевания дыхательной системы.
Органы чувств. Глаз: внешнее и внутреннее строение. Близорукость и дальнозоркость. Астигматизм. Способы коррекции зрения.
Кожа. Строение и функции. Инфекционные кожные заболевания. Лечение и профилактика. Уход за кожей лица и тела.
Эндокринная система. Железы внутренней секреции и гормоны. Гормональные нарушения и заболевания.
Мочевыделительная система: строение, функции. Основные болезни мочевыделительной системы: причины, принципы лечения, профилактические меры.
Половая система мужчины и женщины, строение и расположение органов. Менструации и поллюции. ИППП. Способы контрацепции. Ранняя беременность и аборт. Гиперсексуальное поведение юноши, мастурбации.
Табакокурение и алкоголизм. Никотиновая зависимость. Наркотики и другие ПАВ.
Основы безопасности жизнедеятельности. Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях.
Мышечная система: строение, функции. Тренировка мышц.
Иммунная система. Виды иммунитета. Признаки снижения иммунитета. Аутоиммунные заболевания. Вакцинация.
Знания.
Здоровье. Факторы, определяющие здоровье.
Строение и принципы работы всех систем организма.
Химический состав клетки: органические и неорганические соединения.
Питание: культура, вред и польза.
Основные болезни систем организма (в том числе ИППП): причины, лечение, способы профилактики.
Характеристика пубертатного периода девушек и юношей. Первичные и вторичные половые признаки. Способы контрацепции. Правила личной гигиены.
Виды ПАВ и их воздействие на организм человека.
Принципы оказания первой медицинской помощи.
Умения и навыки.
Анализируют взаимосвязь всех органов и систем организма, выделяют основные факторы, влияющие на здоровье человека. Описывают формы охраны здоровья. Могут предложить свои идеи по сохранению здоровья, наметить пути оздоровления окружающей среды.
Умеют определять основные антропометрические данные, объясняют необходимость их поэтапного измерения, полученные результаты заносят в собственный Дневник здоровья.
Формируют привычку уделять внимание своему питанию, классифицируют пищу в соответствии с основными питательными веществами, приводят примеры сбалансированной дневной диеты. Умеют анализировать информацию на этикетках продуктов питания, лекарственных препаратах.
С помощью изученных методик и тестов могут определить тип высшей нервной деятельности, какая рука является ведущей, каким образом цвет влияет на характер человека. С помощью мнемотехник развивают в себе способности быстрого запоминания информации.
Овладевают комплексом упражнений для профилактики плоскостопия, болезней позвоночника, направленных на усиление основных мышечных групп. Овладевают приемами дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Обосновывают преимущества регулярных занятий физической культурой и спортом для всего организма.
Определяют частоту дыхания и силу дыхательных мышц, анализируют полученные результаты. Учатся предотвращать болезни дыхательной системы, применяя профилактические меры. Овладевают приемами точечного самомассажа от простуды. Умеют проводить искусственное дыхание.
Поясняют важность для здоровья систематического ухода за своим телом, обосновывают применение косметических процедур, процедур закаливания и массажа. Девушки обучаются навыкам использования декоративной косметики.
Умеют определять инфекционные (в том числе ИППП, хронические, детские заболевания. Описывают способы передачи и предотвращение инфекций.
Определяют социальные и физические характеристики девочек и мальчиков, объясняют репродуктивную функцию половой системы.
Обучаются навыкам оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях
Анализируют воздействие ПАВ на функционирование систем тела.
Формируют умение мыслить логически, находить нестандартные решения, тренируют способность экспериментировать и делать выводы из полученных результатов.
I. Введение (2 ч)
1.«Что такое здоровье?»
2.«Дневник здоровья»
II. Вопросы анатомии, физиологии и гигиены (46ч)
3.«Удивительные превращения пирожка»
4.«Что мы едим?»
5.«Не человек для еды, а еда для человека!»
6.«Маленькие волшебники: витамины»
7. «Что мы пьем?»
8."Много есть вредно, а мало - скучно!»
9.«И сердце – пламенный мотор…»
10.«Болезни века»
11.«В голове моей опилки!»
12.«Вместо шапки на ходу, он одел сковороду…»
13.«Характер человека создает его судьбу»
14.«Жизнь – это сон?»
15.«Попробуй, усни!»
16."Без тебя, моя планета, и глаза другого цвета!»
17.«Две половинки одного целого»
18.«Я опору составляю - прыгать, бегать помогаю!»
19.«Второй мозг»
20.«Даже дыхание не дается даром»
21.«Дышите – не дышите»
22.«Вообще-то земля круглая: откуда же у меня плоскостопие?»
23.«Десять золотых правил»
24.«Сегодня дождь, повсюду «каша», а у меня ринит и кашель!»
25.«Глаза – окно в мир»
26.«Глаз-алмаз»
27.«Ни дня без гимнастики для глаз!»
28.«Трёхслойная броня»
29.«На меня напала грусть, постоянно я чешусь»
30.«Свет мой, зеркальце, скажи…»
31.«Что наша жизнь? Гормон!»
32.«Две фасолины-сестрицы, удалые мастерицы!»
33.«У меня растут года, будет мне семнадцать…»
34.«Девочкам-мамам»
35.«Мальчикам-папам»
36.«Чума XX века?»
37.«Ангел-предохранитель»
38.«Брошу курить, сопьюсь от радости»
39. Экскурсия в Музей гигиены (2ч)
40.«На все случаи жизни» (2ч)
41.«Кто придет мне на подмогу, поломал сегодня ногу?»
42.«Всё хорошо, что хорошо качается»
43.«Движение – жизнь!» (2ч)
44.«Одно мы в памяти храним, другое там хороним»
45.«Пограничная застава»
Программа 3-й ступени «Я – семьянин» для старшей возрастной группы (15-18 лет). 48 часов. 1- 2 часа в неделю.
В данной части программы рассматриваются вопросы семейного и полового воспитания. Подростки примеряют на себя новые роли – отца и матери, учатся взаимодействовать друг с другом, нести друг за друга ответственность. Ключевой момент – осознание подростком ценности человеческой жизни, появление желания сохранить и (или) улучшить качество жизни, наполнить её смыслом.
Содержание.
Анатомо-физиологические признаки полового созревания. Различие в темпах физического и полового развития девушек и юношей. Общие закономерности. Нарушение гормонального равновесия. Психологические проблемы. Психосексуальные особенности полового развития мальчиков и девочек. Менструации и поллюции. Проблемы гигиены. Физическая и социальная зрелость. Раннее половое развитие. Добрачная половая жизнь. Аборты. Онанизм.
Половые извращения. Эротика и порнография.
Любовь и дружба, истинные чувства. Половое просвещение ребенка в семье. Подростковая дружба мальчиков и девочек. Родители и дети: как говорить со своими детьми.
ИППП и венерические заболевания: возбудители, лечение, осложнения, профилактика.
Современные методы контрацепции.
Вредные привычки и здоровее зачатие. Половая мораль и здоровье ребенка. Медико-психологические основы вступления в брак.
Сексуальная гармония и дисгармония, причины. Индивидуальность половых возможностей человека. Патология и норма в интимных отношениях. Половые расстройства. Пути к гармонии.
Понятие семьи, типы семей. Типология семейного воспитания. Психология семейных отношений. Конфликты в семье. Тактика поведения в конфликте. Методы преодоления конфликтов в семье. Измена и ревность. Семейная деструкция. Развод и его последствия Права и обязанности супругов. Алименты. Конвенция о правах ребенка. Ювенальная юстиция.
Гигиена семьи: режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой и спортом, гигиена тела. Массаж, закаливание
Витамины. Основные группы витаминов, значение, содержание в пищевых продуктах. Лекарственные растения и травы.
Беременность женщины. Образ жизни беременной женщины, отношение окружающих. Любовь к ребёнку до его рождения. Рацион питания беременной женщины и ее душевное состояние. Развитие плода и осложнения. Хромосомные аномалии.
Становление родителей: родительские чувства и родительское поведение. Появление ребенка и психосексуальные отношения супругов. Родители: значение женской эмоциональности, мужественность отца в жизни ребенка.
Режим ЗОЖ малыша. Принципы ухода за ребенком первого года жизни. Режим дня, одежда, питание, движение, игры.
Оказание первой медицинской помощи ребенку при попадании инородного тела в органы и ткани. Характеристика основных детских заболеваний: причины, лечение, осложнения, профилактика.
Детские страхи. Индивидуальность ребенка. Психические качества ребенка, умения и навыки, эмоциональные особенности и способности. Врожденные способности. Игры в жизни ребенка.
Хиромантия и нумерология: науки или псевдонауки?
Внутренние резервы человека.
Знания.
Анатомо-физиологические признаки и психосексуальные особенности полового созревания юношей и девушек. Первичные и вторичные половые признаки. Гигиена тела.
Последствия ранних половых связей, абортов. Способы современной контрацепции. Основные ИППП: возбудители, лечение, осложнения, профилактика. Прием алкоголя, курение, употребление ПАВ и здоровое зачатие.
Проявления половых перверсий.
Беременность: внутриутробное развитие плода, особенности протекания, хромосомные нарушения. Образ жизни беременной женщины.
Правила ухода за ребенком первого года жизни. Детские инфекционные заболевания: симптомы, лечение, осложнения, профилактика. Детские страхи.
Природа конфликтов в семье и способы их устранения. Права и обязанности супругов.
Составляющие личной гигиены: режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой и спортом, уход за телом.
Декоративная и гигиеническая косметика. Правила ухода за лицом и телом.
Основные витаминные группы. Продукты, богатые витаминами.
Основные лекарственные растения и травы. Лечебное действие, правила сбора, дозировка.
Умения и навыки.
Несовершеннолетние могут оценить свое физическое развитие, психологические проблемы созревания, осуществляют правильный уход за телом.
Описывают изменения, происходящие в подростковом возрасте.
Оценивают вклад каждой системы в выживание и здоровье всей системы организма.
Анализируют влияние образа жизни матери на развитие плода.
Формируют навыки ухода за новорожденным ребенком.
Овладевают способами справляться с семейными конфликтами, в том числе связанными с особенностями подросткового периода.
Самостоятельно интерпретируют сведения о лекарствах, витаминах, БАДах.
Умеют выбирать и грамотно использовать различные виды декоративной и гигиенической косметики.
Составляют режим дня, план регулярной физической активности, составляют сбалансированное меню на день, учитывая требования к питанию подростка.
Умеют рассчитывать индекс массы тела. Объясняют связь между количеством потребляемых калорий, весом тела и уровнем активности.
Анализируют последствия курения, употребления наркотиков, алкоголя.
Объясняют значение и роль иммунизации в предотвращении болезней. Описывают пути предупреждения ВИЧ-инфекции и других БППП.
Умеют оказать первую медицинскую помощь в различных ситуациях, в том числе при попадании инородного тела в различные органы.
1.«Мужчина и женщина?»
2.«Очумелые ручки»
3. В жизни есть инверсии – разные перверсии»
4.«Любви все возрасты покорны…»
5.«Вам и не снилось…» (2ч)
6.«Болезни любви» (2ч)
7.«Экономя на противозачаточных, разоришься на подгузниках!»
8.«Мать мертвого ребёнка»
9.«Здоровые родители – здоровый ребёнок»
10. Экскурсия в Музей гигиены (2ч)
11.«Когда в семье лад»
12.«Запретный плод сладок»
13.«Новая ячейка общества»
14.«С любимыми не расставайтесь»
15.«Начало новой жизни»
16.«Раздел гинекологии про плод и патологии»
17.«Девять месяцев, которые нас создают»
18.«Мы – родители»
19.«И такая дребедень целый день…» (3ч)
20.«Нет беды страшней на свете, чем болеющие дети!» (2ч)
21.«Когда я ем, я глух и нем!»
22.«Кнутом или пряником?»
23.«Из кровати плач и «ахи», к нам пришёл кошмар и страхи»
24.«Вся наша жизнь – игра!»
25.«Папа может, папа может всё, что угодно…»
26.«Семья глазами родителей, семья – глазами ребенка»
27.«А если вдруг?»
28.«Самые главные в жизни вещи – это не вещи»
29.«Я – отец и, встав с постели, я хватаюсь за гантели»
30.«Чем кормить? Ответа нету, значит, сядем на диету!»
31.«На глазах у всех я таю, я калории считаю»
32.«Вдох глубокий, руки шире…»
33.«Вредна еда до дна»
34.«Чистота – половина здоровья»
35.«Телосложение и теловычетание»
36.«Витаминная азбука»
37.«Лечит мята невралгию, а свекла — гипертонию…» (2ч)
38.«Магия чисел и линий»
39.«Сверхчеловек»
40.«Удивительные люди»
41. Итоговое занятие
Список использованной литературы.
1. Валеология человека. Здоровье-любовь-красота. В 2-х книгах, 5 томах. Книга 1-я (Т. 1, Т 2 и Т 3). Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и Ко», 1998. – 720 с.
2. Валеология человека. Здоровье-любовь-красота. В 5 томах. Книга 2-я, Т 4, Т 5. Красота и Валеология Любви. – Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и Ко», 1998.–832с.
3. Джуан С. Могут ли поцелуи продлить жизнь? Странности нашего тела и поведения/С. Джуан. – М. : РИПОЛ классик, 2011. – 496 с.
4. Джуан С. Странности нашего тела. Занимательная анатомия/ С. Джуан. – М. : РИПОЛ классик, 2008. – 560 с.
5. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
6. Колбанов В. В. Валеологический практикум: Учебное пособие для педагогов/ В. В. Колбанов. – СПб. : СПбАППО, 2005. – 198 с.
7. Лямкина Г. Ф. Оценка физического развития детей приюта «Транзит». Отчет за 2012- 2016 гг. Санкт-Петербург, 2016.
8. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ А. М. Митяева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
9. Осмоловская И. М. Наглядные методы обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/И. М. Осмоловская. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
10. Попов С. В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 256 с.
11. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и Ко», 1995. – 352 с.
12. Татарникова Л. Г., Поздеева М. В. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5-7 классов. Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и Ко, 1996. – 288 с.
13. Татарникова Л. Г., Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. Валеология – основы безопасности жизни ребенка (пособие к курсу валеологии «Я и моё здоровье» для школы первой ступени, 2-е изд. – СПб; изд. «Петроградский и Ко», 1995. – 240 с.
14. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М., Российское педагогическое агентство, 1997. – 246 с.